Дело № 2-686/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2021 года р.п. Городище Волгоградской обл.
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Стрепетовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Арутюнян Е.С.,
с участием ответчика Понкратова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «АльфаСтрахование» к Понкратов А.С. о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
АО «АльфаСтрахование» обратилось в суд с иском к Понкратову А.С. о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что АО «АльфаСтрахование» произвело выплату страхового возмещения по страховому случаю от 04 марта 2019 года в размере 58500 рублей.
Лицом, виновным в наступлении названного страхового случая является Понкратов А.С. Документы о произошедшем дорожно-транспортном происшествии были оформлены водителями без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. При этом Понкратовым А.С. не была исполнена обязанность по предоставлению в течение 5 рабочих дней страховщику экземпляра заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Ссылаясь на изложенное, а также на положения подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу в порядке регресса сумму страхового возмещения, оплаченную истцом по настоящему страховому случаю, в размере 58500 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1955 рублей.
В судебное заседание представитель АО «АльфаСтрахование», представитель истца ООО «Долговые Инвестиции» не явились, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Понкратов А.С., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных истцом требований просит отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Согласно положений пункта 1 статьи 927 Гражданского кодекса РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу пункта 1 статьи 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение страхователю или выгодоприобретателю в пределах определенной договором страховой суммы.
Согласно положений статьи 931 Гражданского кодекса РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что её страхование обязательно, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Под страховым случаем закон понимает наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.
В соответствии с положениями статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам; дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом; обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществляется без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
То есть из буквального толкования изложенной нормы права усматривается, что обязанность представить страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии вменяется всем его участникам (водителям причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств). Представление такого извещения одним участником дорожно-транспортного происшествия не освобождает другого от исполнения возложенной на него Законом об ОСАГО обязанности.
Несоблюдение вышеназванного требования образует, по смыслу подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), основание для возникновения регрессного требования к причинителю вреда у страховщика, осуществившего страховое возмещение.
Так, подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) было установлено, что к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, - будучи элементом института страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанного на принципе разделения ответственности, - призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя (определения от 25 мая 2017 года № 1058-О и № 1059-О и др.).
Согласно пункту 7 статьи 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 этого Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04 марта 2019 года в 15 часов 30 минут в <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя ФИО4, управлявшего принадлежащим ФИО5 транспортным средством марки <данные изъяты>, с государственным регистрационным знаком №, и водителя Понкратова А.С., управлявшего автомобилем марки <данные изъяты>, с государственным регистрационным номером №.
В результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия автомобилю марки <данные изъяты>, с государственным регистрационным знаком №, были причинены механические повреждения.
Документы о названном дорожно-транспортном происшествии были оформлены его участникам (водителям причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств) без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии с положениями статьи 11.1 Закона Об ОСАГО.
При этом виновным в названном дорожно-транспортном происшествии был признан Понкратов А.С., который свою вину в совершении дорожно-транспортного происшествия признал, с объемом повреждений автомобиля потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии был согласен.
Гражданская ответственность Понкратова А.С. на момент произошедшего дорожно-транспортного происшествия была застрахована в АО «АльфаСтрахование» на основании полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии № (заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством).
Гражданская ответственность потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии ФИО5 на момент наступления страхового случая была застрахована в АО «Макс» на основании полиса об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии №
11 марта 2019 года потерпевший в произошедшем дорожно-транспортном происшествии ФИО5 в порядке прямого возмещения убытков обратилась в АО «Макс» с заявлением о наступлении страхового случая (л.д. 21).
19 марта 2019 года АО «Макс» признав указанное событие страховым случаем, произвело ФИО5 выплату страхового возмещения в размере 58500 рублей (л.д. 19 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ АО «АльфаСтрахование», как страховщик, который застраховал гражданскую ответственность Понкратова А.С. - лица, причинившего вред, возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков по названному страховому случаю – АО «Макс», возмещенный им потерпевшему ФИО5 вред в размере 58500 рублей (л.д. 19).
Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании страхового возмещения в порядке регресса по основаниям положений подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 и пункта 7 статьи 14.1 Закона Об ОСАГО, АО «АльфаСтрахование» указывает на то, что Понкратов А.С. не исполнил возложенную на него законом обязанность представить страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия (часть 2 статьи 11.1 Закона Об ОСАГО).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 11 марта 2019 года (на четвертый рабочий день) Понкратов А.С. предоставил страховщику извещение о дорожно-транспортном происшествии от 04 марта 2019 года. На представленной суду ответчиком копии извещения о дорожно-транспортном происшествии от 04 марта 2019 года стоит отметка страховщика о его принятии 11 марта 2019 года (л.д. 89).
При таких обстоятельствах, Понкратов А.С. исполнил установленную частью 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность предоставить страховщику бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, что лишает страховщика предусмотренных законом оснований на предъявление к Понкратову А.С. регрессивных требований.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
исковые требования АО «АльфаСтрахование» к Понкратов А.С. о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.В. Стрепетова
Справка: мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.
Судья: Ю.В. Стрепетова