11RS0010-01-2021-002607-89
Дело № 2а-1277/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Осташовой К.Н., при секретаре Есеве К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского по адресу ... г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Римерт Алексею Георгиевичу о прекращении действия специального права,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Римерт А.Г. о прекращении действия специального права – права на управление транспортными средствами, имеющего водительское удостоверение серии №... №... от **.**.**, категории «...», выданного ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару. В обоснование иска указано, что Римерт А.Г. **.**.** получил в ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару водительское удостоверение категории ... серии №... №.... Вместе с тем, по информации главного врача ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» с марта 2021 года Римерт А.Г. находится под наблюдением в ГБУЗ РК «КРНД» с диагнозом «..., который входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В настоящее время ремиссия по заболеванию не установлена, что свидетельствует о наличии у Римерт А.Г. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Ответчик Римерт А.Г. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представив письменное согласие с иском, а также заявление о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованные лица УМВД России по г. Сыктывкару, ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер», своих представителей в суд не направили, представив ходатайства о рассмотрении дела без их участия, также в ходатайстве ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» отражено, что административное исковое заявление прокурора ими поддерживается в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании Коданева И.И., действующая по поручению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, исковые требования поддержала.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления в силу следующего.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Заявляя требование о прекращении действия права Римерт А.Г. на управление транспортными средствами, прокурор указал на наличие у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, Римерт А.Г., **.**.** г.р., **.**.** ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару выдано водительское удостоверение серии №... №... на право управления транспортными средствами категории «..., действительное до **.**.**, взамен водительского удостоверения по адресу ... от **.**.** категории ...
В соответствии с п.п. 4 - 6 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Диспансерное наблюдение согласно с Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», являясь динамическим наблюдением за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (п. 12 Порядка).
По сведениям, представленным в материалы дела ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер», Римерт А.Г., **.**.** г.р., зарегистрированный по адресу: г. Сыктывкар, по адресу ..., с марта 2021 года по настоящее время состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ РК «КРНД» с диагнозом .... Объективно подтвержденный период наблюдения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» с октября 2020 года.
Лечение в ГБУЗ РК «КРНД» ранее проходил в декабре 2002 года с диагнозом «психические и поведенческие расстройства, в результате потребления алкоголя». В январе 2003 года Римерт А.Г. взят на диспансерный учет с диагнозом .... По решению врачебной комиссии в марте 2016 года снят с учета с отсутствием сведений более 1 года. Повторно обратился с профессиональной целью **.**.**. По решению врачебной комиссии от **.**.** №... взят на диспансерный учет в течение двух лет с диагнозом .... Наблюдался по октябрь 2021 года без нарушения. По личному заявлению от **.**.** снят с диспансерного наблюдения, в связи с изменением постоянного места жительства с выездов за пределы обслуживаемой территории в по адресу ....
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения предполагает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 данного закона).
Участники дорожного движения согласно требованиям ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ч. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4).
Одним из условий получения права на управление транспортными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 196-ФЗ является отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности; это согласуется со статьей 17 (ч. 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 25.09.2014 N 2158-О, от 29.03.2016 N 464-О и др.).
К числу таких требований Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит прохождение кандидатами в водители транспортных средств обязательного медицинского освидетельствования (п. 6 ст. 23), в ходе которого должно быть подтверждено отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, что является необходимым условием для получения соответствующего права (п. 1 ст. 26); перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утверждается Правительством РФ (п. 4 ст. 23.1).
Приведенное регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (п. 2.7). Гарантией достижения указанной цели является п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который допускает прекращение действия права на управление транспортными средствами при выявлении у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, в отношении водителей автомототранспортных средств общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Таким образом, лицо, страдающее алкоголизмом, не может быть допущено к деятельности, непосредственно связанной с движением транспорта при отсутствии стойкой ремиссии.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (код заболевания F10-F16, F18, F19, включая: психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя.
Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Из содержания приказа Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Доказательств снятия Римерт А.Г. с диспансерного учета по заболеванию ... в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, в материалы дела не представлено. Отсутствие данных из медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
В соответствии с подп. «ж» п. 35 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортным средством» российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к данному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
При разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего синдромом зависимости от употребления алкоголем, необходимо выяснять наличие у данного лиця противопоказаний к управлению и наличие состояния стойкой ремиссии.
Наличие у Римерт А.Г. в настоящее время медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности – транспортным средством, в отсутствие медицинских сведений о наличии стойкой, объективно подтвержденной ремиссии заболевания, а равно каких-либо доказательств на стороне административного ответчика, опровергающих медицинские сведения о наличии у него заболевания, или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении требований прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара о прекращении действия права Римерт А.Г. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии №... №... на право управления транспортными средствами категории ..., действительного до **.**.**.
Решение суда в части прекращения права на управление транспортными средствами на основании ст. 188 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Водительское удостоверение от **.**.** серии №... №... на право управления транспортными средствами категории ..., действительное до **.**.**, подлежит сдаче Римерт А.Г. в ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.
Прекратить действие специального права – права Римерт Алексея Георгиевича, **.**.** г.р., на основании водительского удостоверения от **.**.** серии №... №..., категории ...
Обязать Римерт Алексея Георгиевича, сдать водительское удостоверение от **.**.** серии №..., категории ... в ОГИБДД УМВД РФ по г. Сыктывкару.
Взыскать с Римерт Алексея Георгиевича в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение в части прекращения права Римерт Алексея Георгиевича, **.**.** г.р., на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения от **.**.** серии №... №..., категории ... подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья К.Н. Осташова
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021.