Решение по делу № 2а-1277/2021 от 27.10.2021

11RS0010-01-2021-002607-89

Дело № 2а-1277/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Осташовой К.Н., при секретаре Есеве К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского по адресу ... г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Римерт Алексею Георгиевичу о прекращении действия специального права,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Римерт А.Г. о прекращении действия специального права – права на управление транспортными средствами, имеющего водительское удостоверение серии №... №... от **.**.**, категории «...», выданного ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару. В обоснование иска указано, что Римерт А.Г. **.**.** получил в ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару водительское удостоверение категории ... серии №... №.... Вместе с тем, по информации главного врача ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» с марта 2021 года Римерт А.Г. находится под наблюдением в ГБУЗ РК «КРНД» с диагнозом «..., который входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В настоящее время ремиссия по заболеванию не установлена, что свидетельствует о наличии у Римерт А.Г. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Ответчик Римерт А.Г. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представив письменное согласие с иском, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.

Заинтересованные лица УМВД России по г. Сыктывкару, ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер», своих представителей в суд не направили, представив ходатайства о рассмотрении дела без их участия, также в ходатайстве ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» отражено, что административное исковое заявление прокурора ими поддерживается в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.

В судебном заседании Коданева И.И., действующая по поручению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, исковые требования поддержала.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления в силу следующего.

Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

Заявляя требование о прекращении действия права Римерт А.Г. на управление транспортными средствами, прокурор указал на наличие у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Как следует из материалов дела, Римерт А.Г., **.**.** г.р., **.**.** ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару выдано водительское удостоверение серии №... №... на право управления транспортными средствами категории «..., действительное до **.**.**, взамен водительского удостоверения по адресу ... от **.**.** категории ...

В соответствии с п.п. 4 - 6 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Диспансерное наблюдение согласно с Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», являясь динамическим наблюдением за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (п. 12 Порядка).

По сведениям, представленным в материалы дела ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер», Римерт А.Г., **.**.** г.р., зарегистрированный по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ..., с марта 2021 года по настоящее время состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ РК «КРНД» с диагнозом .... Объективно подтвержденный период наблюдения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» с октября 2020 года.

Лечение в ГБУЗ РК «КРНД» ранее проходил в декабре 2002 года с диагнозом «психические и поведенческие расстройства, в результате потребления алкоголя». В январе 2003 года Римерт А.Г. взят на диспансерный учет с диагнозом .... По решению врачебной комиссии в марте 2016 года снят с учета с отсутствием сведений более 1 года. Повторно обратился с профессиональной целью **.**.**. По решению врачебной комиссии от **.**.** №... взят на диспансерный учет в течение двух лет с диагнозом .... Наблюдался по октябрь 2021 года без нарушения. По личному заявлению от **.**.** снят с диспансерного наблюдения, в связи с изменением постоянного места жительства с выездов за пределы обслуживаемой территории в по адресу ....

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения предполагает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 данного закона).

Участники дорожного движения согласно требованиям ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии со ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ч. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Одним из условий получения права на управление транспортными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 196-ФЗ является отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности; это согласуется со статьей 17 (ч. 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 25.09.2014 N 2158-О, от 29.03.2016 N 464-О и др.).

К числу таких требований Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит прохождение кандидатами в водители транспортных средств обязательного медицинского освидетельствования (п. 6 ст. 23), в ходе которого должно быть подтверждено отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, что является необходимым условием для получения соответствующего права (п. 1 ст. 26); перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утверждается Правительством РФ (п. 4 ст. 23.1).

Приведенное регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (п. 2.7). Гарантией достижения указанной цели является п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который допускает прекращение действия права на управление транспортными средствами при выявлении у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, в отношении водителей автомототранспортных средств общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.

Таким образом, лицо, страдающее алкоголизмом, не может быть допущено к деятельности, непосредственно связанной с движением транспорта при отсутствии стойкой ремиссии.

Согласно Перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (код заболевания F10-F16, F18, F19, включая: психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя.

Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Из содержания приказа Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Доказательств снятия Римерт А.Г. с диспансерного учета по заболеванию ... в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела не представлено. Отсутствие данных из медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.

В соответствии с подп. «ж» п. 35 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортным средством» российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к данному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

При разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего синдромом зависимости от употребления алкоголем, необходимо выяснять наличие у данного лиця противопоказаний к управлению и наличие состояния стойкой ремиссии.

Наличие у Римерт А.Г. в настоящее время медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности – транспортным средством, в отсутствие медицинских сведений о наличии стойкой, объективно подтвержденной ремиссии заболевания, а равно каких-либо доказательств на стороне административного ответчика, опровергающих медицинские сведения о наличии у него заболевания, или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении требований прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара о прекращении действия права Римерт А.Г. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии №... №... на право управления транспортными средствами категории ..., действительного до **.**.**.

Решение суда в части прекращения права на управление транспортными средствами на основании ст. 188 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Водительское удостоверение от **.**.** серии №... №... на право управления транспортными средствами категории ..., действительное до **.**.**, подлежит сдаче Римерт А.Г. в ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

На основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.

Прекратить действие специального права – права Римерт Алексея Георгиевича, **.**.** г.р., на основании водительского удостоверения от **.**.** серии №... №..., категории ...

Обязать Римерт Алексея Георгиевича, сдать водительское удостоверение от **.**.** серии №..., категории ... в ОГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару.

Взыскать с Римерт Алексея Георгиевича в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение в части прекращения права Римерт Алексея Георгиевича, **.**.** г.р., на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения от **.**.** серии №... №..., категории ... подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья К.Н. Осташова

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021.

2а-1277/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Эжвинского района г. Сыктывкара
Ответчики
Римерт Алексей Георгиевич
Другие
ГБУЗ РК " Коми республиканский наркологический диспансер"
ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Осташова Ксения Николаевна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
27.10.2021Передача материалов судье
27.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022Дело оформлено
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее