Судья Замалетдинов Д.З. УИД 16RS0036-01-2023-004508-93
Дело № 5-1107/2023
Дело № 7-931/2023
РЕШЕНИЕ
15 августа 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Ахмедзяновой Эльвиры Ильдаровны на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 августа 2023 года, вынесенное в отношении Бобоходжаева (Bobokhojaev) Эхсонджона (Ehsonjon) Абдурасуловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 августа 2023 года гражданин Республики Таджикистан Бобоходжаев Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Ахмедзянова Э.И. просит состоявшийся судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом,
- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Статья 11 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ устанавливает, что миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 настоящей статьи).
Из материалов дела усматривается, что 4 августа 2023 года в 8 часов в ходе проверки документов по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Калейкино, улица Токарликова, 102, уполномоченным должностным лицом административного органа установлено, что гражданин Республики Таджикистан Бобоходжаев Э.А., въехавший на территорию Российской Федерации 21 июня 2023 года, встал на миграционный учет по месту пребывания по адресу: город Казань, <адрес>, однако фактически проживает по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, <адрес>, без постановки на миграционный учет.
Отмеченные обстоятельства не оспаривались Бобоходжаевым Э.А. и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении № .... от 4 августа 2023 года, с содержанием которого Бобоходжаев Э.А. согласился (л.д.2), рапорт УУП отдела МВД России по Альметьевскому району ФИО9 которым доложено, что 4 августа 2023 года в 8 часов возле дома 102 по улице Токарликова села Калейкино Альметьевского района Республики Татарстан в ходе проверки документов установлено, что гражданин республики Таджикистан Боходжаев Э.А., зарегистрированный по адресу: город Казань, <адрес>, с 10 июля 2023 года по настоящее время фактически проживает по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, <адрес> (л.д.3); объяснения Бобоходжаева Э.А., в соответствии с которыми он проживает по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, <адрес> в связи с тем, что предложили там работу по найму, проживает с 10 июля 2023 года (л.д.4); выписка из АС ЦБДУИГ, из содержания которой следует, что Бобоходжаев Э.А. въехал на территорию Российской Федерации 21 июня 2023 года, зарегистрировался по месту пребывания по адресу: город Казань, <адрес>, на период с 30 июня 2023 года до 18 сентября 2023 года, принимающая сторона: ООО «<данные изъяты>» (л.д.5-13), копии документов (копия паспорта, копия миграционной карты, копия уведомления о прибытии иностранного гражданина (л.д.14-15).
Приведенные доказательства были получены в рамках административных процедур, предусмотренных КоАП РФ, и потому являются допустимыми.
Собранных доказательств достаточно для вывода о нарушении Бобоходжаевым Э.А. миграционного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Судья нижестоящей судебной инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, как то требуется статьей 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа вышеотмеченных доказательств установил все юридически значимые обстоятельства его совершения, входящие в предмет доказывания по делу и предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения Бобоходжаева Э.А. к административной ответственности не нарушены.
Вопреки доводам жалобы, утверждение защитника о недостаточной степени владения Бобоходжаевым Э.А. русским языком, не подтверждается материалами дела.
Установлено, что Бобоходжаев Э.А. имел патент на работу, для получения которого необходимо было подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства, подписывал протокол по делу об административном правонарушении и объяснения; в соответствии с представленной в материалах дела письменной распиской, написанной Бобоходжаевым Э.А., он подтвердил свое владение письменной и устной русской речью (л.д.19), то же он показал и в судебном заседании городского суда, пояснив, что его супруга и двое несовершеннолетних детей проживают в Республике Таджикистан.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 названного Кодекса).
В пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
Как усматривается из материалов дела, при назначении административного наказания судьей городского суда требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены. Со слов Бобоходжаева Э.А., его супруга и двое несовершеннолетних детей проживают в Республики Таджикистан. В Российскую Федерацию он прибыл лишь для осуществления трудовой деятельности.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено судом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного. По своему виду и размеру назначенное Бобоходжаеву Э.А. наказание соответствует содеянному и является справедливым.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Бобоходжаеву Э.А. указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи городского суда, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 августа 2023 года, вынесенное в отношении Бобоходжаева (Bobokhojaev) Эхсонджона (Ehsonjon) Абдурасуловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ахмедзяновой Эльвиры Ильдаровны – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья: