Решение по делу № 2а-1-441/2018 от 14.05.2018

Дело № 2а-1-441/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2018 года                                                               город Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Журавлева Е.В.,

    рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области к Фомину Александру Николаевичу о взыскании налогов и пени за несвоевременную уплату налога,

    установил:

Межрайонная ИФНС № 13 по Московской области обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику Фомину А.Н. о взыскании налогов и пени за несвоевременную уплату налога.

В обоснование требований указано, что Фомин А.Н. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Межрайонная ИФНС России № 13 по Московской области администрирует налоговые поступления, уплачиваемые налогоплательщиками на территории трех муниципальных образований Московской области, а именно на территории городских округов Химки, Долгопрудный и города Лобня. Налоговым органом на основании Решения Совета депутатов городского округа Долгопрудный от 22 октября 2012 года № 144-нр «Об установлении налога на имущество физических лиц», Решения Совета депутатов городского округа Химки от 7 июля 2010 года № 57/2 «Об установлении налога на имущество физических лиц», Решения Совета депутатов городского округа «Город Лобня» Московской области от 27 октября 2005 года № 18/327 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в отношении недвижимого имущества налогоплательщика исчислен налог на имущество физических лиц. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление, однако Фомин А.Н. своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, установленную законодательством. Поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, Межрайонная ИФНС России № 13 по Московской области в адрес Фомина А.Н. 10 февраля 2017 года выставила требование об уплате задолженности в сумме 11863 рубля с начислением пени в сумме 111 рублей 07 копеек. Задолженность в добровольном порядке налогоплательщиком погашена не была, и налоговый орган обратился в адрес Мирового судьи судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ № 2а-2345/2017 о взыскании задолженности по транспортному и имущественному налогам был отменен в связи с поданными Фоминым А.Н. возражениями относительно заявленных налоговым органом требований. Вместе с тем по состоянию на 20 марта 2018 года за Фоминым А.Н. числится задолженность по уплате транспортного налога в размере 4760 рублей и пеня в размере 111 рублей 07 копеек, а также задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 7103 рубля.

По данным основаниям просит взыскать с Фомина А.Н. задолженность по налогам и пени за несвоевременную уплату налога на общую сумму 11974 рубля 07 копеек, а именно - транспортный налог с физических лиц в сумме 4760 рублей, пени в сумме 111 рублей 07 копеек, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 7103 рубля.

На основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

От ответчика Фомина А.Н. возражений относительно применения правил упрощенного (письменного) производства не поступило.

    Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 357, ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 399, ст. 400, ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в частности, жилой дом, квартира, комната.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым периодом, согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.

На основании ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 25 ноября 2015 года, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, и на налогоплательщиков физических лиц возложена обязанность по уплате налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На основании ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области налогоплательщику Фомину А.Н. за 2015 года начислен налог на имущество физических лиц в сумме 7103 рубля 00 копеек и транспортный налог в размере 4760 рублей (л.д. 16, 24).

29 июля 2016 года налоговым органом подготовлено налоговое уведомление № 67221461 об уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2015 год со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2016 года, которое направлено Фомину А.Н. 6 октября 2016 года (л.д. 17-18, 19).

Поскольку исчисленные налоги в установленный в уведомлении срок ответчиком уплачены не были, Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области 22 февраля 2017 года в его адрес направлено требование № 770 об уплате задолженности по налогам и сборам в сумме 11863 рубля 00 копеек и пени в размере 111 рублей 07 копеек, образовавшихся по состоянию на 10 февраля 2017 года, в срок до 2 мая 2017 года, которое также оставлено без исполнения (л.д. 20, 23).

25 августа 2017 года Мировым судьей судебного участка № 1 г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Фомина А.Н. в пользу Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области задолженности по налогам и сборам. Определением мирового судьи от 22 сентября 2017 года данный судебный приказ отменен на основании поданных должником возражений (л.д. 25).

В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен был обратиться в суд в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 22 марта 2018 года.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 Постановления № 41/9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняет, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Налогового кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Административный истец просил восстановить срок на подачу административного иска в связи с проверкой актуальности сведений, содержащихся в программе «АИС налог-3», и отсутствием на момент истечения срока на обращение в суд с административным исковым заявлением документа, свидетельствующего о направлении должнику копии иска по причине нарушения почтовым отделением контрольных сроков обработки и отправки письменной корреспонденции.

Согласно штампу на списке внутренних почтовых отправлений Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области, административное исковое заявление в адрес Фомина А.Н. было принято почтовым отделением г. Химки Московской области 3 апреля 2018 года (л.д. 9-11). Вместе с тем налоговый орган должен был обратиться в суд в порядке искового производства в срок до 22 марта 2018 года, то есть административный иск был направлен в адрес ответчика по истечении установленных законом сроков.

Настоящий административный иск поступил в Мценский районный суд 14 мая 2018 года, при этом был отправлен Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области 5 мая 2018 года (л.д. 28).

Таким образом, доводы налогового органа о наличии уважительных причин пропуска срока обращения с иском о взыскании обязательных платежей и санкций суд находит несостоятельными, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не представлено, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущен Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области без уважительных причин.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О в частности указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Принимая во внимание данные обстоятельства, несоблюдение налоговой инспекцией установленного законом срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

    В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области к Фомину Александру Николаевичу о взыскании налогов и пени за несвоевременную уплату налога отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле.

Судья                                                                                       Е.В. Журавлева

2а-1-441/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС №13 по Московской области
Ответчики
Фомин Александр Николаевич
Фомин А.Н.
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
14.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.06.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
09.06.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
09.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
13.04.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее