гр. дело № 2-465/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«31» января 2019 г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Медведевой Е.Ю.
с участием истца Савицкого В.Н., представителя истца по ордеру Виданова Д.Ю., представителя ответчика по доверенности Панишевой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савицкого Вячеслава Николаевича к ГУ МВД России по Воронежской обл. о признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Истец Савицкий В.Н. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он проходил службу в органах внутренних дел в должности милиционера - роты ППСМ в звании - сержант милиции.
В период с 04.08.1998г. по 04.10.1998г. истец находился в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта на территории Северо-Кавказского Федерального округа и выполнял служебно-боевые задачи в составе Мобильного отряда МВД России по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа, что подтверждается архивной выпиской из приказа МВД РФ УВД по Воронежской области № 260 от 30.07.1998 г. и Приложением к приказу (Список сотрудников сводного отряда УВД по Воронежской области, убывших в служебную командировку в г. Владикавказ), записью в военном билете.
Истец считает, что в соответствии с ведомственными указаниями МВД России № 395 от 29.07.1998г. в составе Мобильного отряда МВД России он находился на прилегающих к территории Чеченской Республики районах Северной Осетии и в г. Владикавказе, то есть непосредственно выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа в зоне вооруженного конфликта, фактически участвовал в боевых действиях.
28.07.2018г. истец обратился в ГУ МВД России по Воронежской области с просьбой предоставить надлежащим образом заверенные копии документов о направлении в служебную командировку в зону вооруженного конфликта, а также сообщить, на каком основании ему отказали в признании участником боевых действий и выдаче удостоверения «ветеран боевых действий».
16.08.2018г. истцу устно разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» период нахождения в служебной командировке не дает право на получение статуса ветерана боевых действий.
Истец считает, что в спорный период он выполнял поставленные командованием боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ в течение 60 дней; для признания гражданина ветераном боевых действий должно быть установлено одновременно два обстоятельства, а именно: факт его нахождения в районе боевых действий по направлению уполномоченного органа и факт его непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем истец просит признать его ветераном боевых действий и обязать ГУ МВД России по Воронежской области выдать удостоверение ветерана боевых действий, взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 300 руб.
Истец Савицкий В.Н., его представитель по ордеру Виданов Д.Ю. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской обл. по доверенности Панишева М.А. иск не признала, представлены письменные возражения (л.д.42-43).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, приказов, копий из личного дела судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в должности милиционера - роты ППСМ в звании - сержант милиции.
Согласно архивной выписки из приказа МВД РФ УВД по Воронежской области № 260 от 30.07.1998 г. и Приложения к приказу (Список сотрудников сводного отряда УВД по Воронежской области, убывших в служебную командировку в г. Владикавказ) (л.д.26-27) в период с 04.08.1998г. по 04.10.1998г. истец находился в служебной командировке в г. Владикавказ, и имеет право на льготы, установленные Законом РФ от 21.01.1993г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», а также истцу предоставляются иные льготы и компенсации, о чем выданы соответствующие справки (л.д.28,47).
С заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий к ответчику истец не обращался, что в судебном заседании не оспаривал.
В соответствии с личным делом участия в боевых действиях истец не принимал (л.д.44-46), а согласно вышеназванных доказательств в спорный период находился в служебной командировке.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 3). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (п. 3 ст. 3).
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
На основании вышеизложенных законодательных требований судом установлено, что на территории Северо-Кавказского региона истец находился в служебной командировке в период, когда боевые действия на этой территории не велись.
Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» МВД России приказом от 07.05.2004 г. № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, которой определен порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно подп. 2.2 п. 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подп. 2.4 п. 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий, согласно которого к подтверждающим документам относятся: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подп. 2 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», - справки архивных учреждений, в том числе подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», раздел III) (п.3.1). Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона (п.3.3).
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 и действовавшем до 21.12.2016 г.
Таким образом, ГУ МВД России по Воронежской обл. в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона «О ветеранах» и Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения иска являлось установление судом обстоятельств наличия права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии ответчика соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Между тем, на основании пояснений сторон судом установлено, что с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий истец к ответчику не обращался, у стороны ответчика отсутствуют материалы, которые явились бы основанием установления истцу статуса ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Савицкого Вячеслава Николаевича к ГУ МВД России по Воронежской обл. о признании ветераном боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: