Дело № 2-6008/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.
при секретаре Трофимове Л.М.
с участием представителя ответчика Алябушевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 31 июля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Устюжанина В.В. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК о признании незаконными ответов, обязании выдать полную информацию по детализации звонков и прихода-расхода денежных средств с лицевого счета, устранении нарушений в части не регистрации обращений,
у с т а н о в и л:
Устюжанин В.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными ответов № ОГ-12/ТО/33-1233 и № ОГ-12/ТО/33-1233, обязании выдать полную информацию по детализации звонков и прихода-расхода денежных средств с лицевого счета, устранении нарушений в части не регистрации обращений.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК.
Устюжанин В.В. извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки. При этом в настоящее время он содержится в ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК, в котором содержание регулируется нормами уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Статья 77-1 указанного кодекса регулирует порядок участия в судебном разбирательстве обвиняемого. Организация проезда истца либо его этапирование в суд для участия в рассмотрении гражданского дела, равно как и обязанность участия стороны в указанном судебном процессе гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель УФСИН по РК в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК в судебном заседание не явился, в предоставленном отзыве возражал против удовлетворения требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в органах прокуратуры также Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон) государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц.
Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
В силу ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (п. 3 ст. 82 УИК РФ).
Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее-Правила).
В соответствии с п. 3 Правил Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 63 Правил внутреннего распорядка каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.
Администрация ИУ ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, ТПП, предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных по личным вопросам и докладываются начальнику ИУ. Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение 3-х дней с момента их подачи. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу. Ответы на устные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных, поступившие на личном приеме, администрацией ИУ и руководителями органов УИС в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, могут быть даны устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в предложении, заявлении, ходатайстве или жалобе вопросов (пункт 65-68 Правил внутреннего распорядка).
Установлено, что Устюжанин В.В. с ** ** ** г. содержался в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, затем ** ** **. по настоящее время.
Устюжанин В.В. обратился к начальнику УФСИН России по РК с заявлением о направлении 27.03.2018 письменного заявления в ООО «Зона телеком» и отказа в выдаче формуляра в СПЧ при ООН, не регистрации заявлений о предоставлении информации о средствах на лицевом счету.
Ответом от 22.05.2018г. № ОГ-12/ТО/33-1233 Устюжанину В.В. предоставлена детализация звонков за период с ** ** **., сообщено о невозможности предоставления детализации за ** ** ** по причине отсутствия технической возможности, разъяснено право на непосредственное обращение в организацию,
Ответом от 22.05.2018г. № ОГ-12/ТО/33-1232 Устюжанину В.В. предоставлена информация по лицевому счету, разъяснено право на непосредственное обращение в организацию.
Применительно к названному Федеральному закону суд, установил, что обращения Устюжанина В.В. были зарегистрированы должностными лицами, приняты к рассмотрению, рассмотрены, о чем истцу даны ответы.
Вместе с тем несогласие истца с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) ответчика при рассмотрении обращений.
Сведений о том, что Устюжанин В.В. 27.03.2017 г. письменно обращался в адрес начальника воспитательного отдела ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК ... С.И. с какими-либо жалобами и ходатайствами не имеется.
Согласно справке, выданной ... С.И., 26.03.2018г. во время проведения отбоя в ШИЗО, ПКТ, карантинное отделение Устюжанин В.В., находившийся на тот момент в карантинном отделении после прибытия из ФКУ СИЗО-1 город ..., устно обратился с вопросом как ему обратиться в ООО «...» Zonatelecom, на что ему было дано разъяснение о возможности написать в данную компанию письмо с интересующим вопросом. Никаких письменных заявлений не передавалось.
Согласно журнала приема по личным вопросам осужденных ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК за 2018 за период с ** ** **. отметки о регистрации Устюжанина В.В. заявлений в указанном журнале отсутствуют.
Каких-либо доказательств в подтверждении своих доводов стороной истца представлено не было.
Кроме того, за период содержания в исправительном учреждении Устюжанин В.В. не был лишен права на обращение с жалобами, заявлениями, просьбами в различные органы, в том числе в адрес администрации учреждения. Согласно предоставленной информации ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК по учетным данным от осужденного Устюжанина В.В. за период с ** ** ** г. поступило письменных обращений за пределы ИК - 146 обращений за ** ** **, 116 обращений за ** ** **, 240 обращений за ** ** **, 147 обращений за ** ** **; поступило письменных обращений к администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК- 24 обращения за ** ** **, 43 обращения за ** ** **, 36 обращений за ** ** **, 1 обращение за ** ** **; поступило устных обращений к администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК- 2 обращения за ** ** **, 1 обращение за ** ** **, 1 обращение за ** ** **, 0 обращений за ** ** **
Таким образом, судом достоверно установлено, что каких-либо письменных обращений к администрации учреждения от Устюжанина В.В. 27.03.2018 г. не поступало, в связи, с чем суд не может признать неправомерными действия ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК выраженные в невыполнении пункта 66 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений незаконными.
При указанных обстоятельствах нарушений прав и свобод Устюжанина В.В.или создание препятствий к осуществлению истцом его прав и свобод не установлено, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Устюжанина В.В. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК о признании незаконными ответов, обязании выдать полную информацию по детализации звонков и прихода-расхода денежных средств с лицевого счета, устранении нарушений в части не регистрации обращений следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Устюжанина В.В. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК о признании незаконными ответов, обязании выдать полную информацию по детализации звонков и прихода-расхода денежных средств с лицевого счета, устранении нарушений в части не регистрации обращений отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Копия верна:
Председательствующий С.М. Сухорукова