К делу № 2-9112/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 11 января 2022г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Баранова С.А.,
при секретаре Ткаченко В.М.,
с участием:
ст. пом. прокурора ЦАО г. Краснодара Эркаевой Н.А.,
ответчика ИП Проценко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Краснодара к ИП Проценко В. И., 3-ему лицу Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора о признании действий (бездействий) незаконными и обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор ЦАО г. Краснодара обратился в суд с иском к ИП Проценко В.И., 3-ему лицу Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора о признании действий (бездействий) незаконными и обязании устранить нарушения. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой округа, в соответствии с поручением прокуратуры Краснодарского края, проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции (АГЗС), расположенной по адресу: <адрес> Б. В ходе проверки получены материалы проверочных мероприятий межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под избыточным давлением, СКУ Ростехнадзора по обращению Кондратьева Р.В. Установлено, что «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020г. № 530 и «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020г. № 536 ИП Проценко В.И. не исполняются. На площадке АГЗС по <адрес>Б г. Краснодара используется и хранится сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановая смесь), являющийся воспламеняющимся и горючим газом. АГЗС не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов; ИП Проценко В.И. не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности; отсутствуют системы безопасности, исключающие превышение избыточного давления в газопроводах и неконтролируемый выброс газа, сигнализаторы загазованности и автоматика безопасности, обеспечивающая аварийный останов технологического оборудования станции. ИП Проценко В.И. не застраховал опасный производственный объект, не прошел аттестацию в области промышленной безопасности. Сведения об организации производственного контроля отсутствуют. Для хранения сжиженного газа используется резервуар, сведения о качестве изготовления и правильности монтажа которого не известны. Данный резервуар, работающий под избыточным давлением, не зарегистрирован в Ростехнадзоре. Персонал, обслуживающий оборудование АГЗС, при работе не использует средства индивидуальной защиты. Таким образом, автомобильная газозаправочная станция, на которой получаются, используются, хранятся опасные воспламеняющиеся вещества-газы, а также используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа, относится к категории опасных производственных объектов, при эксплуатации которых необходимо соблюдение требований по обеспечению промышленной безопасности. Однако, ИП Проценко В.И. требования законодательства не исполняются. Просит суд обязать ИП Проценко В.И. на эксплуатируемой им АГЗС по <адрес>Б г. Краснодара выполнить следующие мероприятия: зарегистрировать АГЗС в государственном реестре опасных производственных объектов; получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности; разработать системы безопасности, исключающие превышение избыточного давления в газопроводах и неконтролируемый выброс газа; установить сигнализаторы загазованности и автоматику безопасности, обеспечивающих аварийную остановку технологического оборудования станции; застраховать опасный производственный объект; пройти аттестацию в области промышленной безопасности; разработать программу производственного контроля; резервуар для хранения сжиженного газа, работающий под избыточным давлением, зарегистрировать в Ростехнадзоре; персонал, обслуживающий оборудование АГЗС, обеспечить средствами индивидуальной защиты; автоцистерны расположить на расстоянии не менее 15 м. от выходов из зданий АГЗС, заправочного островка, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы; территорию АГЗС очистить от кустарника и деревьев, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена; ограждение территории АЗС выполнить из негорючих материалов, которые не препятствуют свободному проветриванию; исключить размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей на АГЗС, оборудовать островки высадки и посадки пассажиров; оборудовать объём водоема, предназначенного для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение оборудования, не менее 200 м.куб.; оборудовать сооружения, расположенные на территории АГЗС, автоматической пожарной сигнализацией; предусмотреть подъезды для передвижной пожарной техники к оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м. от указанного оборудования; оснастить АГЗС системой громкоговорящей связи; смонтировать молниезащиту.
В судебном заседании ст. помощник прокурора ЦАО г. Краснодара Эркаева Н.А. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании ИП Проценко В.И. возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора не явился, надлежащим образом извещался о дате, месте и времени судебного заседания (ранее в судебном заседании 30.09.2021г. принимал участие представитель Ростехнадзора - Трехлебов А.Г., извещенный о дате и времени судебного заседания), о причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При вынесении решения суд руководствуется требованиями ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального округа г. Краснодара, в соответствии с поручением прокуратуры Краснодарского края, проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции (АГЗС), расположенной по адресу: <адрес> Б.
В ходе проверки получены материалы проверочных мероприятий межрегионального отдела по надзору за оборудованием, работающим под избыточным давлением, СКУ Ростехнадзора по обращению Кондратьева Р.В.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Частью 2 ст. 3 Закона № 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованием, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию, в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль.
На основании ч. 4.1 ст. 14.1 Закона №116-ФЗ, работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, а также обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности подлежит лицензированию.
Установлено, что требования вышеуказанного законодательства, а также «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020г. № 530 и «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020г. № 536 ИП Проценко В.И. не исполняются.
На площадке АГЗС по <адрес>Б г. Краснодара используется и хранится сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановая смесь), являющийся воспламеняющимся и горючим газом.
Однако, АГЗС не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов; ИП Проценко В.И. не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности; отсутствуют системы безопасности, исключающие превышение избыточного давления в газопроводах и неконтролируемый выброс газа, сигнализаторы загазованности и автоматика безопасности, обеспечивающая аварийный останов технологического оборудования станции.
ИП Проценко В.И. не застраховал опасный производственный объект, не прошел аттестацию в области промышленной безопасности.
Сведения об организации производственного контроля отсутствуют.
Для хранения сжиженного газа используется резервуар, сведения о качестве изготовления и правильности монтажа которого не известны.
Данный резервуар, работающий под избыточным давлением, не зарегистрирован в Ростехнадзоре.
Персонал, обслуживающий оборудование АГЗС, при работе не использует средства индивидуальной защиты.
Таким образом, автомобильная газозаправочная станция, на которой получаются, используются, хранятся опасные воспламеняющиеся вещества- газы, а также используется оборудование, работающее под избыточным давлением газа, относится к категории опасных производственных объектов, при эксплуатации которых необходимо соблюдение требований по обеспечению промышленной безопасности.
Однако, ИП Проценко В.И. требования законодательства не исполняются.
В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее № 69-ФЗ), противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 № 69-ФЗ, руководители организации обязаны:
-соблюдать требования пожарной безопасности;
-разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности, приказа министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.05.2014г. № 221 «Об утверждении Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014), на АГЗС выявлены следующие нарушения:
-выходы из зданий АГЗС расположены на расстоянии менее 15 м. от площадок автоцистерн (АЦ), заправочного островка, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы (п. 6.18 СП 156.13130.2014);
-при наличии ограждения территории АГЗС или территории отдельной площадки (площадок) на АГЗС, оно должно быть выполнено из негорючих материалов и не препятствовать свободному проветриванию (п. 6.24 СП 156.13130.2014);
-территория АГЗС не очищена от кустарника и деревьев, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена (п. 6.25 СП 156.13130.2014);
-на АГЗС с одностенными резервуарами допущено размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей, и их транспортных средств. Отсутствуют островки высадки и посадки пассажиров (приложение Е.1 СП 156.13130.2014);
-здания и сооружения на территории АГЗС с одностенными резервуарами имеют степень огнестойкости более I или II (приложение Е.2 СП 156.13130.2014);
-объём водоема, предназначенного для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение оборудования, менее 200 м.куб. (приложение Е.9 СП 156.13130.2014);
-сооружения, расположенные на территории АГЗС, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13.130.2014);
-к оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, не предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м. от указанного оборудования (п. 8.8. СП 156.13130.2014);
-АГЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014);
-на территории не смонтирована молниезащита (п. 6.32 СП 156.13130.2014).
Таким образом, эксплуатация ИП Проценко В.И. автозаправочной газовой станции по адресу: <адрес>Б, создает угрозу жизни и здоровью работников станции, а также неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ИП Проценко В. И. на эксплуатируемой им АГЗС по <адрес>Б г. Краснодара выполнить следующие мероприятия:
-зарегистрировать АГЗС в государственном реестре опасных производственных объектов;
-получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности;
-разработать системы безопасности, исключающие превышение избыточного давления в газопроводах и неконтролируемый выброс газа;
-установить сигнализаторы загазованности и автоматику безопасности, обеспечивающих аварийный остановку технологического оборудования станции;
-застраховать опасный производственный объект;
-пройти аттестацию в области промышленной безопасности;
-разработать программу производственного контроля;
-резервуар для хранения сжиженного газа, работающий под избыточным давлением, зарегистрировать в Ростехнадзоре;
-персонал, обслуживающий оборудование АГЗС, обеспечить средствами индивидуальной защиты;
-автоцистерны расположить на расстоянии не менее 15 м. от выходов из зданий АГЗС, заправочного островка, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы;
- территорию АГЗС очистить от кустарника и деревьев, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена;
-ограждение территории АЗС выполнить из негорючих материалов, которые не препятствуют свободному проветриванию;
-исключить размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей на АГЗС, оборудовать островки высадки и посадки пассажиров;
-оборудовать объём водоема, предназначенного для подачи воды на наружное пожаротушение и охлаждение оборудования, не менее 200 м.куб.;
-оборудовать сооружения, расположенные на территории АГЗС, автоматической пожарной сигнализацией;
-предусмотреть подъезды для передвижной пожарной техники к оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м. от указанного оборудования;
-оснастить АГЗС системой громкоговорящей связи;
-смонтировать молниезащиту.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара С.А. Баранов