2а-339/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
01 февраля 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Пивтораку Владимиру Васильевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте обратилась в суд с иском к Пивтораку В.В. о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 6645,24 руб., ссылаясь на то, что в 2008 году ответчик получил доход от налогового агента, в связи с чем начислен НДФЛ в размере 19695 руб., который не уплачен в установленные сроки, что послужило начислению пеней.
В судебное заседание стороны, извещённые о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, истец просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы судебного приказа, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 23 НК РФ).
Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Налогового кодекса РФ одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
Пунктом 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В соответствии с ч. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Исчисление и уплату налога в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации производят физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (п. 3 ст. 70 НК РФ).
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
Согласно пункту 1 статья 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, ответчик в 2008 году получил доход от налогового агента, сумма НДФЛ составила 19695 руб. По сведениям налогового органа, НДФЛ налогоплательщиком не уплачен.
Заочным решением мирового судьи Горного судебного участка от 18.01.2010 (дело № 2-8/10) с Пивторака В.В. в пользу ИФНС по г.Воркуте взыскан НДФЛ за 2008 год в размере 19695 руб., пени 513,97 руб.
В связи с неуплатой НДФЛ налоговым органом начислены пени за период с 25.11.2009 по 15.12.2013 в размере 6645,24 руб.
20.03.2013 ответчику направлено требование № 926 об уплате пеней в размере 6490,05 руб. со сроком уплаты до 08.04.2013. Расчет пени исчислен по 19.03.2013.
14.01.2015 ответчику направлено требование № 1978 об уплате пеней в размере 210,63 руб. со сроком уплаты до 29.01.2015. Расчет пени по указанному требованию административным истцом не представлен и не обоснован, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
Неуплата пеней послужила основанием для обращения налогового органа 13.09.2017 к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
18.09.2017 мировым судьёй Горного судебного участка г.Воркуты выдан судебный приказ на взыскание с ответчика пеней по НДФЛ в размере 6645,24 руб.
Определением мирового судьи от 10.11.2017 судебный приказ от 18.09.2017 отменен по причине поступления возражений должника.
12.01.2018 налоговый орган обратился в Воркутинский городской суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При таких обстоятельствах налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования, т.е. до 08 октября 2013 года, тогда как заявление было подано мировому судье 13.09.2017 – с пропуском установленного законом срока.
Административный истец не представил доказательств уважительных причин пропуска срока для взыскания пени и не ходатайствовал о восстановлении указанного срока. При этом уважительных причин для восстановления срока не имеется. Истец не был лишен возможности своевременно обратиться в суд с указанными исковыми требованиями.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, ввиду пропуска истцом срока для предъявления требования о взыскании пеней у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми к Пивтораку Владимиру Васильевичу о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 6 645,24 руб. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |