Мировой судья судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в г. Омске Рейтер М.А.

Дело № 12-370/2023

УИД 55MS0076-01-2023-003707-57

РЕШЕНИЕ

08 декабря 2023 года                             город Омск

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи А.Н. Кустовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евтушенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника АО «Транснефть – Западная Сибирь» на постановление мирового судьи судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в гроде Омске от 05 октября 2023 года (резолютивная часть объявлена 02 октября 2023 года) АО «Транснефть – Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, защитник АО «Транснефть – Западная Сибирь» обратился в Первомайский районный суд г. Омска с жалобой, в которой указал, что судом не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. В протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве события правонарушения указано, что АО «Транснефть - Западная Сибирь», эксплуатирующим опасный производственный объект I класса опасности, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия окружающих факторов за пределами их территорий, не создана локальная система оповещения, сопряженная с муниципальными (региональной) системами оповещения на участке магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», в соответствии с декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного управления АО «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № и проектной документацией. В формулировке события вменяемого правонарушения имеется ссылка на декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного, управления АО «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № и проектную документацию. При этом Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного управления АО «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит информации о том, что магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» входит в состав опасного производственного объекта I класса опасности - участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», peг. № в реестре опасных производственных объектов №. Из информации, представленной в декларации следует, что МН «Омск- Иркутск» не входит в состав опасного производственного объекта - участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», peг. № в реестре опасных производственных объектов № (№ пп. 29). Находится на удалении менее 500 м. от опасного производственного объекта - участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление». Имеет пересечения с опасным производственным объектом - участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» в четырех местах. Кроме того, Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного управления «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит информацию о том, на каких участках магистрального нефтепровода необходимо создавать ЛСО.

Таким образом, ссылка ГУ МЧС России по Омской области на указанные декларации не подтверждает факт невыполнения АО «Транснефть Западная Сибирь» мероприятий по созданию ЛСО, так как в декларациях не содержится и не должна содержаться информация об участках магистрального нефтепровода, на которых должны быть созданы ЛСО.

Также, в протоколе указано, что АО «Транснефть - Западная Сибирь», эксплуатирующим опасный производственный объект I класса опасности, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, не создана локальная система оповещения, сопряженная с муниципальными (региональной) системами оповещения на участке магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур», в соответствии с декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного управления АО «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ № и проектной документацией.

В Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта участка магистрального нефтепродуктопровода Омского районного нефтепроводного управления АО «Транснефть - Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной для опасного производственного объекта I класса опасности - участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», отсутствует информация о том, на каких участках магистрального нефтепровода необходимо создавать ЛСО. В Декларации указана информация о том, что опасным производственным объектом является - «Участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», per. № в реестре опасных производственных объектов - № Однако информация о том, что участок магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур» является опасным производственным объектом I и II классов опасности в соответствии с требованиями 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», также отсутствует.

Из положений п. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абз. 3 п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, абз. 7 п. 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что создавать ЛСО необходимо на опасных производственных Объектах I и II классов опасности. Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ростехнадзором, опасные производственные объекты, эксплуатируемые АО «Транснефть - Западная Сибирь» перечислены в приложении к указанному свидетельству. Участок магистрального нефтепровода «Омск - Иркутск», участок магистрального нефтепродуктопровода «Омск - Сокур», указанные в Протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о регистрации опасных производственных объектов отсутствуют, соответственно не являются опасными производственными объектами.

Со ссылкой на положения ст. 26.1 и п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ КоАП РФ указывают, что наличие событие административного правонарушения является одним из обстоятельств подлежащих выяснению по делу, и при его отсутствии начатое дело подлежит прекращению.

В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела судом были сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и не подтвержденные собранными по делу доказательствами. Судом в постановлении указано «Участок магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» и магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур» эксплуатируются в составе объекта «Омское районное нефтепроводное управление». Непонятно, что имелось ввиду под объектом «Омское районное нефтепроводное управление». Также, в постановлении судом сделан вывод о том, что «участок магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» эксплуатируется Омским районным нефтепроводным управлением и отнесен к опасному производственному объекту I класса опасности, совместно с участком магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур». Однако, опасными производственными объектами I класса опасности согласно свидетельству о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ Ростехнадзора являются Участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» и Участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление».

Полагают, что в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ судом при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ: судом не установлено какие опасные производственные объекты I и II классов опасности эксплуатирует АО «Транснефть - Западная Сибирь» и на каких из них не созданы локальные системы оповещения. Ссылаются, что отсутствует состав административного правонарушения. Судом не исследовался вопрос исполнения требования, установленного п. 3 ст. 9 Закона о гражданской обороне, абз. 3 п. 8 Положения о гражданской обороне, о создании АО «Транснефть - Западная Сибирь» локальных систем оповещения. По итогам выездной проверки ГУ МЧС России по Омской области выдано предписание Обществу о выполнении работ по созданию локальной системы оповещения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, правовые основания для выдачи предписания отсутствовали. Согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ №, предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований. Аналогичной позиции придерживается и Арбитражный суд Уральского округа. Судами указывается, что целью выдачи предписания является понуждение лица совершить определенные действия, направленные на устранение нарушения. Исполнение обязательного требования, установленного п. 3 ст. 9 Закона о гражданской обороне, абз. 3 п. 8 Положения о гражданской обороне, о создании локальных систем оповещения осуществляется Обществом в полном объеме и предусмотренном законодательством порядке.

В ходе проведения контрольного мероприятия АО «Транснефть-Западная Сибирь» предоставила в составе истребованных документов согласованные в порядке раздела 3.2 Методических рекомендаций с органом исполнительной власти субъекта РФ и территориальным органом МЧС России План мероприятий и Технические задания на создание локальных систем оповещения. Планом мероприятий определен срок введения в эксплуатацию системы оповещения- ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в связи с экономическими ограничениями, введенными недружественными странами возникла объективная невозможность своевременного завершения мероприятий, поскольку необходимое для эксплуатации оборудование содержит комплектующие иностранного производства. Указанные обстоятельства привели к увеличению сроков поставки, о чем Общество уведомил подрядчик, письмо которого было приложено к документам, представленным на основании требования ГУ МЧС России по Омской области. АО «Транснефть-Западная Сибирь» направляло уведомление в адрес контрольного органа о согласовании изменения срока выполнения мероприятий в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств. Новый срок предусматривал введения системы в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. Однако, ГУ МЧС Росси по Омской области оставил письмо общества без ответа. Вместе с тем, предписание по итогам выездной проверки установило срок устранения, соответствующий указанному в уведомлении общества - ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, ГУ МЧС России по Омской области, установив срок выполнения мероприятий по созданию ЛСО - ДД.ММ.ГГГГ, подтвердило согласование продления срока выполнения мероприятий по созданию ЛСО в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств. В ходе проведения проверки Обществом предоставлены исчерпывающие документы, подтверждающие наличие согласованных с уполномоченными органами Плана мероприятий и Технических заданий по созданию локальных систем оповещения, выполнение работ согласно Плану. Указанные обстоятельства должны учитываться при оценке обоснованности выдачи предписания по итогам контрольных мероприятий в области гражданской обороны. Дополнительно судами должно приниматься во внимание объективная возможность надлежащего исполнения требований по созданию систем оповещений. В частности, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд отнес к обстоятельствам, препятствующим осуществить сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной, отсутствие технической возможности у органов муниципального образования. Экономические санкции, являющиеся причиной увеличения срока поставки оборудования, необходимого для внедрения системы оповещения на объекте контроля, с комплектующими иностранного производства, относится к объективным причинам затруднительности своевременного исполнения Плана мероприятий и не зависит от действий/бездействий Общества. Исполнение обязательных требований по созданию локальных систем оповещения осуществляется АО «Транснефть - Западная Сибирь» в полном объеме, в согласованном с контрольным органом порядке. Выдача предписания со сроком устранения, который ранее был указан АО «Транснефть - Западная Сибирь» в уведомлении о согласовании срока выполнения мероприятий, подтверждает позицию ГУ МЧС России по Омской области о невозможности создания ЛСО на опасных производственных объектах I класса опасности ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что объективную сторону административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, то можно сделать вывод о том, что согласование ГУ МЧС России по Омской области срока выполнения мероприятий по созданию ЛСО на ноябрь 2024 года подтверждает отсутствие в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» на момент проверки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Кроме того, полагает вину АО «Транснефть - Западная Сибирь» в совершении административного правонарушения недоказанной.

Просит суд отменить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ полностью и прекратить производство по данному делу.

Защитники АО «Транснефть – Западная Сибирь» ЧНЕ, ГАИ в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель ГУ МЧС России по <адрес> СДА в судебном заседании полагал доводы жалобы необоснованными, просил отказать в ее удовлетворении, по основаниям указанным в письменных возражениях на жалобу.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу положений ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из системного толкования ст.ст. 30.6, 26.2, 26.11 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются на основании оценки совокупности доказательств, путем их сопоставления друг с другом.

Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В силу ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ, под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, в том числе представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время…

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 № 417-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения населения.

Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе, создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее – Постановление № 178).

Постановлением № 178 определено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе, организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать, начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах (п. 1).

Пунктом 2 Постановления № 178, установлены зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Совместным приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, утверждено Положение о системах оповещения населения (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения, указанное положение разработано для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

В соответствии с п. 3 Положения, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Пунктом 4 Положения определено, что система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения, система оповещения населения на объектовом уровне функционирования РСЧС создается локальная система оповещения.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (Подпункт «з» части первой статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ), а также иных граждан, находящихся на территории организации (Пункт 5 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417).

Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 9 Приказа).

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 7 настоящего Положения, объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения; руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения; людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения (п. 14 Приказа).

Согласно Общих положений Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения» утвержденных МЧС России 19.02.2021 № 1, перечень организаций, а также объектов, сооружений, в районах размещения которых должны создаваться локальные системы оповещения разрабатывается органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами МЧС России и Ростехнадзора. Указанный перечень утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо на заседании КЧС и ОПБ субъектов Российской Федерации (приложение № 2).

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о регистрации
№ А61-00803 АО «Транснефть-Западная Сибирь», является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, которые зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с Приложением к указанному свидетельству, к опасным производственным объектам, эксплуатируемым АО «Транснефть-Западная Сибирь» имеющим I класс опасности, относятся, в том числе:

- участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №;

- участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается факт эксплуатации АО «Транснефть-Западная Сибирь» опасных производственных объектов I класса опасности, общество обязано соблюдать требования, установленные законодательством о гражданской обороне.

На основании решения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка АО в отношении «Транснефть-Западная Сибирь», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки.

Из указанного акта усматривается, что в ходе проверки выявлены следующие факты невыполнения установленных требований в области гражданской обороны (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России № 578, Минэкономсвязи России № 365 от 31.07.2020):

- АО «Транснефть - Западная Сибирь», эксплуатирующим опасный производственный объект I класса опасности, последствия аварий на котором может причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, не создана локальная система оповещения, сопряженная с муниципальными (региональной) системами оповещения на участке магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск»;

- АО «Транснефть - Западная Сибирь», эксплуатирующим опасный производственный объект I класса опасности, последствия аварий на котором может причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, не создана локальная система оповещения, сопряженная с муниципальными (региональной) системами оповещения на участке магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур».

Указанное, подтверждается представленными в материалы дела декларациями промышленно безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с декларацией промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № для осуществления транспортировки нефти за Омским районным нефтепроводным управлением закреплен декларируемый ОПО - участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» (peг. номер №) (п. 1.1.5 раздела 1 декларации) (л.д. 22 том 2).

В таблице 1 раздела 1 «Общие сведения» данной декларации указаны данные о составляющих Омского районного нефтепроводного управления, из которой следует, что линейная часть участка магистрального нефтепровода «Омское районное нефтепроводное управление» состоит, в том числе из Участка магистрального нефтепровода «Омск - Иркутск» (л.д. 23 том 2).

В таблице 23 раздела 2 декларации предусмотрены наиболее крупные и вероятные возможные сценарии аварий, в том числе наиболее опасный сценарий на объекте - участке магистрального нефтепровода» «Омск - Иркутск» (номер сценария
С. ОИ-178-ПП-Г) (л.д. 63 том 2).

В соответствии с таблицей 25 раздела 2 декларации предполагается, что на составляющей декларируемых объектов участке магистрального нефтепровода» «Омск - Иркутск» при развитии сценария С.ОИ-178-ПП-Г, определены данные о возможном числе пострадавших при наиболее опасных авариях: в том числе количество пострадавших третьих лиц: 21 погибший и 6 раненных, максимально возможное количество потерпевших составляет 28 человек (л.д. 73 том 2);

В соответствии с декларацией промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № для осуществления транспортировки нефти за Омским районным нефтепроводным управлением закреплен декларируемый ОПО - участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» (peг. номер №).

При этом, участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» включает в себя участок магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур».

Тут же указано, магистральный продуктопровод «Омск-Сокур» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» проложены в одном техническом коридоре с магистральными нефтепроводами и кабелем связи (п. 1.1.5 раздела 1 декларации) (л.д. 5 том 2).

В таблице 19 раздела 2 декларации предусмотрены данные и краткое описание наиболее крупных и вероятных возможных сценариев аварий на декларируемом объекте, в том числе, магистральный продуктопровод «Омск - Сокур» (номер сценария С.ОС-95-Б-В-Г).

В соответствии с таблицей 22 раздела 3 декларации предполагается, что на составляющей декларируемых объектов участке магистрального продуктопровода «Омск - Сокур» при развитии сценария С.ОС-95-Б-В-Г, определены данные о возможном числе пострадавших при наиболее опасных авариях: в том числе количество пострадавших третьих лиц: 7 погибший и 22 раненных, максимально возможное количество потерпевших составляет 29 человек (л.д. 7 том 2).

Таким образом, для Акционерного общества «Транснефть - Западная Сибирь», эксплуатирующая опасный производственный объект I класса опасности - участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», в состав которого входит Участок магистрального нефтепровода «Омск - Иркутск» и опасный производственный объект I класса опасности - участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», в состав которого входит участок магистрального нефтепродуктопровода «Омск-Сокур», последствия аварии на которых может причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности, предусмотренные действующим законодательством к использованию локальные системы оповещения населения, является обязательным.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении АО «Транснефть - Западная Сибирь» протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и привлечении общества постановлением мирового судьи к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Факт отсутствия локальных систем оповещения на указанных опасных производственных объектах 1 класса опасности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе объяснениями представителя заявителя, данными при проведении проверки, из которого следует, что проводятся работы по созданию ЛСО, а также не отрицается обществом в настоящее время.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит сведения, перечисленные в ч. 2 указанной статьи.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7. КоАП РФ и отсутствии с действиях Акционерным обществом «Транснефть - Западная Сибирь» состава указанного административного правонарушения, поскольку декларация промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №, на которую ссылается должностное лицо при формировании обвинения в протоколе об административном правонарушении, не содержит сведений о том, что МН «Омск-Иркутск» входит в состав ОПО I класса опасности – участка магистрального нефтепровода филиала «Омское РНУ», не содержит информацию о том, на каких участках магистрального нефтепровода необходимо создавать ЛСО, а также отсутствуют доказательства, что участки МН «Омск-Иркутск» и МН «Омск-Сокур» являются опасными производственными объектами, являются необоснованными.

В силу положений ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Таким образом, Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации, где, в том числе отражаются сведения о составляющих декларируемого объекта, основные результаты анализа риска аварии на декларируемом объекте.

Как ранее указывалось и достоверно установлено судом, участки МН «Омск-Иркутск» и МН «Омск-Сокур» входят в состав опасных производственных объектов I класса опасности - участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» и соответственно участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление», эксплуатирующих Акционерным обществом «Транснефть - Западная Сибирь», что в том числе подтверждается указанными выше декларациями промышленной безопасности.

Наличие последствий, в случае аварии на указанных участках, которые могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе декларациями, входящими в состав проектной документации.

Следовательно, у АО «Транснефть-Западная Сибирь» имеется нормативно установленная обязанность создать локальную систему оповещения, что прямо предусмотрено законодательством в области гражданской обороны.

Как следует из доводов жалобы и пояснений защитника общества проводятся мероприятия по созданию и введению в эксплуатацию системы оповещения, которые не завершены в связи с экономическими санкциями.

Таким образом, обязанность по созданию ЛСО, предусмотренная законодательством о гражданской обороне, организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I класса опасности, не исполнена, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения были установлены исходя из положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ. Выводы о доказанности наличия в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5 том 1); актом плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-66 том 1); объяснениями защитника общества (особое мнение) (л.д. 67 том 1); ответом руководителя Сибирского управления Ростехнадзора с приложенным к нему выпиской из государственного реестра опасных производственных объектов (л.д. 88-97 том 1), планом мероприятий по модернизации локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на ОПО 1, 2 класса, расположенных на территории Омской области эксплуатируемых АО «Транснефть-Западная Сибирь» (л.д. 193-196 том 1), декларациями промышленной безопасности опасных производственных объектов (л.д. 4-106 том 2), иными материалами дела.

Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность юридического лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, из материалов дела не усматривается.

Приведенные в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку АО «Транснефть-Западная Сибирь» не представлены доказательства о принятии исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательных норм по созданию локальных систем оповещения, и не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Суд отмечает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (далее – Постановление № 178).

Доводы защитника о том, что опасный производственный объект не попадает ни под одну из категорий опасных объектов установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»; зоны оповещения населения, установленные Постановлением № 178 для Общества неприменимы, локальная система оповещения не могла быть создана в связи с отсутствием нормативно установленных технических характеристик, отклоняются судом, поскольку противоречат нормам регулирующим спорные правоотношения. Факт эксплуатации обществом опасных производственных объектов I класса опасности подтвержден свидетельством о регистрации опасных производственных объектов и перечнем опасных производственных объектов, расположенных на территории Омской области.

При этом, требования к организациям, эксплуатирующим ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, по созданию и поддержанию в состоянии готовности ЛСО, установлены п. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с внесением изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне».

Из материалов дела следует, что участок магистрального нефтепровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» зарегистрирован как ОПО I класса опасности с ДД.ММ.ГГГГ, участок магистрального продуктопровода филиала «Омское районное нефтепроводное управление» с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1544-р организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обязаны были завершить до ДД.ММ.ГГГГ года работы по созданию локальных систем оповещения населения, а с ДД.ММ.ГГГГ такая обязанность по созданию ЛСО на вышеуказанных объектах установлена уже п. 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии с п. 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ разработан план мероприятий по модернизации локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на ОПО 1,2 класса, расположенных на территории Омской области эксплуатируемых АО «Транснефть-Западная Сибирь».

Указанным планом предусмотрены: 1 этап - подготовка к проектированию и проектирование ДД.ММ.ГГГГ год, 2 этап - проведение строительно-монтажных и пусковых-наладочных работ ДД.ММ.ГГГГ год, 3 этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения – ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 193-196 том 1).

Однако, несмотря на длительную эксплуатацию обществом опасных производственных объектов I класса опасности, последствия аварий на которых может причинить вред жизни и здоровью населения, наличие указанного плана мероприятий, обществом локальная система оповещения, отвечающая требованиям действующего законодательства, не создана.

Приведенные в жалобе доводы о согласованности переноса окончания работ по модернизации локальных систем оповещения на 2024 год, доказательством чего, по мнению защитника, является установление срока устранения нарушений в предписании, выданном обществу, являются не обоснованными, и по существу представляют собой его субъективную оценку имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы, по существу сводятся к несогласию с оценкой представленных доказательств на предмет достаточности для установления вины, а также к необходимости установления в действиях АО «Транснефть - Западная Сибирь» состава административного правонарушения, в том числе вины общества, и не могут служить основанием к отмене либо изменению оспариваемого судебного акта.

Данных, свидетельствующих о том, что судом были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носящие фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшие на исход данного дела, из представленных материалов не усматривается.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При решении вопроса о размере наказания, мировым судьей учтен характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств и назначено наказание, соответствующее тяжести совершенного административного правонарушения в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в минимальном размере, оснований для пересмотра в указанной части, судья не усматривает.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, судья не усматривает оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи и удовлетворения поданной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья, -

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 76 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░) ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-370/2023

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Транснефть-Западная Сибирь"
Суд
Первомайский районный суд г. Омск
Судья
Кустова Ангелина Николаевна
Дело на сайте суда
pervomaycourt.oms.sudrf.ru
24.10.2023Материалы переданы в производство судье
28.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
08.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее