Решение по делу № 2-243/2024 от 10.04.2024

УИД: 29RS0004-01-2024-000307-18

Дело № 2-243/2024                                     03 июля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Давыдовой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при организации и функционировании маршрутов перевозки детей школьными автобусами, а также при обеспечении безопасности пешеходных переходов, расположенных вблизи детских общеобразовательных организаций выявлено, что в нарушение требований федерального законодательства и национального стандарта на автомобильной дороге местного значения «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» на участке дороги с 18 км. до 20 км. ветки деревьев и кустарника выступают над проезжей частью, не обеспечена нормативная видимость на внутренней стороне кривых в плане дороги, в треугольниках видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, обочины имеют дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, высота травы и древесно-кустарниковой растительности на обочинах более 15 см. В нарушение основных положений правил дорожного движения со стороны автомобильной дороги «Плесо-Верхняя Суланда» возле мостового сооружения через реку Суланда отсутствует дорожный знак 6.11. Кроме того, на нерегулируемых наземных пешеходных переходах на пересечениях улиц Кудрявцева – 50 лет Октября; Кудрявцева – Мира; Г.Иванова, д. 12, проходящих вблизи образовательных организаций, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов. В связи с выявленными нарушениями 24.08.2023 прокуратурой в адрес главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области внесено представление, которое рассмотрено, меры к устранению нарушений не приняты, что, по мнению прокурора, приводит к угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, может повлечь за собой причинение вреда здоровью несовершеннолетним, повреждение имущества граждан.

Прокурор просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2025 устранить указанные нарушения требований к содержанию улично-дорожной сети Шенкурского муниципального округа Архангельской области, проходящей по школьным маршрутам, а также к обеспечению безопасности пешеходных переходов, расположенных вблизи детских общеобразовательных организаций, а именно:

1) обеспечить удаление древесно-кустарниковой растительности на автомобильной дороге местного значения «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (с 18 км. по 20 км.) в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;

2) разместить дорожный знак 6.11 со стороны автомобильной дороги «Плесо-Верхняя Суланда» возле мостового сооружения через реку Суланда;

3) установить ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов на нерегулируемых наземных пешеходных переходах на пересечениях улиц Кудрявцева – 50 лет Октября; Кудрявцева – Мира; Г.Иванова, д. 12, проходящих вблизи образовательных организаций.

Помощник прокурора Шенкурского района Архангельской области Давыдова М.А. в судебном заседании требования в первоначальной редакции поддержала, по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что в результате повторного осмотра состояния автомобильных дорог и участков улично-дорожной сети города Шенкурск были выявлены недостатки, обязательства по устранению которых входят в предмет настоящего иска. Дорожный знак 6.11 со стороны автомобильной дороги «Плесо-Верхняя Суланда» возле мостового сооружения через реку Суланда присутствует с обеих сторон данного мостового сооружения.

Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание явку представителя не обеспечила, о времени и месте разбирательства дела извещена, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д. 157).

Ранее от и.п. главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области Рослякова А.А. поступил 21.05.2024 отзыв на иск, в котором он указал, что требования прокурора по размещению дорожного знака 6.11 со стороны автомобильной дороги «Плесо-Верхняя Суланда» возле мостового сооружения через реку Суланда считает не подлежащим удовлетворению, так как работы по установке данного знака уже проведены. В остальной части требований прокурора против их удовлетворения не возражал (л.д. 60-62). Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д. 147).

Третьи лица ГКУ АО «Дорожное агентство Архангельскавтодор», ИП Палешев Н.П., МУП «Чистая вода» в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л.д. 158), почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток (л.д. 159, 160).

От директора ГКУ АО «Дорожное агентство Архангельскавтодор» (далее – Агентство) Шадрина В.А. поступил письменный отзыв на иск, согласно которому автомобильные дороги и дорожные сооружения, указанные в иске, не являются автомобильными дорогами регионального значения, не находятся в собственности Архангельской области и не переданы в оперативное управление Агентства. Считал, что Агентство не может являться стороной в рамках рассматриваемого дела, так как не осуществляет в отношении данных дорог полномочий по организации дорожной деятельности (л.д. 137, 138).

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора Давыдову М.А., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу части 10.1 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.

К собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8.1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ).

В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Из системного толкования положений указанных норм материального права следует, что в обязанности муниципального округа входит осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения, находящейся в границах соответствующего муниципального округа.

В силу частей 1, 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).

Пунктом 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.

При этом трава и древесно-кустарниковая растительность отнесена в таблице А.2 ГОСТ Р 50597-2017 к дефектам обочины.

Согласно пункту 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289.

Пунктом 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, предусмотрена установка ограничивающих пешеходных ограждений, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области при организации и функционировании маршрутов перевозки детей школьными автобусами, а также при обеспечении безопасности пешеходных переходов, расположенных вблизи детских общеобразовательных организаций.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что на автомобильной дороге местного значения «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» на участке дороги с 18 км. до 20 км. ветки деревьев и кустарника выступают над проезжей частью, не обеспечена нормативная видимость на внутренней стороне кривых в плане дороги, в треугольниках видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, обочины имеют дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, высота травы и древесно-кустарниковой растительности на обочинах более 15 см.

В нарушение основных положений правил дорожного движения со стороны автомобильной дороги «Плесо-Верхняя Суланда» возле мостового сооружения через реку Суланда отсутствует дорожный знак 6.11. Кроме того, на нерегулируемых наземных пешеходных переходах на пересечениях улиц Кудрявцева – 50 лет Октября; Кудрявцева – Мира; Г.Иванова, д. 12, проходящих вблизи образовательных организаций, не установлены ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов.

В связи с выявленными нарушениями 24.08.2023 прокуратурой в адрес главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области внесено представление об устранении, в том числе, указанных нарушений.

22.03.2024 в ответ на представление глава Шенкурского муниципального округа Красникова О.И. сообщила прокурору, что разрубка веток деревьев и кустарника, произрастающих на протяжении участка от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» до д. Сенчуковская, запланирована на третий квартал 2024 года. Дорожный знак 6.11 возле мостового сооружения через реку Суланда на автомобильной дороге «Плесо-Верхняя Суланда» планируется установить во втором квартале 2024 года, после закупки недостающих дорожных знаков администрацией округа. В отношении работ по устройству дорожного ограждения в г. Шенкурск отметила заключение муниципального контракта, согласно которому работы выполнены по адресу: г. Шенкурск, пересечение улиц Кудрявцева и Красноармейская. Установлено 115 погонных метров ограждения. В 2024 году работы по устройству ограничивающих пешеходных ограждений, расположенных вблизи образовательных организаций в г. Шенкурск будут продолжены, на выполнение данных работ запланировано в 2024 году 670 тысяч рублей (л.д. 47, 48).

В результате проведения повторной проверки 23.06.2024 и 24.06.2024 старшим инспектором ДПС Госавтоинспекции Отд МВД России «Шенкурское» Питолиным М.С. составлены акты из содержания которых следует, что дорожный знак 6.11 возле мостового сооружения через реку Суланда на автомобильной дороге «Плесо-Верхняя Суланда» присутствует с обеих сторон данного мостового сооружения (л.д. 153).

Наличие иных недостатков в эксплуатационном состоянии дорог и улиц, указанных в просительной части иска прокурора, нашло своё подтверждение. Уточнено месторасположение участка автомобильной дороги «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» на котором не удалена древесно-кустарниковая растительность – на двадцатом километре. Наличие заявленного прокурором недостатка на участке с 18-го по 19-ый километры не подтверждено.

Оснований для возложения на администрацию Шенкурского муниципального округа обязанность повторно установить дорожные знаки 6.11 возле мостового сооружения через реку Суланда на автомобильной дороге «Плесо-Верхняя Суланда» не имеется, так как данная обязанность уже выполнена ответчиком. Доказательств существования данного недостатка до момента обращения прокурора с настоящим иском в суд, в материалах дела не имеется.

По запросу суда администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области представлены сведения о том, что автомобильная дорога «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Шенкурского муниципального округа Архангельской области, услуги по содержанию которой оказываются индивидуальным предпринимателем Палешевым Н.П. на основании муниципального контракта (л.д. 80).

Услуги по содержанию автомобильных дорог улично-дорожной сети г. Шенкурск, в том числе улицы Кудрявцева, 50 лет Октября, Мира и Г.Иванова, оказываются МУП «Чистая вода» (л.д. 80).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ).

Оснований для возложения на ИП Палешева Н.П. и МУП «Чистая вода» обязанности по устранению, указанных в иске прокурора нарушений на вышеуказанных участках автомобильных дорог и улично-дорожной сети г. Шенкурск суд не усматривает, так как из муниципального контракта от 18.07.2023, заключенного администрацией с МУП «Чистая вода», следует, что предметом контракта являлось выполнение работ по устройству дорожного ограждения в г. Шенкурск, протяженностью 115 метров погонного ограждения. При этом работы должны были выполняться по адресу: Архангельская область, г. Шенкурск, пересечение ул. Кудрявцева и ул. Красноармейская (л.д. 65-79).

В рамках спорных правоотношений прокурором заявлено требование об установке ограничивающего пешеходного ограждения на иных улицах города Шенкурск, про которые в муниципальном контракте и техническом задании ничего не сказано.

В обязанности ИП Палешева Н.П. по содержанию автомобильной дороги «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», согласно техническому заданию, входило в летний период 2023 и 2024 годов оказание услуг по исправлению земляного полотна грунтовых дорог с целью восстановления их первоначальных характеристик согласно ГОСТу Р 50597-2017, а также оказание услуг по планировке грунтовых обочин со срезкой бугров и засыпкой выбоин до уровня поверхности края проезжей части (л.д. 148-150).

Удаление древесно-кустарниковой растительности на данной автомобильной дороге не вошло в техническое задание для ИП Палешева Н.П.

С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором требования к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда до 01.09.2025. Данный срок суд признает достаточным для проведения необходимых работ. Иной срок ответчиком не предложен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области обязанность в срок до 01.09.2025 устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:

1) удалить древесно-кустарниковую растительность на автомобильной дороге местного значения «Подъезд к деревне Песенец от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» (на двадцатом километре) в соответствии с пунктами 7.1 и 5.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;

2) установить ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов на нерегулируемых наземных пешеходных переходах на пересечениях улиц Кудрявцева – 50 лет Октября; Кудрявцева – Мира; Г.Иванова, д. 12, проходящих вблизи образовательных организаций.

В удовлетворении исковых требований прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в оставшейся части – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                              С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 05 июля 2024 года.

2-243/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Шенкурского района Курганович О.Н.
Ответчики
администрация Шенкурского муниципального округа
Другие
ИП Палешев Н.П.
МУП "Чистая вода"
ГКУ АО "Дорожное агентство" "Архангельскавтодор"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее