УИД 79RS0002-01-2022-005002-83
№ 2-2616/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Сладковой Е.Г.,
с участием прокурора Лещева Л.Е.,
представителей ответчиков Ковалевой Е.В., Астафьевой Я.А.,
представителя третьего лица Фомичевой В.В.,
при секретаре Завражиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах Белугиной Натальи Петровны к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате, процентов, –
У с т а н о в и л:
Военный прокурор Биробиджанского гарнизона в интересах Белугиной Н.П. обратился в суд с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате, процентов. Свои требования мотивировали тем, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона по заявлению Белугиной Н.П. проведена проверка, которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточного военному округу». 03.08.2021 между командиром войсковой части 47062 и Белугиной Н.П. заключен трудовой договор, по условиям которого последняя с указанной даты принята на должность заведующего складом войсковая часть 47062. В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 18.08.2020 № № указанная воинская часть зачислена на финансовое обеспечение в Управление, в связи с чем начисление и выплата заработной платы работнику производится управлением. В ходе проверки установлено, что в 2021-2022 работнику заработная плата начислялась ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, поскольку дополнительная выплата, начисленная в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 и премия экономии фонда оплаты труда не должны учитываться в составе МРОТ с указанными коэффициентами. В соответствии с условиями трудового договора работнику установлен должностной оклад, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагополучными климатическими условиями, районный коэффициент и иные выплаты. Также из приказом командира воинской части и расчетных листов следует, что в различные периоды работнику начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом 1010, а также премия экономии фонда оплаты труда. При этом начисляемые премии по факту осуществляли и прикрывали доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ тогда, как начисление премий должно было производится дополнительно к начисленной в соответствии с требованиями законодательства заработной плате, а не в ее составе. Изложенное свидетельствует о нарушении учреждением требований трудового законодательства в части начисления и выплаты заработной платы не ниже установленного федеральным законом МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ. Согласно расчету общая сумма долга учреждения перед работником за спорный период составляет 8610,44 руб. С учетом вышеуказанной суммы задолженности размер процентов (денежной компенсации) за нарушение сроков выплат за период с 10.08.2021 по 30.06.2022 составляет 1802,12 руб. Просит суд признать действия федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», связанные с включением при начислении заработной платы Белугиной Наталье Петровне в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением на указанное учреждение обязанности начислять Белугиной Наталье Петровне заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях; взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» в пользу Белугиной Натальи Петровны задолженность по заработной плате за период с августа 2021 года по июнь 2022 года в размере 8610, 44 рублей, а также проценты (денежную компенсацию) за нарушение сроков выплат за период с 10 августа 2021 года по 30 июня 2022 года составляет 1802, 12 рублей.
Определением от 15.09.2022 изменено процессуальное положение третьего лица ФКУ «Объединение стратегическое командование Восточного военного округа» на соответчика.
В судебном заседании помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Лещев Л.Е. исковые требования и доводы иска поддержал.
Истец Белугина Н.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, о чем имеется телефонограмма в материалах дела.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу» Ковалева Е.В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в ранее представленных письменных возражениях от 13.09.2022. Указала, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом № 1010 является периодической выплатой, предоставляемой работнику за счет бюджетных средств, выделенных на заработную плату и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей. Несмотря на то, что приказом Министерства обороны РФ № 545 дополнительное материальное стимулирование к системе оплаты труда непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементам системы оплаты труда, входящим в состав заработной платы. Следовательно, дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с Приказом № 1010 за счет средств выделяемых Министерству обороны РФ на оплату труда, является частью вознаграждения работника за труд и должно учитываться при сравнении размера месячной заработной платы работника с МРОТ. Именно с такой правовой позиции ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу» производит доначисление заработной платы до МРОТ работникам войсковой части 47062. Размер должностного оклада Белугиной Н.П. в спорный период составлял менее минимального размера оплаты труда, однако с учетом иных выплат, премий, в том числе в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010, объективно совокупный ежемесячный размер начисленной ей оплаты труда в спорный период превышал установленный в спорный период федеральный законом минимальный размер оплаты труда.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Астафьева Я.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв от 31.08.2022. Указала, что действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу», связанные с включением дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ № 1010 в состав заработной платы Белугиной Н.П. для целей ее сравнения с МРОТ являются законными и обоснованными, а требования военного прокурора не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – представитель войсковой части 47062 Фомичева В.В. в судебном заседании исковые требования, поддержала возражения представителей ответчиков.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
В судебном заседании установлено, что на основании трудового договора № от 03.08.2021, заключенного с федеральным казенном учреждением – «Войсковая часть 47062 Вооруженных сил РФ» в лице командира полковника Романсенко А.С., Белугина Н.П. принята на работу а должность заведующей складом (НЗ) РМО в Федеральное казенное учреждение – «Войсковая часть 47062».
Согласно п. 5.1 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад (тарифная ставка) 7159 руб. в месяц, б) работнику производятся выплаты компенсационного характера: процентная надбавка к заработной плате за работу в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 30%, районный коэффициент- 30%, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 10%, премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) в пределах средств, направляемых на указанные цели, выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года – до двух должностных окладов в порядке установленным приложением № 2 к приказу МО РФ от 18.09.2019 № 545, по итогам работы за месяц работодатель выплачивает работнику ежемесячную премию в размере 25 % от должностного оклада, при условии добросовестного и качественного выполнения им должностных обязанностей и отсутствие взысканий.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ) предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оплата труда лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 октября 2019 года регулируется приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545).
Величина минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ).
В соответствии со ст.ст. 16, 20 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признаются - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 ТК РФ).
Пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П установлено, что минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесение изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2021 года МРОТ установлен в сумме 12 792 руб., что составляет 100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2021 году (12702 рубля).
С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
При этом в силу статей 315-317 ТК РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх МРОТ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П).
Взаимосвязанное толкование положений ч. 3 ст. 133 ТК РФ и ч. 1 ст. 129 ТК РФ позволяет сделать вывод, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (районный коэффициент, надбавка за отдаленность, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время). МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. В соответствии со статьей 2 статьи 133 ТК РФ МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Министр обороны РФ своим приказом от 18.09.2019 N 545 урегулировал вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», урегулирован Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, а также из утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно, при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения работником своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной деятельности.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное названным приказом Министра обороны Российской Федерации, является периодической выплатой, предоставляемой работнику за счет бюджетных средств, выделенных на заработную плату и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей. Несмотря на то что трудовым законодательством дополнительное материальное стимулирование к заработной плате работника непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты труда, входящим в состав заработной платы.
Следовательно, заработная плата работника, соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, являются формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, то есть указанные стимулирующих выплаты исходя из нормативного регулирования порядка их осуществления и источника финансирования являются составной частью заработной платы работника.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 № 8-П изложено аналогичное толкование взаимодействия норм федерального законодательства и приказов МО РФ.
В соответствии с п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, фонд оплаты труда работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников указанного учреждения. Кроме того, при формировании фонда оплаты труда воинской части доплата до МРОТ не предусмотрена, а производится за счет экономии фонда оплаты труда, как и выплата премии в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, то есть носит одинаковый характер выплаты.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что на основании ежемесячных приказов врио командира Войсковой части 47062 о премировании гражданского персонала войсковой части 72062, в период с сентября 2021 по сентябрь 2022 году выплата премии носила ежемесячный характер с утвержденной ежемесячно суммой премии по итогам работы за месяц с учетом применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в южных районах Дальнего Востока в размерах, согласно приложения к приказам на одного работника в течение года. Так, согласно приказа № от 08.09.2021 Белугиной Н.П. выплачена премия в размере 4861 руб., приказа № от 06.10.2021 – 4168 рублей, приказа № от 10.11.2021 – 743 рубля, приказа № от 06.12.2021 – 3828 рублей, приказа № от 06.12.2021 – 4264 рубля, приказа № от 04.02.2022 -3725 руб., приказа № от 01.03.2022 – 3842 руб., приказа № от 08.04.2022 – 3736 руб., приказа № от 05.05.2022 – 3476 руб., приказа № от 02.06.2022 – 3476 руб., приказа № от 04.07.2022 – 851 руб., приказа № от 02.08.2022 – 4973 руб., приказа № от 02.09.2022 – 5540 руб.
В соответствии с расчетными листками Белугиной Н.П. за сентябрь 2021, октябрь 2021, ноябрь 2021 декабрь 2021 года производилась выплата премии (по Приказу №1010) в ежемесячной сумме в сентябре 2021 – 4861 руб., октябре 2021 – 4168 руб., ноябре 2021 – 743 руб., декабре 2021 – 3828 руб.,3672 руб., 4264 руб.
Премия по приказу Министра обороны Российской Федерации № 1010, как и выплаты предусмотренные системой оплаты труда, подлежит налогообложению и, безусловно, относится к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей.
Врио Командира воинской части 47062, издавая приказы на производство данной выплаты, отражает в приказах применение к данной выплате и включение в ее состав районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, в расчетных листках она отражается одной суммой с уже с включенными в неё коэффициентом и надбавкой. Приказом Министра обороны Российской от 18.09.2019, а также приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 не было установлено, что предусмотренные этими приказами выплаты стимулирующего характера должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления его заработной платы до размера МРОТ, либо не подлежат включению при производстве доплаты до указанного размера.
Премия, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, является одним из элементов вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, входит в оплату труда работника (в его доход) и должна учитываться при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.
Из представленного расчета задолженности по заработной плате следует, что задолженность за период с августа 2021 по ноябрь 2021 составляет 8610,44 руб. Однако в исковом заявление указан период задолженности с августа 2021 по июнь 2022 и задолженность составляет 8610, 44 руб. денежная компенсация за нарушение сроков выплат за период с 10 августа 2021 по 30 июня 2022 составляет 1802,12 руб. Иного расчета в суд истцом не предоставлено.
Дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 и ежемесячная премия в размере 25 % от должностного оклада в спорный период ежемесячно начислялись и выплачивались истцу, что усматривается из содержания расчетных листков за период с августа по ноябрь 2021.
Как следует из представленных расчетных листов за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 по выплате истцу заработной платы, расчет заработной платы истца за спорный период с августа по октябрь 2021 года, размер оклада по занимаемой истцом должности составил менее минимального размера оплаты труда, однако с учетом оклада, а также иных выплат, премий, в том числе в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, установленный размер выплачиваемой Белугиной Н.П. ежемесячной заработной платы превысил установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда (12 792 руб.), в связи с чем суд приходит к выводу, что при начислении истцу заработной платы не допущено нарушений положений ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ.
Следовательно, при определении оплаты до МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд. Белугиной Н.П. за указанный период начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ.
Несмотря на то, что Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» дополнительное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда, входящим в состав денежного довольствия лиц, проходящих военную службу по контракту, установленным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 34 статьи 2 названного Федерального закона. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 № 8-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева»).
Доводы иска о том, что выплаты в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 не является гарантированной и обязательный составной частью заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного законом МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ, подлежат отклонению, поскольку объективно совокупный размер оплаты труда за спорные периоды выплачивался в размере не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда выплат, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, которые свидетельствуют о соблюдении работодателем требований Трудового кодекса РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ и условий трудового договора, исходя из того, что при определении оплаты до МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, в том числе и предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 выплата, начисленная и выплаченная Белугиной Н.П. заработная плата не менее установленного МРОТ, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав работника Белугиной Н.П. со стороны ответчиков и отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора Биробиджанского гарнизона, действующего в защиту интересов Белугиной Н.П. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л:
Исковые требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах Белугиной Натальи Петровны, к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате, процентов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Сладкова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 17.11.2022