Решение от 20.10.2015 по делу № 33-38251/2015 от null

Судья Ивахова Е

Судья Самороковская Н.В.                                                                           Гр. дело №33-38251

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

20 октября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сергеевой Л.А.

и судей Вишняковой Н.Е., Смирновой Ю.А.

при секретаре Т* Е.М.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе Алферова В.П. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 15 июня 2015 года, которым постановлено: 

Исковые требования Алферова В* П* к Центральной жилищной комиссии войсковой части * о включении в реестр на получение жилищной субсидии – оставить без удовлетворения.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Алферов В.П. обратился в суд с иском к Центральной жилищной комиссии войсковой части * об обязании включить в реестр на получение жилищной субсидии, мотивируя свои требования тем, что его право на получение жилищной субсидии законно и обоснованно в силу его законного права на отселение из закрытого военного городка Чехов – 2. Члены жилищной комиссии неправомерно указали нормы права о порядке предоставления субсидии, указав военнослужащих, проходящих действительную воинскую службу в закрытых военных городках. При рассмотрении заявления истца не было учтено, что истец является военным пенсионером, а также его право на отселение из закрытого военного городка, что и послужило поводом в отказе во включение в реестр на получение субсидии для приобретения или строительства жилья. 

Истец основывает свои требования на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Истец Алферов В.П. и адвокат истца - Никитина Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ЦЖК в/ч * на основании доверенности Иншутин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил возражения на исковое заявление (л.д. 18-21), дополнения к возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам жалобы Алферов В.П.

Проверив материалы дела, выслушав Алфёрова В.П., представителя ответчика ЦЖК в/ч * – Сергееву К.А., судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 06.09.2014г.  Алферов В.П. обратился с заявлением в Центральную жилищную комиссию в/ч * о принятии истца, подполковника в отставке (военного пенсионера) на учет для получения жилищной субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014г. № * (л.д. 9-10).

27 ноября 2014г. на заседании Центральной жилищной комиссии заявление истца было рассмотрено и ему было отказано во включении в реестр на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 13).

Члены жилищной комиссии указали, что в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части *, утвержденного приказом командира войсковой части * от 30 июня 2014г. № * в случае, если военнослужащий не признан нуждающимся в жилом помещении, уполномоченным органом выносится решение об отказе во включении в реестр. Истец Алферов В.П. не является военнослужащим и не признан нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения военной службы.

С данным решением Центральной жилищной комиссии войсковой части * от 27 ноября 2014г. истец не согласен в виду его незаконности по следующим основаниям: истец проходил военную службу в частях ССО. Последнее место службы - учебный центр в/ч * Московской области, г. Чехов -2. Состав семьи - 2 человека: Алферов В* П*, Алферова С* Д* - жена. Истец и члены его семьи жилых помещений на территории РФ в собственности не имеют. В период прохождения службы в войсковой части истцу и его семье на основании ордера № * от 15 февраля 1993 года было предоставлено жилое помещение - 2-х комнатная квартира, общей площадью 47,6 кв.м., в том числе жилой 29,7 кв.м. по адресу: *. Данное жилое помещение было предоставлено на основании договора № * найма жилого помещения (жилищный договор) от 29 января 2004г. Основанием получения данного жилого помещения являлось признание истца и членов его семьи нуждающимся в жилищных условиях.

Истец полагает, что в настоящее время данные основания не отпали в виду тех обстоятельств, что истец проживает в закрытом военном городке - Чехов-2 и имеет право на отселение из военного городка в виду того, что истец является военным пенсионером, жилое помещение в закрытом военном городке получал по договору социального найма. 28 сентября 2007 года в жилищную комиссию в/ч * истцом было подано заявление, согласно которого истец просил включить его и членов его семьи в списки лиц, желающих отселиться за пределы г. Чехов-2.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Алферов В.П. не является военнослужащим, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в войсковой части * не состоит, в связи с чем, у войсковой части * отсутствуют основания для обеспечения данного гражданина жилым помещением по нормам, установленным положениями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Кроме того, суд также указал на то обстоятельство, что заявленное истцом Алферовым В.П. требование связано с оспариванием им решения Центральной жилищной комиссии войсковой части *, оформленного протоколом от 27 ноября 2014 г. № *, и возложении на ЦЖК обязанности включить его в реестр на получение жилищной субсидии, которое вытекает из требования об оспаривании вышеуказанного решения ЦЖК и должно рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ. Однако истцом был пропущен срок исковой давности, о восстановлении которого истец не ходатайствовал, что также является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации. 

В своей жалобе Алферов выражает несогласие с решением суда, указывая на то обстоятельство, что суд неверно пришел к выводу о том, что в заявленном требовании истца никакого спора о праве не существует, возникшие правоотношения носят публичный характер, а также что Алферовым не пропущен срок для обращения в суд.

С данным доводом судебная коллегия не согласна в силу следующего.

Исходя из материалов дела, заявленное истцом Алферовым В.П. требование связано с оспариванием им решения Центральной жилищной комиссии войсковой части *, оформленного протоколом от 27 ноября 2014 г. № *, и возложении на ЦЖК обязанности включить его в реестр на получение жилищной субсидии, которое вытекает из требования об оспаривании вышеуказанного решения ЦЖК.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ или подача искового заявления).

Из содержания искового заявления Алферова В.П. следует, что между ним и войсковой частью * (ЦЖК) никакого спора о праве не существует, возникшие правоотношения носят публичный характер. Следовательно, исковое заявление Алферова В.П. должно рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ (Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

В соответствии со статьями 244, 256 ГПК РФ в целях оспаривания решения ЦЖК Алферов В.П. вправе был обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ , срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Решение ЦЖК от 27 ноября 2014 г. (протокол № 20) было направлено Алферову В.П. 1 декабря 2014 г. Как следует из пояснений истца, о принятом ЦЖК решении истец узнал в декабре 2014 года. Заявление было подано через экспедицию Никулинского районного суда г. Москвы 08.04.2015г. (л.д. 6).

Таким образом, заявление подано в суд после истечения срока трехмесячного срока, уважительные причины пропуска срока в материалах дела отсутствуют, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований Алферова.

Далее в жалобе Алферов выражает несогласие с решением суда, указывая на то обстоятельство, что члены жилищной комиссии неправомерно указали нормы права о порядке предоставления субсидии, указав военнослужащих, проходящих действительную воинскую службу в закрытых военных городках. При рассмотрении заявления истца не было учтено, что истец является военным пенсионером, а также его право на отселение из закрытого военного городка, что и послужило поводом в отказе во включение в реестр на получение субсидии для приобретения или строительства жилья

С данным доводом судебная коллегия не согласна в силу следующего.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом названного пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1 данного Федерального закона № 76-ФЗ.

Исходя из положений ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возложена обязанность по жилищному обеспечению:

1) военнослужащих и членов их семей;

2) граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения военной службы.

Таким образом, в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ на войсковую часть возложена обязанность по жилищному обеспечению военнослужащих войсковой части * и членов их семей, а также военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения военной службы и уволенных по основаниям, предусмотренным указанным федеральным законом.

Однако, Алфёров В.П. в период прохождения военной службы нуждающимся в жилых помещениях не признавался.

Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилое помещение.

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части *, утвержденного приказом войсковой части 59990 от 30 июня 2014 г. № *, в случае, если военнослужащий не признан нуждающимся в жилом помещении, уполномоченным органом выносится решение об отказе во включении в реестр.

Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавший на дату увольнения Алферова В.П. с военной службы, предусматривал следующее:

«Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок».

Сам Алфёров В.П. не оспаривал, что в период военной службы он подобных заявлений не подавал.

При этом, нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность войсковых частей, в том числе и государства, в лице Министерства обороны РФ, производить обязательное отселение из закрытых военных городков, путем предоставления квартир лицам не осуществляющим военную службу, в том числе и лиц уволенных с военной службы и обеспеченных жильем, не состоящих на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с действующим законодательством РФ, единственным способом отселения из закрытых военных городков является приобретение жилых помещений в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в порядке, определенном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050.

В настоящее время, порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, которым определены основания и условия признания указанных граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Кроме того, в соответствии с п. 12 указанного постановления ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

При изложенных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Алферова об обязании включить в реестр на получение жилищной субсидии.

При вынесении решения, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в их совокупности. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2015 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

 

░░░░░:

 

6

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-38251/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Истцы
Алферов В.П.
Ответчики
Центральная жилищная комиссия войсковой 95006
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
20.10.2015Судебное заседание
16.10.2015Зарегистрировано
20.10.2015Завершено
20.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее