ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-3120/2020
город Краснодар 6 июля 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу защитника Самадова Ш.Х. адвоката Буряка А.А. на вступившее в законную силу постановление Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Самадова Ш.Х.,
установил:
постановлением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2020 года Самадов Ш.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, в целях обеспечения исполнения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации Самадов Ш.Х. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан «Дон» МВД России.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Самадова Ш.Х. выражает несогласие с постановлением судьи районного суда, просит об его изменении с исключением наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Самадова Ш.Х. к административной ответственности) уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, что 7 октября 2019 года гражданин Таджикистана Самадов Ш.Х. с целью определения его статуса как иностранного работника, подал в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области заявление на получение патента.
В заявлении иностранный гражданин указал, что пребывает по адресу постановки на миграционный учет: <адрес>, однако проведенной сотрудниками полиции проверкой установлено, что Самадов Ш.Х.не пребывал и не состоял на миграционном учете по указаному адресу.
Таким образом, при определении статуса иммигранта, иностранный работник представил недостоверные сведения, чем нарушил требования статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также пункта 4 статьи 7, статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, действия Самадова Ш.Х. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Самадова Ш.Х. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Самадова Ш.Х., не оспаривая факта совершения иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывает, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и неисполнимым в связи с принимаемыми мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Доводы жалобы о том, что угроза распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является основанием для исключения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является необоснованным.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, действия Самадова Ш.Х. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Самадову Ш.Х. в пределах санкции части 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Срок давности и порядок привлечения Самадова Ш.Х. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, по настоящему делу имеются основания для изменения судебного постановления в связи со следующим.
Согласно 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации. В силу части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Часть 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, которое заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Исходя из положений подпункта "в" статьи 1 и подпункта "б" статьи 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно приостановлено течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
В настоящее время Самадов Ш.Х. с 28 февраля 2020 года содержится в ФКУ "Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, "ДОН" МВД России, при этом оснований полагать, что в связи с принимаемыми мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имеется реальная возможность выдворения Самадова Ш.Х. в кратчайшие сроки за пределы Российской Федерации, не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П, от 23 мая 2017 года N 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Учитывая указанное обстоятельство, содержание Самадова Ш.Х. в Центре временного содержания не отвечает целям соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, в связи с чем прихожу к выводам о необходимости освобождения Самадова Ш.Х. из специального учреждения, в котором он содержится.
При рассмотрении дела судьей районного суда Самадов Ш.Х. участвовал в судебных заседаниях, в возможности реализации своих прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Самадова Шухратжона Хомидовича 29 августа 1990 года рождения изменить, освободив Самадова Шухратжона Хомидовича от содержания в ФКУ "Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, "ДОН" МВД России.
В остальной части постановление судьи постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2020 года оставить без изменения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько