Решение по делу № 2-492/2018 от 06.03.2018

Дело № 2-492/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года г. Выкса

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., при секретаре Камановой О.В., с участием старшего помощника Выксунского городского прокурора Комаровой Г.В., представителя интересов истца Т.С. - Л.П., действующей на основании доверенности, представителя ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Юшеровой О.С., представителя третьего лица Выксунской городской организации имени Александра Невского общероссийской общественной организации Всероссийское общество» - Зайцевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Выксунского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Т.С. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - об обязании к совершению действий

у с т а н о в и л:

Выксунский городской прокурор обратился в Выксунский городской суд Нижегородской области с исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов Т.С. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - об обязании к совершению действий, в которых с учетом изменений в порядке ст.39 ГПК РФ просил обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области предоставить ТС. …. года рождения в связи с признанием непригодным для проживания инвалида 1 группы жилого помещения №… расположенного в многоквартирном доме №… на ул….. городского округа город Выкса Нижегородской области, другое благоустроенное жилое помещение в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования мотивированы следующим. Выксунской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Л.П. в интересах Т.С. на бездействие администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области по обеспечению их семьи дополнительным жильём, которой установлено следующее. Л.П. является собственницей комнаты общей площадью … кв. м, расположенной по адресу: г. …., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от …. В указанной комнате Л.П. проживает с матерью Т.С., …. года рождения, являющейся инвалидом 1 группы по общему заболеванию (бессрочно). Согласно справки от … № …. контрольно-экспертной комиссии ГБУЗ «Выксунская ЦРБ» Т.С. имеет заболевание, входящее в Перечень заболеваний (М-17), дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 (утратившим силу с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н утверждён Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь). Постановлением администрации г.о.г. Выкса от. ….2016 № … Л.П. (состав семьи 2 человека) принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. По состоянию на …..2018 Л.П. (состав семьи 2 человека) стоит в общей очереди нуждающихся в жилом помещении за № … согласно дате подачи заявления от ….2016. На основании обращения Л.П. в соответствии с постановлением администрации г.о.г. Выкса от …. № …. «О создании межведомственной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов» комиссией проведено обследование указанного жилого помещения, результаты которого отражены в акте обследования от … № …, согласно которому комиссия пришла к выводам о том, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором приживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий - их доступности для инвалида, в связи с несоответствием жилого помещения и общегоимущества требованиям разделов III, IV Правил; отсутствует технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путём осуществления его реконструкции или капитального ремонта. Согласно заключению от … на основании акта от … № …, составленного по результатам обследования жилого помещения, и заключения от ….2017 № … комиссией принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу…., непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С. Постановлением администрации г.о.г. Выкса от …. № …. «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилое помещение, расположенное по адресу: …., признано непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С. Из представленных администрацией г.о.г. Выкса сведений следует, что в муниципальной собственности г.о.г. Выкса отсутствуют жилые помещения, соответствующие требованиям Правил, в связи с чем обеспечить Т.С. необходимым жильём в настоящее время не представляется возможным.

Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокурор обращается в суд с иском в интересах пенсионера, инвалида 1 группы Т.С., …. г. рождения, в целях обеспечения её права на жилище в муниципальном жилищном фонде, поскольку она в силу своего возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В судебном заседании участвующий по делу старший помощник Выксунского городского прокурора Комарова Г.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, дополнительно просила в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Истец Т.С. в судебное заседание не явилась, представив заявление согласно которому просит рассмотреть настоящее дело в ее отсутствие, требования поддерживает.

Представитель интересов истца Т.С. - Л.П. в судебном заседании исковые требования подержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель интересов ответчика Юшерова О.С. с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать по доводам изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Выксунской городской организации имени Александра Невского общероссийской общественной организации Всероссийское общество» Зайцева Н.В. показала, что действительно Т.С., являясь инвалидом-колясочником не может проживать в тех условиях в которых она находится, поскольку они для нее не пригодны.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв в котором указал, что семья Л.П. (составом из 2 человек) поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении постановлением администрации г.о.г.Выкса Нижегородской области от … №…. и по состоянию на … стоит в общей очереди нуждающихся в жилых помещениях за №… согласно дате подачи заявления от …. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181 -ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) нуждающимся в жилых помещениях гражданам предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда, что также нашло свое отражение в статье 57 ЖК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан относится к вопросам местного значения и финансируется за счет средств местного бюджета. По мнению Конституционного Суда РФ (определение от 17.12.2009 №1563-0-0) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам, в частности, относятся вопросы обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, таким образом, порядок, гарантированный федеральным законодательством, предусматривает обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке для следующих категорий граждан:

- граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В качестве правового основания для получения жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке Выксунский городской прокурор указывает на признание жилого помещения, в котором проживает Т.С. со своей дочерью Л.П., непригодным для проживания. Исходя из искового заявления согласно заключению межведомственной комиссии г.о.г.Выкса Нижегородской области по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида от … на основании акта обследования жилого помещения от … №.. принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: …. (далее - Жилое помещение), непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С. Из искового заявления следует, что постановлением администрации г.о.г.Выкса Нижегородской области от … №… «О признании жилого помещения непригодным для проживания» Жилое- помещение признано непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С. В исковом заявлении также указано на наличие у Т.С. заболевания с кодом Ml7, обеспечивающим право на дополнительную жилую площадь. В соответствии со статьей 17 Федерального закона №181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время указанный перечень утвержден приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Заболевание с кодом Ml7 входит в вышеуказанный перечень (под №8). Для подтверждения наличия у Т.С. права на дополнительную жилую площадь необходимо предоставление справки, подтверждающей наличие у Т.С. соответствующего заболевания.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, использует бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. На основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181- ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилымпомещением в соответствии с жилищным законодательством РоссийскойФедерации.

В силу ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в двараза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н утверждён Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из временипринятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью2 настоящей статьи случаев. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых определён постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378.

Жилое помещение в силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).

В силу п. 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". Комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 (далее - Правила), доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с п.п. «а» п. 4 Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных в частности стойкими расстройствами -двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил).

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил).

Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида установлены пунктами 23-31 Правил, требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида - пунктами 32-37 Правил.

Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В части 2 статьи 49 ЖК РФ говорится о том, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 05.03.2009 года N 376-О-П такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.

В соответствии с п. 3 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

На основании положений ч. 1 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В силу требований ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 3 ст. 95 настоящего Кодекса).

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

Л.П. является собственницей комнаты общей площадью …. кв. м, расположенной по адресу: …., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ….

В указанной комнате Л.П. проживает с матерью Т.С., …. года рождения, являющейся инвалидом 1 группы по общему заболеванию (бессрочно).

Согласно справки от … № … контрольно-экспертной комиссии ГБУЗ «Выксунская ЦРБ» Т.С. имеет заболевание, входящее в Перечень заболеваний (М-17.0), дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 (утратившим силу с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н утверждён Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь).

В материалы дела представлено Уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями №… от …. года из которого следует, что Т.С. на основании индивидуальной программы реабилитации поставлена на учет в Филиал №21 ГУ Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования для обеспечения кресло-коляской с ручным приводом, кресло-стул с санитарным оснащением, ходунками шагающими.

Постановлением администрации г.о.г. Выкса от …. № …. Л.П. (состав семьи 2 человека) была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. По состоянию на …. (дату обращения с настоящим иском) Л.П. (состав семьи 2 человека) стояла в общей очереди нуждающихся в жилом помещении за № 571 согласно дате подачи заявления от …..

На основании обращения Л.П. в соответствии с постановлением администрации г.о.г. Выкса от … №. …. «О создании межведомственной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов».. .…2017 года комиссией в составе: О.Ю.- председателя комиссии, заместителя главы администрации г.о.г Выкса, Д.А.- заместителя председателя комиссии, заместителя главы администрации г.о.г.Выкса, Г.И. – начальника отдела социальной политики управления по социальной политике администрации г.о.г Выкса, секретаря комиссии, М.В. – начальника управления архитектуры и градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса, Е.И. – специалиста отдела социальной поддержки отдельных категорий граждан, реализации социальных программ и семейной политики ГКУ НО «УСЗН городского округа город Выкса Нижегородской области», Н.В. - председателя Выксунской городской организации имени Александра Невского общероссийской общественной организации Всероссийское общество», Е.Б. – главного специалиста отдела муниципального контроля администрации городского округа город Выкса, было проведено обследование указанного жилого помещения, результаты которого отражены в акте обследования от … № …, согласно которому комиссия пришла к выводам о том, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором приживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий - их доступности для инвалида, в связи с несоответствием жилого помещения и общегоимущества требованиям разделов III, IV Правил; отсутствует технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путём осуществления его реконструкции или капитального ремонта. Комиссия вынесла решение о нецелесообразности проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, т.к. реконструкция (капитальный ремонт) затрагивают интересы (включая уменьшение площади общего и частного имущества) собственников указанного дома.

Согласно Заключению №.. от … года об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, комиссией в составе: О.Ю.- председателя комиссии, заместителя главы администрации г.о.г Выкса, Д.А.- заместителя председателя комиссии, заместителя главы администрации г.о.г.Выкса, Г.И. – начальника отдела социальной политики управления по социальной политике администрации г.о.г Выкса, секретаря комиссии, М.В. – начальника управления архитектуры и градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса, Е.И. – специалиста отдела социальной поддержки отдельных категорий граждан, реализации социальных программ и семейной политики ГКУ НО «УСЗН городского округа город Выкса Нижегородской области», Н.В. - председателя Выксунской городской организации имени Александра Невского общероссийской общественной организации Всероссийское общество», Е.Б. – главного специалиста отдела муниципального контроля администрации городского округа город Выкса, на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома по адресу: …., решения комиссии от … года №… о нецелесообразности проведения экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в котором проживает инвалид…, в соответствии с п.20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года №….. (протокол от … №…), вынесено заключение: об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» расположенного по адресу:.. ….

Согласно заключению от … межведомственной комиссии в составе: Д.А. – заместителя главы администрации г.о.г Выкса Нижегородской области – председателя комиссии, А.А. - начальника отдела инженерной инфраструктуры УЖКХ администрации г.о.г Выкса Нижегородской области- заместителя комиссии, членов комиссии: В.Г.- начальника отдела архитектуры и градостроительства управления архитектуры и градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, О.С. – начальника жилищного отдела администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, С.А.- консультанта – юриста управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, Н.Е. – директора Выксунского филиала ГПНО «Нижтехинвентаризация», Н.Ю. – начальника Выксунского отдела жилищной инспекции, В.В.- начальника ОНД по г.о.г Выкса, С.Ю.- начальника территориального управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г.о.г Выкса, Вознесенском районе. Г.о.г Кулебаки и городском округе Навашинский., Ю.А. – старшего государственного инспектора по энергетическому надзору в Волго-Окского управления «Ростехнадзор», В.Ю. – заместителя начальника межмуниципального отдела по Кулебакскому, Навашинскому и Выксунскому районам Управления Росреестра по Нижегородской области, Л.И. – начальника Выксунского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды, Т.Н. – главного специалиста отдела инженерной инфраструктуры управления ЖКХ администрации городского округа город Выкса – секретаря комиссии, на основании акта от … № … составленного по результатам обследования жилого помещения, и заключения от … № … комиссией в составе: принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: …., непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С.

Постановлением администрации г.о.г. Выкса от … № … «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилое помещение, расположенное по адресу: …., признано непригодным для проживания инвалида 1 группы Т.С.

Из ответа на обращение №… от …. года за подписью главы местного самоуправления следует, что в муниципальной собственности г.о.г. Выкса отсутствуют жилые помещения, соответствующие требованиям Правил, в связи с чем обеспечить Т.С. необходимым жильём в настоящее время не представляется возможным.

В процессе рассмотрения дела истец Т.С. обратилась с заявлением в администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области о признании ее малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от …. года №…. Т.С. отказано в признании ее малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как представитель ответчика в судебном заседании, Т.С. было отказано в признании ее малоимущей в связи произведенной индексацией размера ее пенсии и превышением дохода, приходящего на каждого члена семьи.

Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №… от … года Л.П. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с превышением дохода, причитающегося на каждого члена семьи.

Однако, учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно то, что жилое помещение, в котором проживает истец Т.С. не приспособлено для нужд инвалида-колясочника, а именно: отсутствую пандусы, ограждения лестницы крыльца, а также соответствующее оборудование, цветная маркировка, тактильное покрытие, ширина входной двери менее 1,2 м., ширина коридоров менее 1,5 метров, отсутствует холл-прихожая перед жилым помещением, отсутствует совмещенный санузел, габариты санузла меньше нормативных требований, ширина внутренних дверных проемов менее 09м, ширина лестничных маршей 1-1,05 м. – меньше норматива (1,5м), существующий лифт не отвечает нормативным требованиям по ширине и размеров в плане, Т.С. передвигается по комнате с помощью ходунков, есть инвалидная коляска, но в санузел она не проходит, на улицу Т.С. не выходит, т.к. нет возможности проезда инвалидной коляски внутри здания, что следует из акта материально-бытового обследования №… от …. года, а также невозможность переоборудования данного жилого помещения, суд руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и о возложении на администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области обязанности по предоставлению Т.С. другого благоустроенного жилого помещения, соответствующего нуждам инвалида.

Невозможность переоборудования жилого помещения расположенного по адресу: ….., в котором в настоящее время проживает истец Т.С. сторонами не оспаривается, ходатайство о проведении экспертизы от сторон не поступало.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд находит срок исполнения решения суда, об установлении которого заявлено прокурором обоснованным и необходимым, и считает возможным установить срок исполнения решении суда в течение месяца с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Выксунского городского прокурора в защиту прав и законных интересов инвалида первой группы Т.С. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области предоставить инвалиду 1 группы Т.С. …..года рождения, в связи с признанием непригодным для проживания инвалида 1 группы жилого помещения №…. расположенного в многоквартирном доме …., другое благоустроенное жилое помещение в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья- И.Н. Власова

2-492/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Выксунский городской прокурор
Ответчики
Администрация городского округа город Выкса
Администрация г.Выкса
Другие
Нарыгина Таисия Степановна
Министерство социальной политики Ниж.области
Выксунскую районную организацию Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
Тарасова Л.П.
Тарасова Любовь Павловна
Выксунская районная организация Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
Суд
Выксунский городской суд Нижегородской области
Дело на странице суда
viksunsky.nnov.sudrf.ru
06.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2018Передача материалов судье
06.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2018Подготовка дела (собеседование)
20.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.03.2018Предварительное судебное заседание
03.04.2018Предварительное судебное заседание
17.04.2018Судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Судебное заседание
19.06.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
02.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.04.2020Предварительное судебное заседание
30.04.2020Предварительное судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее