Решение по делу № 3а-62/2021 от 17.08.2021

Дело № 3а-62/2021 (37OS0000-01-2021-000081-06)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2021 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием представителей:

административного истца – прокурора Хохловой А.П.,

административного ответчика – Правительства Ивановской области Соколова Д.В.,

заинтересованных лиц: Департамента здравоохранения Ивановской области Вохмянина П.С., Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области Гусевой Т.В.,

действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 20 февраля 2021 г. № 96-п (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 28 октября 2021 г. № 512-П),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Ивановской области от 20 февраля 2021 г. № 96-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Территориальная программа).

Постановлениями Правительства Ивановской области от 23 июня 2021 г. №283-п, от 12 июля 2021 г. № 316-п, от 28 октября 2021 г. № 512-п в Территориальную программу внесены изменения.

Заместитель прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать несоответствующими Федеральным законам от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельные положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 20 февраля 2021 года № 96-п, а именно:

- абзац 5 пункта 6.2 в части слов: на 2021 год – 0,329 посещения на 1 жителя;

- абзац 6 пункта 6.2 в части слов: на 2021 год – 0,0041 посещения на 1 жителя, что в расчете на 1 застрахованное лицо – 0,0041 посещения, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами – 0,0018 на 1 жителя, что в расчете на 1 застрахованное лицо составляет 0,0018 посещения;

- абзац 31 пункта 6.2 в части слов: на 2021 год – 0,053 койко-дня, что в расчете на 1 жителя составляет на 2021 год – 0,052 койко-дня;

- абзац 33 пункта 6.2 в части слов: на 2021 год – 0,00026 случая лечения на 1 застрахованное лицо;

- абзац 16 пункта 7.1 в части слов: 22141,7 рубля;

- абзац 19 пункта 7.1 в части слов: 36555,1 рубля.

Заявленные требования мотивированы тем, что положения Территориальной программы в оспариваемой части противоречат Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299 (далее – Федеральная программа, Программа государственных гарантий), что нарушает права жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объеме, который установлен Правительством Российской Федерации.

Определением суда от 8 октября 2021 г. в связи с отказом административного истца от административного иска производство по данному делу прекращено в части требований о признании недействующими абзаца 6 пункта 6.2 в части слов: на 2021 год – 0,0041 посещения на 1 жителя, что в расчете на 1 застрахованное лицо – 0,0041 посещения, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами – 0,0018 на 1 жителя, что в расчете на 1 застрахованное лицо составляет 0,0018 посещения; абзаца 16 пункта 7.1 в части слов: 22141,7 рубля; абзаца 19 пункта 7.1 в части слов: 36555,1 рубля.

В оставшейся части в судебном заседании прокурор Хохлова Н.П. поддержала заявленные требования, уточнив, что Территориальная программа оспаривается в редакции постановления Правительства Ивановской области от 28 октября 2021 г. № 512-П, то есть в действующей редакции, указав, что:

- абзац 5 пункта 6.2 раздела 6 Территориальной программы в части установления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, а также посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желёз и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи), за счёт бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области на 2021 год - 0,329 посещения на 1 жителя противоречит пункту 2.1.1 раздела VI Программы государственных гарантий, устанавливающему средний норматив объёма такой медицинской помощи на 2021-2023 годы - 0,73 посещения на 1 жителя;

- абзац 31 пункта 6.2 раздела 6 Территориальной программы, устанавливающий для паллиативной помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области, в рамках сверхбазовой программы ОМС на 2021 год - 0,053 койко-дня, что в расчете на 1 жителя составляет на 2021 год - 0,052 койко-дня, противоречит пункту 6 раздела VI Программы государственных гарантий, устанавливающему для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет ассигнований соответствующих бюджетов на 2021 - 2023 годы - 0,092 койко-дня на 1 жителя;

- абзац 33 пункта 6.2 раздела 6 Территориальной программы в части установления средних нормативов объемов медицинской помощи при ЭКО, оказываемой медицинскими организациями (за исключением федеральных клиник) на 2021 год - 0,00026 случая лечения на 1 застрахованное лицо противоречит пункту 5 раздела VI Программы государственных гарантий, устанавливающему для медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских центров) на 2021 год - 0,000509 случая на 1 застрахованное лицо.

Представитель административного ответчика – Правительства Ивановской области Соколов Д.В. административный иск не признал, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области, надлежащим образом опубликовано; установление в Территориальной программе нормативов объеме медицинской помощи в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральной программой, не противоречит федеральному законодательству, поскольку упомянутые нормативы установлены с учетом критериев, предусмотренных частью 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, одновременно указал на отсутствие доказательств нарушения прав жителей Ивановской области при оказании медицинской помощи в связи с установлением оспариваемых нормативов.

Представитель заинтересованного лица – Департамента здравоохранения Ивановской области Вохмянин П.С., поддержав правовую позицию Правительства Ивановской области, возражал против удовлетворения административного иска, дополнительно указав на то, что законодательством допускается возможность установления в Территориальной программе нормативов объема медицинской помощи, отличных от установленных Федеральной программой; оспариваемые нормативы объема медицинской помощи установлены с учетом уровня заболеваемости населения Ивановской области, являются сбалансированными и удовлетворяют потребности жителей региона в медицинской помощи.

Представитель заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее – ТФОМС) Гусева Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что медицинскую помощь в виде экстракорпорального оплодотворения в рамках Территориальной программы Ивановской области реализует исключительно ООО «Клиника современной медицины», объемы медицинской помощи в количестве 250 ед. заявлены данной организацией в уведомлении на включение к Территориальную программу, что соответствует утвержденному среднему нормативу медицинской помощи при ЭКО в размере 0,00026 случаев.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом Ивановской области, принятым Ивановской областной Думой 29 января 2009 г. (далее – Устав), Правительство Ивановской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области (часть 1 статьи 59). Губернатор Ивановской области является Председателем Правительства Ивановской области (статьи 42 Устава).

Согласно статье 60 Устава Правительство Ивановской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В силу статьи 10 Закона Ивановской области «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области» от 6 мая 2011 г. № 42-ОЗ правовые акты Правительства Ивановской области, имеющие нормативный характер, оформляются постановлениями Правительства Ивановской области.

На основании части 1.4 статьи 2 Закона Ивановской области «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ официальным опубликованием законов Ивановской области и иных правовых актов Ивановской области также является первое размещение их полных текстов на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://www.pravo.gov.ru в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Текст постановления от 20 февраля 2021 г. № 96-п, которым утверждена оспариваемая в части Территориальная программа, был размещен (опубликован) на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 20.02.2021, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 03.03.2021.

Постановления Правительства Ивановской области, которыми в Территориальную программу внесены изменения: от 23 июня 2021 г. № 283-п, от 12 июля 2021 г. № 316-п, от 28 октября 2021 г. № 512-п опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru соответственно 24.06.2021, 15.07.2021, 29.10.2021.

В подтверждение соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в действующей редакции административным ответчиком представлены пояснительные записки, содержащие обоснования принятых решений, и листы согласования.

Таким образом, оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят Правительством Ивановской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований к форме, процедуре принятия, опубликования, и административным истцом по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя оспариваемую часть нормативного правового акта на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7, часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 4, пункта 5 статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии спрограммойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 2 статьи 19 приведенного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

Из содержания статей 80 и 81 данного закона следует, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признается программа, утвержденная Правительством Российской Федерации и устанавливающая, в том числе, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также требования к разработке, утверждению и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из таких принципиальных требований является то, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 1 статьи 81).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2299.

Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце 4 раздела I (Общие положения) этой программы.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (части 2 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Поскольку базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории России и гарантирует объем медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования в объеме, определенном этой программой, территориальная программа обязательного медицинского страхования также должна гарантировать объем медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закрепленного в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объемов медицинской помощи.

Средние нормативы объема медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, носят базовый характер и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.

Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый).

В этом же разделе предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Федеральной программы.

Федеральный законодатель также предусматривает возможность учитывать при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не только порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, но и особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи, финансируемых за счетов бюджетов субъекта Российской Федерации, отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств.

Так, абзацем 5 раздела VI Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2021 - 2023 годы составляют 0,73 посещения на 1 жителя (включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами).

Пункт 5 раздела VI Федеральной программы устанавливает для медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских центров) на 2021 год средний норматив объема такой помощи - 0,000509 случая на 1 застрахованное лицо, в том числе в федеральных медицинских организациях на 2021 - 2023 годы - 0,000059 случая на 1 застрахованное лицо, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) на 2021 год - 0,00045 случая на 1 застрахованное лицо.

Пункт 6 раздела VI Федеральной программы устанавливает для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет ассигнований соответствующих бюджетов на 2021 - 2023 годы средний норматив в 0,092 койко-дня на 1 жителя.

Сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы объема медицинской помощи, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Ивановской областью) нормативы являются значительно заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, даже с учетом с учетом возможности применения понижающего коэффициента, предусмотренного письмом Министерства здравоохранения России от 31 декабря 2020 г. №11-7/И/2-20700 по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 годов, содержащего разъяснения о возможности применения в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, понижающих коэффициентов к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов, который для Ивановской области определен в размере 0,8 (раздел 4).

При этом Правительством Ивановской области и Департаментом здравоохранения Ивановской области не приведено соответствующих обоснований и доказательств проведения расчетов, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, с учетом которых оспариваемые нормативы объема медицинской помощи установлены в указанных размерах.

Так, доводы представителей о том, что в качестве компенсации пониженного среднего норматива объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях был увеличен норматив объема для паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, включая посещение на дому выездными патронажными бригадами, не могут быть приняты во внимание в отсутствие соответствующих доказательств, подтверждающих приведенные обстоятельства пониженной нуждаемости в оказании паллиативной помощи в стационарных условиях.

Ссылка в пояснительной записке к проекту постановления от 12 июля 2021 г. № 316-п о внесении изменений в Территориальную программу (л.д. 159-160) в части аргументации установления объемов паллиативной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, ниже федерального норматива на региональную программу «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Ивановской области» на 2020 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 8 июня 2020 г. № 267-п, предусматривающую поэтапный переход на стационарозамещающие формы оказания паллиативной медицинской помощи, также не подтверждает обоснованность такого снижения, поскольку указанная программа является плановым документом, основанным на фактических данных 2017-2019 годов и инфраструктуре оказания ПМП в стационарных условиях в 2018 году.

Аналогичным образом суд не может согласиться с позицией административного ответчика и заинтересованных лиц относительно установленного среднего норматива объема медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении на 2021 г.

Доводы Департамента здравоохранения Ивановской области и ТФОМС Ивановской области по данному вопросу сводились к тому, что в рамках Территориальной программы медицинскую помощь при экстракорпоральном оплодотворении реализует исключительно Общество с ограниченной ответственностью «Клиника современной медицины», которым при подаче уведомления на включение в Территориальную программу на 2021 г. заявлены запланированные к выполнению объемы в количестве 250 единиц (л.д.136), что соответствует утвержденному размеру среднего норматива объема медицинской помощи при ЭКО, утвержденному в Территориальной программе – 0,00026 случая. Иные медицинские организации, имеющие право на проведение ЭКО, не имеющие статуса федерального учреждения, уведомлений о включении в реестр не подавали. Кроме того, сослались на то, что основная доля объемов данного вида помощи оказывается расположенным в г. Иваново ФГБУ «ИвНИИ МиД им. В.Н. Городкова», финансирование которого осуществляется напрямую из федерального фонда ОМС, с учетом которого количество запланированных в 2021 г. процедур ЭКО для жителей Ивановской области соответствует фактической потребности.

Вместе с тем доказательств действительной потребности жителей Ивановской области в обеспечении указанным видом медицинской помощи не приведено, количество запланированных ООО «Клиника современной медицины» к проведению в 2021 г. процедур ЭКО в количестве 250 ед. не может обуславливать такую потребность, поскольку не является критерием расчета указанного норматива и зависит только от возможностей этой медицинской организации.

Помимо этого, в указанном выше письме Минздрава РФ от 31 декабря 2020 г. №11-7/И/2-20700 разъяснено, что установленный в территориальной программе норматив объема медицинской помощи при ЭКО может быть обоснованно ниже или выше соответствующего среднего норматива, предусмотренного Программой, с учетом реальной потребности, обусловленной в том числе количеством женщин фертильного возраста. Однако соответствующего обоснования в свете приведенных разъяснений административным ответчиком в настоящем деле не приведено, пояснительная записка к оспариваемому постановлению такой информации не содержит. Напротив, представитель ТФОМС пояснила, что объемы медицинской помощи по данному направлению формируются только исходя из заявок медицинских организаций, оказывающих такого рода медицинскую помощь. Соответственно, нет оснований считать доказанным со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц и их утверждение о достаточности установленного норматива медицинской помощи при ЭКО с учетом оказания такого рода медицинских услуг ФГБУ «ИвНИИ МиД им. В.Н. Городкова».

Безосновательное снижение нормативов объема медицинской помощи приводит к нарушению прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При установленных обстоятельствах оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, имеющих большую юридическую силу, что вопреки доводам административного ответчика нарушает право неопределенного круга лиц – жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, и в силу частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Территориальной программы в оспариваемой части недействующей.

С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании них реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ивановской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 20 февраля 2021 г. № 96-п (в редакции постановления Правительства Ивановской области от 28 октября 2021 г. № 512-П):

в разделе VI «Средние нормативы объема медицинской помощи»:

абзац 5 пункта 6.2. в части установления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, а также посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желёз и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи), за счёт бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области на 2021 год – 0,329 посещения на 1 жителя;

абзац 31 пункта 6.2. в части установления для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области, в рамках сверхбазовой программы обязательного медицинского страхования на 2021-2023 годы – 0,053 койко-дня на одно застрахованное лицо, что в расчете на одного жителя составляет на 2021 год – 0,052 койко-дня;

абзац 33 пункта 6.2. в части установления средних нормативов объемов медицинской помощи при ЭКО, оказываемой медицинскими организациями (за исключением федеральных клиник), на 2021 год – 0,00026 случая лечения на 1 застрахованное лицо.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

В окончательной форме решение суда изготовлено 26 ноября 2021 г.

3а-62/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ивановской области
Ответчики
Правительство Ивановской области
Другие
Департамент здравоохранения Ивановской области
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Запятова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
18.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2021Предварительное судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее