Дело № 2а-1456/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Пекарининой И.А.
при секретаре Соловей Г.В.
с участием прокурора: Ветрова Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Нахимовского района города Севастополя, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нахимовского района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование своих требований, что Прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в апреле текущего года проведена проверка информации Департамента капитального строительства г: Севастополя о возможных нарушениях требований законодательства в сфере долевого строительства при строительстве жилого дома № ФИО7 по ул. ФИО7 ФИО7, в г. ФИО7, который по сведениям публичной карты расположен по ул. ФИО7
В судебном заседании прокурор Ветрова Д.И. заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила признать информацию Департамента капитального строительства г. Севастополя о возможных нарушениях требований законодательства- запрещенной.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в апреле текущего года проведена проверка информации Департамента капитального строительства г: Севастополя о возможных нарушениях требований законодательства в сфере долевого строительства при строительстве жилого дома № ФИО7 по ул. ФИО7 ФИО7, в г. ФИО7, который по сведениям публичной карты расположен по ул. ФИО7. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенного по адресу: ул. ФИО7 ФИО7, ФИО7, принадлежащем Ивановой А.К., целевое назначение которого строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), осуществляется возведение многоквартирного дома.
Данные сведения подтверждены актами осмотра и проверок Департамента городского хозяйства г. Севастополя, а также Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя.
Так, застройщиком осуществляется возведение указанного объекта без соответствующего разрешения Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на строительство индивидуальных жилых домов.
При этом в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве застройщиком привлекаются денежные средства граждан для строительства указанных объектов.
Так, посредством сети «Интернет» путем свободного доступа неограниченного круга лиц застройщиком размещена информация о продаже квартиры по ул. Генерала Саймонова в г. Севастополе с описанием и фотографиями строящегося объекта на следующих сайтах:
https://ФИО7
https://ФИО7
При проверке прокурором установлено, что собственник предлагает к продаже комнату - квартиру в частном доме (доля земли и дома), свой санузел, кухня 27,01 кв. м, стоимостью 1216000 рублей. При этом текст объявлений содержит также указание на адрес дома - ул. ФИО7, ФИО7 и ул. ФИО7 ФИО7, д. ФИО7, тогда как дом согласно публичной карте расположен по адресу: г. ФИО7.
Кроме того, объявления содержат информацию об окончании строительства дома в 3 квартале 2020 года.
Также содержатся сведения о возможности привлечения материнского капитала.
Также прокурор в иске указывает на то, что проведенной 30.04.2020 специалистом - экспертом отдела государственного строительного надзора, информационной и методологической работы Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства, не завершенный строительством, с визуально определяемым количеством этажей: 2 надземных этажа, чердачный этаж, цокольный этаж. В уровне цокольного этажа с западной стороны здания устроены две входные группы. В уровне цокольного этажа с восточной стороны здания устроена еще одна входная группа. Ориентировочная площадь застройки составляет 130 кв. м.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно -телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационнотелекоммуникационной сетью.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 указанного Закона).
Также предусмотрен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6 ст. 10 ФЗ -149).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Скриншотом страниц указанных сайтов в сети Интернет подтверждается, что застройщик, вводя в заблуждение граждан, предлагает им для продажи квартиры в строящемся доме по названным адресам.
Доступ к сайтам свободный, регистрация пользователей для использования ресурса сайтов не требуется. Ознакомиться с их содержанием и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Размещенная информация на сайтах:
«ФИО7»;
«ФИО7»;
«ФИО7»;
«ФИО7»;
не содержит указания на лиц, на восприятие которых она направлена, что позволяет отнести ее к информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, направленной на поддержание интереса потребителей к объектам строительства, в связи, с чем распространяемая информация является рекламой.
При этом данная реклама вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения жилья в строящемся доме по адресу: ФИО7, вследствие чего противоречит требованиям ч. 7 и ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» и является ненадлежащей.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В силу п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с Положением Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
В порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеет право применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (п. 6.5 Положения).
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обесценения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечению совершения административных и уголовных правонарушений и во исполнение действующего законодательства, информацию, размещенную на указанных сайтах, следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 39, 85, 188 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Нахимовского района города Севастополя, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию о продаже квартир в доме, расположенном по указанным адресам, размещенную на интернет-сайтах:
https://ФИО7
https://ФИО7
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю включить страницы сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2020 года.
Судья И.А. Пекаринина