дело №2-2/2024г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года с. Аскино
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ханова Д.М., при секретаре Кашаповой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по уточненному исковому заявлению Файзрахманова Р.М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Аскинская центральная районная больница и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бирская центральная районная больница о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Файзрахманов Р.М. обратился в суд с исковым заявлением в последующем уточнив его к ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница в котором просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке в счет компенсации морального вреда за некачественное оказание медицинских услуг 3000000 руб.
Истец в обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец Файзрахманов М.М., смерть отца, не страдавшего при жизни какими-либо хроническими заболеваниями, ведущего здоровый образ жизни произошла, по мнению истца вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи Файзрахманову М.М. специалистами ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и в связи с тем, что неверно были поставлены диагнозы специалистами ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница.
Истец Файзрахманов Р.М. и его представитель Илеев Д.Б. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в них основаниям.
Прокурор Фаизов Н.Н. считает, что истец понес нравственные страдания, в связи с чем заявленные требования с учетом разумности и справедливости подлежащими удовлетворению.
Представители ответчиков ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представителем ответчика ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница, представлено возражение об отказе в исковых требованиях Файзрахманова Р.М., в отношении указанного лечебного учреждения по основаниям того, что лечение пациента Файзрахманова М.М. в период его нахождения в ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная, проводилось в соответствии с поставленными ему диагнозами и на основании установленных рекомендаций. Постановка более точного диагноза была затруднительна непродолжительностью времени наблюдения пациента и в следствии наличия сопутствующих заболеваний, в том числе хронического <данные изъяты>.
Представителем ответчика ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница в суд представлено возражение на исковое заявление согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении требований Файзрахманова Р.М. в отношении ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница, так как Файзрахманов М.М. лечение в указанной больнице не проходил, на приеме у врача-онколога не осматривался, а лишь было проведено КТ, результаты которого врачом-рентгенологом были переданы лечащему врачу ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница.
Третье лица Куртеев В.Л., Шин Д.А., Вещевая Л.Х., представитель Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, однако в судебное заседание не явились.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Свидетель Махиянов Р.М. пояснил, что Файзрахманов М.М. вел здоровый образ жизни, на здоровье не жаловался. В период когда болел, Файзрахманов М.М. лечением доволен не был.
Изучив в совокупности представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 данной статьи).
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, в системной взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими основания и условия ответственности за причинение вреда, следует, что медицинские организации несут ответственность за нарушение права граждан на охрану здоровья и обязаны возместить причиненный при оказании гражданам медицинской помощи вред, в том числе моральный вред.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Разрешая требования о компенсации морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи, суду надлежит, в частности, установить, были ли приняты при оказании медицинской помощи пациенту все необходимые и возможные меры для его своевременного и квалифицированного обследования в целях установления правильного диагноза, соответствовала ли организация обследования и лечебного процесса установленным порядкам оказания медицинской помощи, стандартам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), повлияли ли выявленные дефекты оказания медицинской помощи на правильность проведения диагностики и назначения соответствующего лечения, повлияли ли выявленные нарушения на течение заболевания пациента (способствовали ухудшению состояния здоровья, повлекли неблагоприятный исход) и, как следствие, привели к нарушению его прав в сфере охраны здоровья.
При этом на ответчика возлагается обязанность доказать наличие оснований для освобождения от ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в частности отсутствие вины в оказании медицинской помощи, не отвечающей установленным требованиям, отсутствие вины в дефектах такой помощи, способствовавших наступлению неблагоприятного исхода, а также отсутствие возможности при надлежащей квалификации врачей, правильной организации лечебного процесса оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, избежать неблагоприятного исхода.
На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда.
Следовательно, для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие нематериальные блага (в настоящем случае - право на охрану здоровья и медицинскую помощь), при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Файзрахманов М.М., умерший ДД.ММ.ГГГГ, приходился истцу Файзрахманову Р.М. отцом.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Файзрахманов М.М. находился на лечении в стационарном отделении ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ в хирургическом отделении, врач Куртеев В.Л. Согласно выписки истории болезни № Файзрахманова М.М. ему был поставлен диагноз: «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения лечения Файзрахманову М.М. в ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ проведено исследование-компьютерной томографии органов грудной клетки, по результатам которого врачом-рентгенологом данного лечебного учреждения Вещевой Л.Х. вынесено заключение, которое со снимками было передано лечащему врачу ГБУЗ Аскинская ЦРБ.
В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ у Файзрахманова М.М. указана «<данные изъяты>. Врач Шин Д.А.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по факту смерти Файзрахманова М.М. в возбуждении уголовного дела отказано, в связи с отсутствием событий преступлений.
Из посмертного эпикриза из медицинской карты № следует, что Файзрахманову М.М. выставлен посмертный диагноз: осн. <данные изъяты>
Полагая, что в ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница, была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества, что способствовало наступлению его смерти, Файзрахманов Р.М. обратился в суд с настоящим иском.
В целях проверки доводов истца, и на основании ходатайства ответчиков ГБУЗ РБ Аскинская центральная районная больница и ГБУЗ РБ Бирская центральная районная больница определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено экспертам БУЗ Удмуртской Республики «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
Из заключения экспертов № следует, что на основании представленного протокола патологоанатомического исследования, учитывая, отсутствие исследования черепа и полости черепа, установить достоверную причину смерти Файзрахманова М.М. не представляется возможным.
Поскольку в представленных документах отсутствует информация о состоянии здоровья Файзрахманова М.М. (пациент врачом не осматривался) в соответствии с п.27 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. Приказом №194н Минздравразвития России от 24.04.2008г.) медицинская помощь на этапе ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ судебно-медицинской оценке не подлежит.
При оказании медицинской помощи Файзрахманову М.М. в ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ, в соответствии с Приказом МЗ РФ от 15.11.2012 года №922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» установлены дефекты медицинской помощи: - диагноз установлен неправильно, - перевод в специализированное отделение осуществлен несвоевременно. Однако, учитывая характер и тяжесть заболевания, высокий уровень летальности даже при своевременном оказании необходимой медицинской помощи, а также отсутствие достоверной причины смерти, причинно-следственная связь между установленными дефектами медицинской помощи и смертью Файзрахманова М.М. отсутствует. Следовательно, судебно-медицинская оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, не проводится.
С учетом представленных медицинских документов, у Файзрахманова М.М. не имелось каких-либо заболеваний или паталогических состояний, препятствующих установлению правильного диагноза.
Из указанного экспертного заключения следует сделать вывод о том, что между данными дефектами оказания медицинской помощи и неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи не имеется.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования Файзрахманова Р.М., суд исходит из того, что лечебным учреждением ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ, при оказании медицинской помощи Файзрахманову М.М. были допущены дефекты и, как следствие, нарушено личное неимущественное право истца на семейную жизнь, что повлекло причинение ему нравственных страданий, в связи, с чем истец, являясь сыном умершего, имеет право на компенсацию морального вреда.
При этом, суд учитывает, что ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ не было представлено доказательств оказания Файзрахманову М.М. в период лечения медицинских услуг надлежащего качества, кроме того, экспертным путем установлено наличие дефектов оказания медицинской помощи, допущенных со стороны ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ и исходя из чего суд, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает необходимым возложить на ответчика ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ обязанность по компенсации морального вреда, в связи с испытанными истцом моральными страданиями.
В части взыскания компенсации морального вреда с ответчика ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ следует отказать, так как Файзрахманов М.М. пациентом данного лечебного учреждения не являлся, пациент врачом не осматривался и лечение в указанный период в ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ не проходил.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения ответственности на ГБУЗ РБ Аскинская ЦРБ за возмещение причиненных истцу нравственных страданий в связи с некачественным оказанием медицинская помощь его отцу.
При определении суммы компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд исходя из вышеприведенных норм и разъяснений, и учитывая, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт наличия недостатков в медицинской помощи, оказываемой ответчиком отцу истца, приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Такой размер компенсации морального вреда в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует характеру и степени нравственных страданий истца, вызванных потерей близкого человека, что является необратимым обстоятельством, нарушающим психологическое благополучие истца, его право на родственные и семейные связи, затрагивает его здоровье, самочувствие и настроение, приняв во внимание наличие дефектов оказания медицинской помощи ГУЗ РБ Аскинская ЦРБ при этом отсутствия причинно-следственной связи между установленными дефектами медицинской помощи и смертью Файзрахманова М.М., наступившие последствия, фактические обстоятельства дела, а также руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определил к взысканию с ответчика компенсацию морального вреда в указанной выше сумме.
Таким образом, взысканная судом денежная компенсация способствует восстановлению прав истца при соблюдении баланса между последствиями нарушения прав истца и степенью ответственности, применяемой к ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
уточненное исковое заявление Файзрахманова Р.М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Аскинская центральная районная больница и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Бирская центральная районная больница о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Аскинская центральная районная больница (№ в пользу Файзрахманова Р.М. (паспорт № в счет компенсации морального вреда 300 000 руб.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Д.М. Ханов