Решение от 24.01.2022 по делу № 2а-976/2022 (2а-8754/2021;) от 25.10.2021

Дело № 2а-976/2022 (2а-8754/2021;)    

59RS0007-01-2021-009828-83                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием генерального директора Акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО4, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Электромонтаж» к судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований, указывая, что в ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 находятся следующие постановления о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера в отношении административного истца:

- -ИП от 12.04.2021 на сумму <данные изъяты> руб.;

- -ИП от 12.04.2021 на сумму <данные изъяты> руб.

В начале 2019 года предприятие АО «<данные изъяты>» попало в банкротную процедуру наблюдения, из которой вышло только в октябре 2019 путем утверждения Мирового соглашения, и окончательно в декабре 2019 года. Кассационный суд оставил без изменения решение о прекращении процедуры наблюдения. В результате событий АО «<данные изъяты>» попало в тяжелое финансовое положение, при этом лишившись большей части работников.

Тем не менее, была полностью погашена задолженность по зарплате, налогам и на сегодня исполняется мировое соглашение.

На основании изложенного, просит суд освободить АО «<данные изъяты>» от взыскания исполнительского сбора по следующим постановлениям: -ИП от 12.04.2021 на сумму <данные изъяты> руб.; -ИП от 12.04.2021 на сумму <данные изъяты> руб.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав - исполнитель ОСП по взысканию штрафов № 1 г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, по доводам, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены в предусмотренном порядке.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из материалов дела, 12.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО5 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника АО «<данные изъяты>», где предмет исполнения: страховые взносы, включая пени в сумме <данные изъяты> руб., в пользу взыскателя ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ (л.д. 38-39).

20.04.2021 данное постановление направлено в адрес АО «<данные изъяты>», что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (л.д. 34-36).

27.04.2021 копия постановления получена должником, что подтверждается отчетом об отслеживании по ШПИ .

В постановлении указан срок для добровольного исполнения требования – 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, в срок до 03.05.2021 административный истец имел возможность добровольно исполнить требования исполнительного документа об уплате страховых взносов, включая пени в сумме <данные изъяты> руб.

Следовательно, в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, административный истец сведения об исполнении не представил.

07.05.2021 судебный пристав - исполнитель ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО2 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 43-44).

12.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО2 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника АО «<данные изъяты>», где предмет исполнения: страховые взносы, включая пени в сумме <данные изъяты> руб., в пользу взыскателя ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ (л.д. 73-74).

20.04.2021 данное постановление направлено в адрес АО «<данные изъяты>», что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (л.д. 69-71).

27.04.2021 копия постановления получена должником, что подтверждается отчетом об отслеживании по ШПИ .

В постановлении указан срок для добровольного исполнения требования – 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ административный истец имел возможность добровольно исполнить требования исполнительного документа об уплате страховых взносов, включая пени в сумме <данные изъяты> руб.

Следовательно, в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, административный истец сведения об исполнении не представил.

07.05.2021 судебный пристав - исполнитель ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО2 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 78).

Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в ч. 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона N 229-ФЗ.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Из постановлений от 12.04.2021 о возбуждении исполнительного производства -ИП, -ИП следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Данные постановления административным истцом получены, что не оспаривается стороной административного истца.

В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, 07.05.2021 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере по <данные изъяты> руб.

Таким образом, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются законными, соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве.

Однако, рассматривая административное исковое заявление, судом установлено, что исполнительные производства возбуждены в отношении одного должника, в пользу взыскателя ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, таким образом, судебному приставу-исполнителю, в целях своевременного, правильного и полного исполнения требований исполнительных документов, следовало рассмотреть вопрос об объединении данных исполнительных производств в сводное исполнительное производство, соответственно, вынести одно постановление о взыскании исполнительского сбора.

Принимая во внимание доводы административного искового заявления, а также учитывая, что 17.11.2021 вынесено постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по взысканию штрафов по г. Перми № 1 УФССП России по Пермскому краю ФИО2 от 07.05.2021 по исполнительному производству -ИП от 12.04.2021 года.

Заслуживают внимание доводы судебного пристава – исполнителя, что в настоящее время административным истцом задолженность не оплачена, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также принимая во внимание, что в данный период Общество находится на стадии финансового выздоровления, должником предпринимаются меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера взыскиваемого исполнительского сбора на <данные изъяты> руб., в пределах 1/4 размера исполнительского сбора, то есть до <данные изъяты> руб. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, административное исковое заявление АО «<данные изъяты>» подлежит частичному удовлетворению.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ № 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░░ 07.05.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░ ░░ 12.04.2021 ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░ № 1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░░ 07.05.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░ ░░ 12.04.2021 ░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:         ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.01.2022 ░░░░.

2а-976/2022 (2а-8754/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Электромонтаж"
Ответчики
СПИ ОСП по взысканию штрафов по г. Перми УФССП России по Пермскому краю Крылатых А.В.
УФССП Россиипо Пермскому краю
Другие
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
Глот Владимир Олегович
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Кочегарова Джамиля Фаизовна
Дело на сайте суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2022Дело оформлено
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее