Решение по делу № 2-4011/2019 от 01.07.2019

Дело № 2-4011/2019

УИД: 21RS0023-01-2019-004425-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2019 года                            г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием истца Пыльчиковой А.В., представителя истца – Корниенко М.В., представителя администрации города Чебоксары – Куманейкиной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пыльчиковой Алефтины Владимировны к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Пыльчикова А.В. первоначально обратилась в суд с иском о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке в связи с проживанием в жилом помещении непригодном для проживания. В процессе рассмотрения дела в суде истица увеличила размер заявленных исковых требований, заявив требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 руб. Свои требования истица мотивирует тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. В результате проведенного подрядной организацией ремонта кровли в дата году ее квартира была затоплена и пришла в негодность. Факт повреждения чердачного перекрытия данного дома, указывает истица, подтверждается экспертным заключением ИП ФИО5 от дата, проведенного в рамках гражданского дела ----- по разрешению спора о взыскании ущерба, причиненного затоплением, по которому Московским районным судом г. Чебоксары дата было вынесено решение, где установлено, что причиной затопления послужил прогиб железобетонной панели перекрытия, при этом вина подрядной организации не установлена и в удовлетворении требований о возложении обязанности произвести ее ремонт суд отказал. Ее требование о предоставлении другого равнозначного жилого помещения ответчиком оставлено без удовлетворения по тем мотивам, что она не признана малоимущей и не состоит в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по месту жительства. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истица, служит основанием для обеспечения ее жилым помещением в судебном порядке.

В судебном заседании истица и ее представитель данный иск поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что в установленном законом порядке принадлежащая истице на праве собственности квартира по адрес непригодной для проживания не признавалась. Но факт наличия повреждений в указанном доме в виде прогиба железобетонной балки подтвержден решением Московского районного суд г. Чебоксары, где истица участвовала в качестве третьего лица. Несмотря на то, что истица обладает правом собственности на иное жилое помещение, она не лишена возможности требовать предоставления ей в качестве компенсации другого жилого помещения, ввиду невозможности проживания в квартире по адрес.

Куманейкина О.М., представляющая интересы администрации города Чебоксары, иск не признала и просила в его удовлетворении отказать, пояснив суду, что в данном споре основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке отсутствуют.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Вопреки утверждениям истицы, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением предусмотренных законом случаев, и реализация права на внеочередное обеспечение жильем возможна только при условии соблюдения всех требований жилищного законодательства, что в данном споре не установлено.

Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Заявляя о непригодности для проживания принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адрес, истица, вместе с тем, доказательства о признании данного жилого помещения непригодным для проживания не представила и судом наличие указанных обстоятельств не установлено.

Так, из положений ч. 4 ст. 15 ЖК РФ следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 43 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).Уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован п. 7 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 33 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33).

Согласно п. 34 названного Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования (п.41).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Как видно из материалов дела, межведомственная комиссия по вопросу признания указанного истицей жилого помещения непригодным для проживания не созывалась, что истицей признано в судебном заседании и на момент разрешения данного спора никаких решений по этому вопросу не принято.

Кроме того, как признала в судебном заседании истица, жилое помещение, которому причинен ущерб в результате затопления, не является для нее единственным; малоимущей в целях получения жилого помещения на условиях договора социального найма истица также не признана и на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.

Таким образом, истица в силу приведенных выше положений о порядке реализации права на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, не может быть отнесена к числу лиц, перед которыми у государства в лице органов муниципальной власти возникает обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий вследствие отсутствия у них возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, и как следствие этого на орган местного самоуправления в судебном порядке не может быть возложено исполнение обязанности, не предусмотренной действующим законодательством. В противном случае это может привести к нарушению принципа финансовой самостоятельности, гарантированной органам местного самоуправления ст. 12, частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам, согласно ст. 150 ГК РФ, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ------, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

При этом, компенсация морального вреда, причиненного действиями, нарушающими имущественные права гражданина, как следует из положений ч.2 ст. 1099 ГК РФ, может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Нормы ЖК РФ и другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат положений, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ------ и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Таким образом, возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации.

Из п. 1 названного Постановления также следует, что суду необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

С учетом приведенных положений истец должен доказать причинение вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями и размер компенсации вреда.

Поводом для обращения с требованием о компенсации вреда, как следует из содержания иска (л.д.31) являются обстоятельства, связанные с причинением ущерба недвижимому имуществу, т.е. истцом заявлено о нарушении его имущественных прав в жилищной сфере.

Помимо этого стороной истца не представлено доказательств того, что нарушение имущественных прав привело к утрате здоровья, как физического, так и психического, т.е. возникло опосредованное влияние факта такого нарушения на его личные неимущественные права. Непредставление указанных доказательств не позволило суду установить вину ответчика и определить ее степень, а также размер причиненного истцу морального вреда в силу положений ст. 1101 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Пыльчиковой Алефтины Владимировны о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке и о компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 09 октября 2019 года.

2-4011/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Пыльчикова Алефтина Владимировна
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее