УИД 11RS0001-01-2024-015070-85 Дело № 12-991/2024
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А.,
с участием старшего государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в Республике Коми Зиборова Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 октября 2024 года жалобу МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» на постановление старшего государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в Республике Коми от ** ** ** №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в Республике Коми от ** ** ** №... МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» обратилось в суд с жалобой, в которой, не оспаривая наличие в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, заявило о снижении размера штрафа до 65000 рублей.
Старший государственный инспектор труда с доводами жалобы не согласился, указав о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежавшим образом, в суд своего представителя не направило. Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав доводы должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Трудовое законодательство предусматривает в качестве основной обязанности работодателя обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, то есть создавать такие условия труда, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью работника.
В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу требований указанной статьи работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников, обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с положениями статьи 221 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты.
Пунктом 172 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказа Минтруда России от 16.11.2020 № 782н, установлено при работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 м надлежит применять страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице (при условии закрепления лестницы к конструкции сооружения). При этом длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.
Как следует из материалов дела, в ходе расследования несчастного случая на производстве, произошедшего ** ** ** с работником МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» ФИО3, установлено, что работодатель не обеспечил работника страховочной системой при работе с приставной лестницей на высоте более 1,8 м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ** ** ** старшим государственным инспектором труда постановления о привлечении МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» административного правонарушения и его виновность подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом расследования несчастного случая, материалами расследования несчастного случая, иными представленными в материалы дела доказательствами, которым государственным инспектором труда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, государственный инспектор труда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований не согласится с указанным выводом не имеется.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.
Согласно статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу положений, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
В рассматриваемом случае, санкция части 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает размер штрафа для юридических лиц от 130000 до 150000 рублей.
С учетом приведенного правового обоснования, учитывая сведения Управления КНПиТ администрации МР «Корткеросский» о материальном положении МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», учитывая характер правонарушения, конкретных обстоятельств дела, в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого юридического лица, прихожу к выводу о возможности применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера путем снижения размера назначенного административного наказания до 65000 рублей.
Учитывая изложенное, постановление старшего государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в Республике Коми от ** ** ** №... о привлечении МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит изменению в части размера административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела ГИТ в Республике Коми от ** ** ** №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система» изменить в части размера наложенного административного наказания в виде административного штрафа, снизив его до 65000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Л.А. Печинина