Дело № 2-685/2018 |
21 февраля 2018 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Татьяны Сергеевны к Петровой Олесе Михайловне об отмене дарения,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Т.С. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Петровой О.М., в котором просит отменить договор дарения, заключенный между истцом и ее сыном С.., умершим <дата>. В обоснование заявленных требований истец указывает, что между Петровой Т.С. и С.. 23.07.2013 был заключен договор дарения ? доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащей Петровой Т.С., в результате чего вся квартира по адресу: <адрес> перешла в собственность С. <дата> С. скончался, покончив жизнь самоубийством, в связи с чем, ответчик Петрова О.М., являясь при жизни супругой С., и будучи наследником первой очереди, претендует на долю в наследственном имуществе, в состав которого входит в т.ч. и спорная квартира. Вместе с тем, истец полагает, что смерть С. наступила в результате доведения его до самоубийства Петровой О.М., которая вела аморальный образ жизни, уходила из дома, имела внебрачные связи, унижала супруга. В то же время, совершая договор дарения, истец имела намерение подарить квартиру своему сыну, и никому кроме него, таким образом, переход права собственности на квартиру к Петровой О.М. не соответствует воле дарителя, и поскольку, договором предусмотрено право отмены дарения в случае, если даритель переживет одаряемого, истец намерена этим правом воспользоваться, в связи с чем, просит отменить дарение.
Уточнив требования, истец просит отменить договор дарения, признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности С. на спорную квартиру, исключить запись о регистрации квартиры на имя С.
Возражая против заявленных требований, ответчик в своих возражениях указывает на пропуск истцом срока исковой давности по требованию об оспаривании сделки, а также ссылается на отсутствие в договоре указания на возможность дарителя отменить дарение в том случае, если он переживет одаряемого, в связи с чем, положения п. 4 ст. 578 ГК Российской Федерации, на которые ссылается истец, к спорным правоотношениям не применимы.
Истец Петрова Т.С. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Петрова О.М. в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя Дозморова А.М., который в суд явился, против удовлетворения требований возражал, указывая на пропуск истцом срока исковой давности.
Выслушав пояснения сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что 23.07.2013 между Петровой Т.С. и ее сыном С.. был заключен договор дарения, удостоверенный врио нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Козырицкой Н.И. Антоновой И.А.
По условиям вышеуказанного договора, Петрова Т.С. безвозмездно передала в дар С. принадлежащую ей на праве общей долевой собственности ? долю в праве собственности на квартиру по адресу <адрес>, а С. принял указанное имущество в дар.
Как следует из п. 10 договора, при его подписании он был сторонам прочитан нотариусом вслух, содержание ст.ст. 131, 164, 209, 223, 572, 574, 578, 580 ГК Российской Федерации, а также ст.ст. 36, 37, 38, 39 ЖК Российской Федерации сторонам было разъяснено (л.д. 11-12).
Право собственности С. на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.11.2013.
<дата> С. умер.
В силу п. 1 ст. 572 ГК Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При этом согласно п. 4 ст. 578 ГК Российской Федерации в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
Таким образом, из анализа положений п. 4 ст. 578 ГК Российской Федерации следует, что безусловное право на отмену дарения в случае, если даритель переживет одаряемого, законом не предусмотрено, а поставлено в зависимость от наличия в договоре соответствующего условия.
Вопреки утверждению истца, представленный суду договор дарения не предусматривает право дарителя на отмену дарения, в случае если даритель переживет одаряемого.
Как следует из содержания самого договора, сторонам были разъяснены положения ст. 578 ГК Российской Федерации, соответствующее условие о возможности отмены дарения сторонами договора в текст договора включено не было, в связи с чем, Петрова Т.С. не вправе, ссылаясь на п. 4 ст. 578 ГК Российской Федерации, требовать отмены дарения.
Как указывала сама истец, нотариусом при подписании договора разъяснялась возможность включения в договор указанного условия, однако, поскольку стороны не думали о том, что даритель может пережить одаряемого, условие в договор включено не было.
На иные основания отмены дарения истец не ссылается.
Доводы истца о том, что, подписывая договор дарения, она желала перехода права собственности на квартиру в пользу сына, а не в пользу его супруги, что имеет место в настоящее время, таким образом, последствия договора не соответствуют воле дарителя, не могут быть приняты во внимание, поскольку в результате совершенной между Петровой Т.С и С.. сделки, квартира перешла в индивидуальную собственность С., что подтверждается свидетельством о регистрации права, а правопритязания Петровой О.М. на спорную квартиру вытекают не из договора дарения, а из наследственных прав Петровой О.М. как наследника первой очереди после умершего С.
Суд находит подлежащими отклонению доводы ответной стороны о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку возникновение права на отмену дарения истец связывает со смертью сына, которая произошла 16.04.2017, таким образом, на дату обращения истца в суд с настоящим иском, общий срок исковой давности, который составляет 3 года, истцом не пропущен.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенных выводов, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.