Решение по делу № 2-348/2024 (2-2351/2023;) от 28.12.2023

Дело № 2-348/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Любытино 12 марта 2024 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,

при секретаре Елисеевой С.В.,

с участием заместителя прокурора Любытинского района Бугаева И.В.,

представителя ответчика Администрации Неболчского сельского поселения

Мохновой ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Неболчского сельского поселения, ГОКУ «<данные изъяты>» об обязании оборудовать места остановки школьного автобуса в населенных пунктах Неболчского сельского поселения Любытинского района,

установил:

Заместитель прокурора Любытинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с двумя исками к Администрации Неболчского сельского поселения о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных исковых требований указано, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации подвоза обучающихся МАОУ «<данные изъяты>» установлено, что места остановок школьного автобуса в <адрес> не обеспечены навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дорого в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89»; в <адрес> остановки школьного автобуса МАОУ <данные изъяты>» не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по оборудованию остановочных пунктов <адрес>, чем нарушаются права обучающихся образовательной организации на обеспечение надлежащего и безопасного подвоза, в том числе при ожидании школьного автобуса, что недопустимо.

Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 декабря 2023 года гражданские дела по вышеуказанным искам соединены в одно производство.

Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГОКУ «<данные изъяты>».

В судебном заседании заместитель прокурора Любытинского района Бугаев И.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Неболчского сельского поселения Мохнова ФИО10 в судебном заседании исковые требования признала частично, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель ответчика ГОКУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть данное гражданское дело без его участия, представил письменные возражения, в которых исковые требования не признает.

Представители третьего лица МАОУ «<данные изъяты>», МАУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть данное гражданское дело без их участия, возражений по иску не представили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Неболчского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу статьи 13 Федерального закона № 196-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах установлены п. 5.3.2.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, в силу которого остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной "карман" (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и/или пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон или навес по 5.3.3.10; скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 работы по устройству остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, установке недостающих урн, скамеек, а также знаков и указателей включены в состав деятельности по содержанию автомобильных дорог.

В свою очередь, в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог является дорожной деятельностью.

В силу прямого указания частей 2 и 3 статьи 15 названного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального округа.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 10.04.2020 года № ЛБ-С-088-8929 "О направлении методических рекомендаций" для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, предусмотрена необходимость организации транспортного обслуживания до общеобразовательной организации и обратно. В целях организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся в образовательных организациях предусмотрено утверждение локальных актов по организации перевозки детей, включающих в себя маршруты движения школьного автобуса.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций и сопровождающих лиц школьным автобусом, принадлежащим на законных основаниях образовательным организациям и использующимся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся определены в Методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2022 года № 03-1255 "Методические рекомендации "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций" (далее - Методические рекомендации), которые предусматривают принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций и по маршрутам следования школьных автобусов по автомобильным дорогам муниципальных образований к соответствию требованиям документов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из п. 1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся, в том числе, относятся: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций под школьным автобусным маршрутом понимается организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования школьного автобуса от начального пункта через промежуточные остановки школьного автобуса до образовательных организаций и обратно, по которому осуществляется перевозка обучающихся.

Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.

В пункте 2.6 Методических рекомендаций указано, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016

Остановки школьного автобуса оборудуются указателями. На указателях размещается условное обозначение знака школьного автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный автобусный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Аналогичные требования установлены в Методических рекомендациях разработанных Минобрнауки России совместно с Минтрансом России и МВД России и направленных для исполнения письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 № 08-988 "О направлении методических рекомендаций" (далее Рекомендации).

Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5 Письма Минобрнауки России от 29 июля 2014 года № 08-988).

Согласно Рекомендациям муниципальные образования должны принять необходимые меры по разработке и утверждению программ (планов) по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам муниципальных образований. Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность. При разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования свода правил СП42.13330 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы (п. п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Рекомендаций).

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть. Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Решение об открытии "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений (п. 2.5 и п. 2.6 Рекомендаций).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее - ГОСТ 50597-2017), утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.

В соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ 52766-2007).

В соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного "кармана", боковой разделительной полосы, тротуара и пешеходной дорожки, автопавильона, пешеходного перехода, скамьи, урны для мусора, технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещения (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

В соответствии с п. 10.5 Свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, и п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий для сельских поселений должно составлять не более 1 км; при расстояниях свыше указанного (но не более 30 км) организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно), которое осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей; пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м, для сельских районов допускается увеличение до 1 км.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности образовательных организаций района, в ходе которой установлено, что остановки школьного автобуса в населенных пунктах <адрес> не оборудованы навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги, а остановки школьного автобуса в <адрес> не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей, что подтверждается рапортом о выявлении нарушений федерального законодательства заместителя прокурора Любытинского района от 26.12.2023 г.

Согласно приложениям 1-2-3 к приказу № 17 от 31.08.2023 по МАУ «Хозяйственно-экономическая группа», а также приложению 1 и 2 к приказу от 23.08.2023 № 114-д по МАОУ «<данные изъяты>» по маршруту <адрес> осуществляется подвоз в образовательное учреждение 12 и 8 обучающихся разного возраста соответственно, по маршруту № <адрес> осуществляется подвоз в образовательное учреждение 8 и 6 обучающихся разного возраста соответственно.

Согласно списку автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области автодорога "Любытино-Неболчи-Бокситогорск" (<адрес>) относится к дорогам общего пользования регионального значения, преданных в оперативное управление ГОКУ <данные изъяты>".

Согласно информации предоставленной из администрации Неболчского сельского поселения автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , протяженностью 4359 м., Новгородская область Любытинский район Неболчское сельское поселение, с кадастровым номером , протяженностью 2617,9 м., числится в реестре муниципальной собственности Неболчского сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Устава Неболчского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Неболчского сельского поселения от 24.01.2006 № 10 законами Новгородской области за Неболчским сельским поселением могут закрепляться также другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений.

Поскольку автомобильная дорога "Любытино-Неболчи-Бокситогорск", проходящая по территории Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, то соответственно, осуществление на ней дорожной деятельности, содержанию которой соответствует комплекс испрашиваемых прокурором мероприятий, должно обеспечиваться уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не администрацией сельского поселения.

В силу положений вышеуказанных правовых норм, обязанность организовать маршрут движения школьного автобуса, в том числе пунктов посадки и высадки детей, по требованиям в отношении автомобильных дорог в <адрес> относится к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения.

В силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ).

Таким образом, из системного анализа вышеизложенным норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Неболчского сельского поселения, и ГОКУ «<данные изъяты>».

Невыполнение ответчиками мероприятий по надлежащей организации движения маршрута школьного автобуса, в том числе оборудования остановок школьного автобуса, влечет за собой негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а также нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе является существенным препятствием для организации подвоза детей и получения ими доступного образования.

При изложенных обстоятельствах в их совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в части требований к администрации Неболчского сельского поселения и ГОКУ «<данные изъяты>» в связи с законностью требований иска и его обоснованностью.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные заместителем прокурора Любытинского района Новгородской области требования удовлетворить.

Обязать администрацию Неболчского сельского поселения в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- обеспечить места остановки школьного автобуса МАОУ «<данные изъяты>» в <адрес> навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89».

Обязать ГОКУ «<данные изъяты>» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- принять меры по обеспечению остановки школьного автобуса МАОУ «<данные изъяты>» в <адрес>, расположенных на школьных маршрутах МАОУ «<данные изъяты>, указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области (п. Любытино) в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Е.И. Арсеньева

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2024 года.

Судья Е.И. Арсеньева

Дело № 2-348/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Любытино 12 марта 2024 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,

при секретаре Елисеевой С.В.,

с участием заместителя прокурора Любытинского района Бугаева И.В.,

представителя ответчика Администрации Неболчского сельского поселения

Мохновой ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Неболчского сельского поселения, ГОКУ «<данные изъяты>» об обязании оборудовать места остановки школьного автобуса в населенных пунктах Неболчского сельского поселения Любытинского района,

установил:

Заместитель прокурора Любытинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с двумя исками к Администрации Неболчского сельского поселения о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных исковых требований указано, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации подвоза обучающихся МАОУ «<данные изъяты>» установлено, что места остановок школьного автобуса в <адрес> не обеспечены навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дорого в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89»; в <адрес> остановки школьного автобуса МАОУ <данные изъяты>» не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по оборудованию остановочных пунктов <адрес>, чем нарушаются права обучающихся образовательной организации на обеспечение надлежащего и безопасного подвоза, в том числе при ожидании школьного автобуса, что недопустимо.

Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 декабря 2023 года гражданские дела по вышеуказанным искам соединены в одно производство.

Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 29 января 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГОКУ «<данные изъяты>».

В судебном заседании заместитель прокурора Любытинского района Бугаев И.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Неболчского сельского поселения Мохнова ФИО10 в судебном заседании исковые требования признала частично, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель ответчика ГОКУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть данное гражданское дело без его участия, представил письменные возражения, в которых исковые требования не признает.

Представители третьего лица МАОУ «<данные изъяты>», МАУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть данное гражданское дело без их участия, возражений по иску не представили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Неболчского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу статьи 13 Федерального закона № 196-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах установлены п. 5.3.2.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, в силу которого остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной "карман" (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и/или пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон или навес по 5.3.3.10; скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 работы по устройству остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, установке недостающих урн, скамеек, а также знаков и указателей включены в состав деятельности по содержанию автомобильных дорог.

В свою очередь, в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог является дорожной деятельностью.

В силу прямого указания частей 2 и 3 статьи 15 названного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального округа.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 10.04.2020 года № ЛБ-С-088-8929 "О направлении методических рекомендаций" для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, предусмотрена необходимость организации транспортного обслуживания до общеобразовательной организации и обратно. В целях организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся в образовательных организациях предусмотрено утверждение локальных актов по организации перевозки детей, включающих в себя маршруты движения школьного автобуса.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций и сопровождающих лиц школьным автобусом, принадлежащим на законных основаниях образовательным организациям и использующимся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся определены в Методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации от 02 сентября 2022 года № 03-1255 "Методические рекомендации "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций" (далее - Методические рекомендации), которые предусматривают принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций и по маршрутам следования школьных автобусов по автомобильным дорогам муниципальных образований к соответствию требованиям документов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Из п. 1.3 Методических рекомендаций следует, что к перевозкам обучающихся, в том числе, относятся: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий).

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций под школьным автобусным маршрутом понимается организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования школьного автобуса от начального пункта через промежуточные остановки школьного автобуса до образовательных организаций и обратно, по которому осуществляется перевозка обучающихся.

Пунктом 2.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.

В пункте 2.6 Методических рекомендаций указано, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.

Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016

Остановки школьного автобуса оборудуются указателями. На указателях размещается условное обозначение знака школьного автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный автобусный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Аналогичные требования установлены в Методических рекомендациях разработанных Минобрнауки России совместно с Минтрансом России и МВД России и направленных для исполнения письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 № 08-988 "О направлении методических рекомендаций" (далее Рекомендации).

Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5 Письма Минобрнауки России от 29 июля 2014 года № 08-988).

Согласно Рекомендациям муниципальные образования должны принять необходимые меры по разработке и утверждению программ (планов) по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам муниципальных образований. Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность. При разработке маршрутов для перевозки обучающихся необходимо учитывать требования свода правил СП42.13330 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 километра от организации. При этом предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. По результатам обследования дорожных условий производится составление акта, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы (п. п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Рекомендаций).

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть. Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. Решение об открытии "Школьного маршрута" принимается после устранения нарушений (п. 2.5 и п. 2.6 Рекомендаций).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее - ГОСТ 50597-2017), утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.

В соответствии с пунктом 6.2.1 ГОСТ 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ 52766-2007).

В соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного "кармана", боковой разделительной полосы, тротуара и пешеходной дорожки, автопавильона, пешеходного перехода, скамьи, урны для мусора, технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещения (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

В соответствии с п. 10.5 Свода правил "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, и п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий для сельских поселений должно составлять не более 1 км; при расстояниях свыше указанного (но не более 30 км) организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно), которое осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей; пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м, для сельских районов допускается увеличение до 1 км.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и о безопасности при осуществлении перевозок обучающихся в деятельности образовательных организаций района, в ходе которой установлено, что остановки школьного автобуса в населенных пунктах <адрес> не оборудованы навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги, а остановки школьного автобуса в <адрес> не оборудованы указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей, что подтверждается рапортом о выявлении нарушений федерального законодательства заместителя прокурора Любытинского района от 26.12.2023 г.

Согласно приложениям 1-2-3 к приказу № 17 от 31.08.2023 по МАУ «Хозяйственно-экономическая группа», а также приложению 1 и 2 к приказу от 23.08.2023 № 114-д по МАОУ «<данные изъяты>» по маршруту <адрес> осуществляется подвоз в образовательное учреждение 12 и 8 обучающихся разного возраста соответственно, по маршруту № <адрес> осуществляется подвоз в образовательное учреждение 8 и 6 обучающихся разного возраста соответственно.

Согласно списку автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области автодорога "Любытино-Неболчи-Бокситогорск" (<адрес>) относится к дорогам общего пользования регионального значения, преданных в оперативное управление ГОКУ <данные изъяты>".

Согласно информации предоставленной из администрации Неболчского сельского поселения автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , протяженностью 4359 м., Новгородская область Любытинский район Неболчское сельское поселение, с кадастровым номером , протяженностью 2617,9 м., числится в реестре муниципальной собственности Неболчского сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Устава Неболчского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Неболчского сельского поселения от 24.01.2006 № 10 законами Новгородской области за Неболчским сельским поселением могут закрепляться также другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений.

Поскольку автомобильная дорога "Любытино-Неболчи-Бокситогорск", проходящая по территории Неболчского сельского поселения Любытинского муниципального района, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, то соответственно, осуществление на ней дорожной деятельности, содержанию которой соответствует комплекс испрашиваемых прокурором мероприятий, должно обеспечиваться уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не администрацией сельского поселения.

В силу положений вышеуказанных правовых норм, обязанность организовать маршрут движения школьного автобуса, в том числе пунктов посадки и высадки детей, по требованиям в отношении автомобильных дорог в <адрес> относится к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения.

В силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 131-ФЗ).

Таким образом, из системного анализа вышеизложенным норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Неболчского сельского поселения, и ГОКУ «<данные изъяты>».

Невыполнение ответчиками мероприятий по надлежащей организации движения маршрута школьного автобуса, в том числе оборудования остановок школьного автобуса, влечет за собой негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и ставит под угрозу их жизнь и здоровье, а также нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе является существенным препятствием для организации подвоза детей и получения ими доступного образования.

При изложенных обстоятельствах в их совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в части требований к администрации Неболчского сельского поселения и ГОКУ «<данные изъяты>» в связи с законностью требований иска и его обоснованностью.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

На основании ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные заместителем прокурора Любытинского района Новгородской области требования удовлетворить.

Обязать администрацию Неболчского сельского поселения в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- обеспечить места остановки школьного автобуса МАОУ «<данные изъяты>» в <адрес> навесом с твердым покрытием, огражденным с трех сторон, защищенным барьером от проезжей части дороги в соответствии с п. 10.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89».

Обязать ГОКУ «<данные изъяты>» в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- принять меры по обеспечению остановки школьного автобуса МАОУ «<данные изъяты>» в <адрес>, расположенных на школьных маршрутах МАОУ «<данные изъяты>, указателями с условным обозначением знака школьного автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный автобусный маршрут» с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в соответствии с расписанием, установленным образовательными организациями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области (п. Любытино) в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Е.И. Арсеньева

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2024 года.

Судья Е.И. Арсеньева

2-348/2024 (2-2351/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Любытинского района Н.А.Федоров
Ответчики
Администрация Неболчского сельского поселения
Другие
ГОКУ "Новгородавтодор"
МАУ "Хозяйственно-экономическая группа"
МАОУ " Неболчская средняя школа"
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Арсеньева Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
borovichsky.nvg.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее