дело №33-1208/2017 судья в первой
категория 115 г инстанции Милошенко Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 4 мая 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Володиной Л.В.,
судей - Андрейченко А.А., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Дмитриевой А.А.,
с участием:
представителя истца - Сушковой Д.Н.,
ответчика - Федоренковой Ю.П.,
представителя ответчика - Боднар С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Федоренковой Ю.П., Михальчук В.С., третьи лица - Управление лесного и охотничьего хозяйства г.Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Законодательное собрание г.Севастополя, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта
по апелляционной жалобе Федоренковой Ю.П. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
в августе 2016 г. истец обратился в суд с указанным иском, в котором просил истребовать из незаконного владения Федоренковой Ю.П. земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, <адрес> в собственность города Севастополя, признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что при принятии Севастопольским городским Советом решения о передаче земельного участка общей площадью 4,5106 га в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» и заключении соответствующего договора аренды были грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины. Кроме того, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться спорным земельным участком и передавать его кому-либо в пользование, в связи с чем земельный участок, вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства, неправомерно предоставлен в собственность Федоренковой Ю.П.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2016 г. исковые требования удовлетворены.
Федоренкова Ю.П. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение – об отказе удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, указывает, что спорный земельный участок приобретенный ответчиком и зарегистрированный в предусмотренном действующим законодательством Украины порядке в 2009 г., не может являться собственностью истца; в материалах дела имеется комплект разрешительных документов, в том числе и письмо Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство», которым дано разрешение о выделении спорного земельного участка Михальчук В.С.; истец пытается истребовать спорный участок не признавая недействительным договор купли-продажи, заключенный между ответчиком и Михальчук В.С.; кроме того, суд не применил к спорным правоотношениям срок исковой давности, хотя такое ходатайство заявлялось стороной ответчика.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Михальчук В,С., представители третьих лиц Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая изложенное, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом принято решение № «О передаче в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ» (л.д.11, т.1).
Указанным решением Обслуживающему кооперативу жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольского ГЛОХ для жилищного строительства, а также утвержден представленный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» проект землеустройства по отводу земельного участка в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства.
ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 4,5106 га, в том числе, участок № площадью <данные изъяты> га, участок № площадью 1,7094 га, участок № площадью <данные изъяты> га, участок № площадью <данные изъяты> га, для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ с отнесение этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.
Согласно письму Управления городского строительства и архитектуры от 23 января 2008 года исх.№ земельному участку, используемому ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» для жилищного строительства, поименованному в решении Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен адрес – <адрес>, № - № (л.д.70).
Согласно справки ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», Михальчук В.С. в соответствии с решением общего собрания членов ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» от ДД.ММ.ГГГГ являлся членом данного Товарищества (л.д.63, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ Михальчук В.С. обратилась к Председателю Балаклавского районного в г. Севастополе Совета о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в границах землепользования ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», по адресу: <адрес>, № (л.д.62, т.1).
ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским советом принято решение № «О прекращении права аренды на часть земельного участка ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» и передаче в собственность гр.Михальчук В.С. земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
ДД.ММ.ГГГГ Михальчук В.С. был получен государственный акт на право собственности на земельный участок.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок перешел в собственность Федоренковой Ю.П.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.
В соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Исходя из положений статей 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.
Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.
Исходя из положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
В силу части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.
Как установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью <данные изъяты> га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за ГКУС «Севастопольское лесничество».
Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в состав которого входит и спорный земельный участок, расположен в квартале №, выделы №, в квартале №, выделы № Орлиновского участкового лесничества (л.д.30).
На момент передачи ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га в аренду на основании решения Севастопольского городского Совета, указанный земельный участок находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Указанный земельный участок площадью 4,5106 га являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, и не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно материалам дела, процедура изъятия земельного участка у постоянного пользователя не осуществлялась. ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка, а также на изменение его целевого назначения не давало.
ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, чья деятельность направлена на ведение лесного хозяйства.
Следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га, в состав которого входит и спорный, исходя из положений статьи 27 Лесного кодекса Украины, не мог быть передан кооперативу на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель жилой и общественной застройки.
Полномочиями по принятию решения о передаче в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, располагал исключительно Кабинет Министров Украины, поскольку установлено, что данный земельный участок, в том числе, и спорный, относится к землям лесного фонда.
Однако, решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, а также решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № фактически изменено целевое назначение указанных земель.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Учитывая, что земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, Михальчук В.С. в установленном порядке право собственности на земельный участок не приобрела, в дальнейшем совершила его отчуждение в пользу Федоренковой Ю.П., суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объект недвижимости подлежит истребованию из чужого незаконного владения последнего приобретателя Федоренковой Ю.П. на основании статьи 301 Гражданского кодекса РФ, а государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию недействительным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок не относится к землям лесного фонда, судебная коллегия считает необоснованными, данному доводу дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом положений Земельного и Лесного кодексов Украины, не согласиться с которой, у судебной коллегии оснований нет.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 1 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоренковой Ю.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи А.А. Андрейченко
Е.В. Герасименко