Решение от 19.04.2022 по делу № 33-3454/2022 от 24.03.2022

Судья ФИО2 Дело № (2-652/2022)

УИД 25RS0№-22

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19.04. 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда

в составе

председательствующего судьи ФИО8

судей ФИО6, ФИО9

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены, с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в пользу ФИО1 взыскана сумма компенсации за неиспользованный отпуск ... коп., сумма отпускных выплат, произведенных в ДД.ММ.ГГГГ году – ... коп., компенсация морального вреда в размере ...., в остальной части иска отказано

Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истица обратилась в суд с иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную службу у ответчика в должности главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности. Приказом МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с ней расторгнут, она уволена ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы по п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по ее инициативе. При увольнении ей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск за 53 дня в размере ... руб., однако в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских случаев, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № должны были начислить ... руб., т.о. компенсация не выплачена в размере ... руб.. За период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ году при расчете сохраняемого денежного довольствия также не учитывались суммы материального стимулирования, выплаченные за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск, что привело к недоплате в ДД.ММ.ГГГГ году отпускных ... коп., из которых за 17 календарных дней в ... ... коп., за 21 календарный день отпуска в ДД.ММ.ГГГГ – ... коп.. Просила взыскать указанные суммы, компенсацию морального вреда ... руб., денежную компенсацию за несвоевременную выплату, предусмотренную ст. 236 ТК РФ на дату решения суда.

Истица в судебном заседании суда первой инстанции на иске настаивала по доводам, изложенным в иске, дополнений не имела.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменной форме, дополнений не имел.

Судом принято вышеуказанное решение.

С решением суда в части удовлетворенных требований не согласился представитель ответчика ФИО5, подал на него в указанной части апелляционную жалобу, в которой указал, что вывод суда, изложенный в решении, о том, что выплаченное истице материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных, компенсации за отпуск при увольнении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Указал, что суд не принял во внимание разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, необоснованно учел разъяснения Минфина РФ, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, однако последнее не отменяет действие приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного служебным контрактом, просили решение в части удовлетворения требований отменить, принять в указанной части новое об отказе в иске.

От истицы поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От истицы поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, представитель ответчика об уважительной причине неявки суду не сообщил. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке, удовлетворив ходатайство истицы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2).

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.

Решение суда в части отказа истице в требованиях о взыскании компенсации по ст. 236 ТК РФ сторонами не обжалуется и в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки.

Применительно обжалуемой части решения судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истица была принята на государственную гражданскую службу на должность главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ (по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию). При увольнении ФИО1 были выплачены: сумма компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 53 дней в сумме ... руб.

Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно части 2 и части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

В соответствии с пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как следует из представленных расчетов денежного содержания и расчетных листков с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ г. на ФИО1, за указанный период ей были произведены выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий, включенной в фонд оплаты труда, а также материального стимулирования и единовременного поощрения, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты. Очевидно, что суммы материального стимулирования выплачивались истице в зависимости от показателей эффективности деятельности и качества выполнения должностных обязанностей в рамках бюджетного финансирования по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции ФНС России по <адрес>.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н. Ссылка ответчика, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, носят справочные характер и не имеют нормативной правовой силы, является неправомерным.

Указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд первой инстанции обоснованно учел содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС № по <адрес> указывает на то, что судом не дана оценка правомерности расчета компенсационных выплат в соответствии с положениями письма Министерства труда и социальной защиты от ДД.ММ.ГГГГ №, между тем оно принято после возникновения спорных отношений и к правоотношениям сторон применяться не может.

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а материальное стимулирование выплачено истице в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, суд обоснованно указал, что выплаченное в соответствии с названными выше приказами материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истицы для начисления отпускных выплат за ДД.ММ.ГГГГ г. и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований дать иную оценку указанным выводам не установлено. Кроме того судебная коллегия соглашается с приведенным расчетом и признает его верным.

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, применению в данном случае не подлежит.

Иных доводов о несогласии с решением, в том числе в части взыскания компенсации морального вреда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3454/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кандыбор И.Ю.
Ответчики
МИФНС России
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Коржева Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
24.03.2022Передача дела судье
19.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Передано в экспедицию
19.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее