Судья Морокова О.В. Дело № 33-732/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации муниципального района «Прилузский» и администрации сельского поселения «Слудка» на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 06 декабря 2018 года, по которому
заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», администрации муниципального образования сельское поселение «Слудка» о ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения «Слудка», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, обязании разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки удовлетворено.
Возложена на администрацию муниципального образования сельского поселения «Слудка» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП «Слудка» (пст. Якуньель) в пределах координат N59o22"46,9"" E049o47"52,1"", N59o22"48,0"" E049o47"51,3"", N59o22"44,9"" E049o47"36,8"", N59o22"44,0"" E049o47"36,0"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июля 2022 года.
Возложена на администрацию муниципального образования сельского поселения «Слудка» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП «Слудка» (с. Слудка) в пределах координат N59o23"38,3"" E049o41"51,9"", N59o23"38,9"" E049o41"52,4"", N59o23"39,7"" E049o41"46,5"", N59o23"39,1"" E049o41"46,0"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июля 2022 года.
Возложена на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП «Слудка» (пст. Якуньель) в пределах координат N59o22"46,9"" E049o47"52,1"", N59o22"48,0"" E049o47"51,3"", N59o22"44,9"" E049o47"36,8"", N59o22"44,0"" E049o47"36,0"" в срок до 01 июля 2022 года.
Возложена на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП «Слудка» (с. Слудка) в пределах координат N59o23"38,3"" E049o41"51,9"", N59o23"38,9"" E049o41"52,4"", N59o23"39,7"" E049o41"46,5"", N59o23"39,1"" E049o41"46,0"" в срок до 01 июля 2022 года.
Возложена на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП «Слудка» (пст. Якуньель) в пределах координат N59o22"46,9"" E049o47"52,1"", N59o22"48,0"" E049o47"51,3"", N59o22"44,9"" E049o47"36,8"", N59o22"44,0"" E049o47"36,0"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок 01 сентября 2022 года.
Возложена на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП «Слудка» (с.Слудка) в пределах координат N59o23"38,3"" E049o41"51,9"", N59o23"38,9"" E049o41"52,4"", N59o23"39,7"" E049o41"46,5"", N59o23"39,1"" E049o41"46,0"", и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок 01 сентября 2022 года.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Слудка» (пст. Якуньель) в пределах координат N59o22"46,9"" E049o47"52,1"", N59o22"48,0"" E049o47"51,3"", N59o22"44,9"" E049o47"36,8"", N59o22"44,0"" E049o47"36,0"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135, в срок 01 сентября 2022 года.
Возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Слудка» (с.Слудка) в пределах координат N59o23"38,3"" E049o41"51,9"", N59o23"38,9"" E049o41"52,4"", N59o23"39,7"" E049o41"46,5"", N59o23"39,1"" E049o41"46,0"", постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 12.07.2013 № 1135, в срок до 01 сентября 2022 года.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения представителя администрации МО МР «Прилузский» Туголукова Н.В., прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации СП «Слудка», администрации МР «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории сельского поселения «Слудка», ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки. В обоснование заявленных требований указано, что Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК и Прилузского районного комитета по охране окружающей среды произведен осмотр территории МО «Слудка», по результатам которого составлено заключение о наличии на данной территории несанкционированных свалок. Бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории СП «Слудка».
В судебном заседании помощник прокурора Прилузского района Республики Коми уточнил требования в части срока исполнения решения суда. В остальной части требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МР «Прилузский» с иском не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица - Прилузского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми поддержал позицию природоохранного прокурора.
Представители ответчика АСП «Слудка», третьего лица Управления Роспотребнадзора по РК в суд не явились, были извещены надлежащим образом.
Суд принял указанное выше решение.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора относительно доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Конституцией Российской Федерации в ст.ст. 41, 42, а также в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 30.08.2018 произведен осмотр территории МО СП «Слудка». В ходе осмотра было установлено, что в пст. Якуньель в пределах координат N59o22"46,9"" E049o47"52,1"", N59o22"48,0"" E049o47"51,3"", N59o22"44,9"" E049o47"36,8"", N59o22"44,0"" E049o47"36,0"" расположена несанкционированная свалка. Свалка размещена в 0,6 км за пст. Якуньель, вдоль дороги из бетонных плит, которая располагается вкруговую оврага. Отходы складируются в овраге и лесном массиве. Свалка состоит из твердых коммунальных отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код 4 04 200 00 00 0), бой стекла (код 3 41 901 01 20 5), отходы (остатки) фруктов, овощей растительных остатков необработанных (код 4 01 105 13 20 4), тара стеклянная незагрязненная (код 4 51 102 00 20 5), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код 4 05 212 11 60 4), отходы продукции из целлофана незагрязненные (код 4 34 199 01 20 5), отводы из натуральной чистой древесины кусковые (код 3 05 220 00 00 0), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код 4 05 910 00 00 0), отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0), древесные отходы от сноса и разборки зданий, тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код 4 38 118 01 51 5), упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код 4 38 118 02 51 4), спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код 4 02 110 01 62 4), горбыль из натуральной чистой древесины (0 05 220 01 21 5), рейка из натуральной чистой древесины (код 3 05 220 02 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (код 4 92 111 81 52 4), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код 8 12 901 01 72 4).
Также в ходе осмотра на территории СП «Слудка» была выявлена еще одна несанкционированная свалка, которая расположена в пределах следующих координат N59o23"38,3"" E049o41"51,9"", N59o23"38,9"" E049o41"52,4"", N59o23"39,7"" E049o41"46,5"", N59o23"39,1"" E049o41"46,0"". Свалка размещена в 200 метрах от знака с.Слудка в 240 метрах справа от дороги Слудка-Летка, проезд к свалке возможен на автомобильном транспорте. Свалка состоит из твердых коммунальных отходов: изделия из древесины с пропиткой и покрытиями, утратившими потребительские свойства (код 4 04 200 00 00 0), бой стекла (код 3 41 901 01 20 5), отходы (остатки) фруктов, овощей растительных остатков необработанных (код 4 01 105 13 20 4), тара стеклянная незагрязненная (код 4 51 102 00 20 5), отходы бумаги и мешки бумажные с полиэтиленовым слоем незагрязненные (код 4 05 212 11 60 4), отходы продукции из целлофана незагрязненные (код 4 34 199 01 20 5), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код 4 05 910 00 00 0), отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0), древесные отходы от сноса и разборки зданий, тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код 4 38 118 01 51 5), упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код 4 38 118 02 51 4), спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код 4 02 110 01 62 4), отходы мебели из разнородных материалов (код 4 92 111 81 52 4), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код 8 12 901 01 72 4).
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Указанный факт подтверждается заключением специалиста от 07.09.2018.
Как установлено в ходе проведения проверки, указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Также в судебном заседании установлено, что собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.
Как следует из информации АСП «Слудка», направленной в адрес Сыктывкарской межрайонной прокуратуры в генеральном плане СП «Слудка» и правилам землепользования и застройки территории МО СП «Слудка», определено место для размещения отходов – это свалка в с. Слудка и в п. Якуньель. Свалки расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Размещение на свалках отходов производится с 2001 года. Мер к ликвидации несанкционированных свалок СП «Слудка» не предпринималось. Свалки обслуживает СП «Слудка».
Удовлетворяя требования межрайонного прокурора, суд первой инстанции, установив, что образование несанкционированной свалки допущено на земельных участках, вверенных органом местного самоуправления АМР «Прилузский» - АСП «Слудка», пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Поскольку орган местного самоуправления допустил образование несанкционированной свалки, в результате чего произошло загрязнение и негативное воздействие на земли и почвы в месте расположения бытовых отходов, суд также пришел к выводу о возложении на АМР «Прилузский» обязанности произвести рекультивацию земли после выполнения работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и согласуются с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2017 года), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, несут ответственность за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Довод администрации МР «Прилузский» и АСП «Слудка» о том, что суд не дал правовую оценку ходатайству ответчика о привлечении в качестве третьего лица регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми ООО «Ухтажилфонд», не влияет на правильность выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, отклоняя приведенный довод, обоснованно указал, что соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законодательством, кроме того, принятое решение суда по заявленным требованиям не может повлиять на права или обязанности ООО «Ухтажилфонд» по отношению к одной из сторон.
Доводы ответчиков со ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации также не влияют на законность решения суда первой инстанции, поскольку вопрос организации, сбора и вывоза мусора находится в ведении органа местного самоуправления.
Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушение норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 06 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района «Прилузский», администрации сельского поселения «Слудка» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: