Дело № 2- 305/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изенгеевой Т.Н. к УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Решением УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Изенгеевой Т.Н. отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности заведующего фельдшерским пунктом в календарном и в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения в декретном отпуске (в отпуске по беременности и родам) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отказано во включении в специальный стаж в календарном и в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за один год три месяца) периода работы в должности <данные изъяты> фельдшера <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в календарном исчислении периода работы в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Изенгеева Т.Н. с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца; периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца; периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения в пенсионный орган - с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивировала тем, что в спорные периоды она работала заведующим фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером, то есть в должности, включённой в Список 2002 года. В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. В связи с чем полагает, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж. Поскольку <данные изъяты>, полагает, что период работы в должности <данные изъяты> фельдшера должен быть включен в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Также указывает что периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть включены в специальный стаж.
В судебном заседании истец Изенгеева Т.Н. и ее представитель - адвокат Купиров А.М. поддержали уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР Б.С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала по основаниям, отраженным в оспариваемом решении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список 1991 года), подлежащий применению к периодам работы до 1 ноября 1999 года.
В Список 1991 года включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абз. 2 п. 2 названного постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца.
Постановлением Правительства РФ 22 сентября 1999 года за № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список 1999 года), применяющийся к периодам работы в целях назначения пенсии по выслуге лет после 01 ноября 1999 года.
При назначении пенсии после 01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год работы за 1 год и 3 месяца) стало применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066).
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Правила льготного исчисления стажа остались прежними, то есть лишь при смешанном стаже.
Списки 1999 и 2002 года в разделе «Наименование должностей» содержат должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера; в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 года названы районные больницы, Списка 2002 года - больницы всех наименований.
Согласно записям в трудовой книжке истца Изенгеевой Т.Н. (до вступления в брак «Г.» - л.д. №) должность, в которой истец работала в <данные изъяты>, расположенной в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовалась заведующий <данные изъяты> фельдшерским пунктом, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующий <данные изъяты> фельдшерским пунктом.
Действующим в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом законодательством было предусмотрено создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских пунктов. Так Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566 (утратил силу на территории РФ в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 21.03.2003 года №118) было утверждено «Положение о фельдшерско-акушерском пункте» (приложение №1 к приказу), согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что, работая заведующей фельдшерским пунктом она помимо <данные изъяты>
Выполняемые в спорный период истцом должностные обязанности соответствуют обязанностям заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера, обозначенным в «Положении о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере», утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года № 566, а также должностным обязанностям фельдшера, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 года № 18247), что согласуется со Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов (Приложение № 4) к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, согласно которым заведующий фельдшерско-акушерским пунктом одновременно является фельдшером, акушеркой либо медицинской сестрой.
Аналогичные должностные обязанности содержатся в должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом <данные изъяты>, утвержденной в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. №).
В подтверждение объяснений истца о том, что в должности заведующего фельдшерского пункта и фельдшерско-акушерского пункта она выполняла и должностные обязанности фельдшера в связи с отсутствием такой должности в штате, из материалов дела действительно следует, что в период работы истца в должности заведующего фельдшерским пунктом в штате данного пункта не имелось должности фельдшера, их выполняла заведующая пунктом Изенгеева Т.Н. (до вступления в брак Г.), что подтверждается штатными расписаниями медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, согласно которым:
-в <данные изъяты> фельдшерском пункте (<данные изъяты> с/с), в последующем - фельдшерско-акушерском пункте предусмотрена должность в ДД.ММ.ГГГГ году - заведующий - медсестра, санитарка (л.д. №),
-в <данные изъяты> фельдшерском пункте (<данные изъяты> с/с), в последующем - фельдшерско-акушерском пункте предусмотрены должности:
в ДД.ММ.ГГГГ годы - заведующий - медсестра, санитарка (л.д. №),
в ДД.ММ.ГГГГ году - заведующий- фельдшер, санитарка (л.д. №).
В тарификационных списках, представленных истцом, ее должность указана как:
-за ДД.ММ.ГГГГ год (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) - заведующий <данные изъяты> ФАП (л.д. №),
-за ДД.ММ.ГГГГ год, за ДД.ММ.ГГГГ год - заведующий <данные изъяты> ФАП (л.д. №),
-за ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год - заведующий <данные изъяты> ФП (л.д. №),
То обстоятельство, что должность заведующего фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу у суда не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 4 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям.
В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года № 1104 фельдшера - заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к средним медицинским работникам.
Должность фельдшера, функциональные обязанности которого фактически выполняла истец Изенгеева Т.Н., работая заведующей фельдшерским пунктом, согласно приказу Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу с 1 декабря 2008 года) также относилась к среднему медицинскому персоналу.
То обстоятельство, что в спорные периоды работы Изенгеевой Т.Н. последняя наряду с должностными обязанностями заведующего фельдшерским пунктом исполняла обязанности фельдшера подтверждается также справкой работодателя - <данные изъяты> (л.д. №), согласно которой по деревням и сельским местностям обязанности фельдшера по лечению и оказанию первой медицинской помощи больных проводит заведующий фельдшерским пунктом; указанная должность относится к среднему медицинскому персоналу.
Как указано выше действующие в период работы истца заведующей фельдшерским пунктом нормативно-правовые акты предусматривали создание фельдшерско-акушерских пунктов, а не фельдшерских, как именовалось структурное подразделение больницы, где осуществляла трудовую деятельность истец. Причем упомянутыми выше Штатными нормативами медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (приложение 4), действовавших в то время, было определено, что если число обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом сельского населения не превышает 700-900 человек и менее, в штате ФАП не вводятся штаты акушерки, патронажной медсестры, медсестры физиотерапии, однако при этом наименование фельдшерско-акушерского пункта не изменяется, выполнение их обязанностей возлагается непосредственно на заведующего фельдшерско-акушерского пункта.
На основании вышеизложенного суд считает, что принятое ответчиком решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в должности заведующего фельдшерским пунктом, в которые фактически истец выполняла обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пункта-фельдшера, и ее должность должна была именоваться работодателем именно так, является незаконным и необоснованным.
Исходя из вышеприведенных правовых норм требование истца о применении льготного исчисления стажа подлежит удовлетворению к периодам работы Изенгеевой Т.Н. в должности заведующего фельдшерским пунктом, которые относятся к периодам до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца о включении периодов нахождения в декретном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж суд исходит из следующего.
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж включаются, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Период нахождения в декретном отпуске, то есть в отпуске по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности (ст. 255 Трудового кодекса РФ), поэтому подлежит включению в специальный стаж.
Кроме того, с учетом того, что истец находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который относится к периоду до ДД.ММ.ГГГГ, в должности в учреждении, расположенном в сельской местности, что дает ей право на применение льготного исчисления стажа как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, этот период подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке, а аналогичный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.
Исковые требования Изенгеевой Т.Н. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и применении к этому периоду льготного исчисления стажа, суд разрешает исходя из нижеследующего.
Период нахождения Изенгеевой Т.Н. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей ДД.ММ.ГГГГ фельдшерским пунктом относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента вступления в силу Закона от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Кроме этого в указанный период, как упомянуто выше, стаж медицинских работников в сельской местности определялся в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом № 3543-1 от 25.09.1992 года, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. До вступления изменений в силу (с 06.10.1992 года) обстоятельств, препятствующих льготному исчислению, не имелось.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» увеличена повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, фактически до 06 октября 1992 года на основании указанных выше нормативных актов, женщинам предоставлялись отпуска: частично оплачиваемые до 1,5 лет и неоплачиваемые до 3 лет. Законодательство не содержало условие исключения из стажа по специальности периода отпуска по уходу за ребенком при назначении льготной пенсии.
Поэтому исходя из вышеизложенных правовых норм, суд считает, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы, поскольку до ухода в такой отпуск и в период нахождения в нем истец находилась в должности в учреждении, дающей право на применение льготного исчисления стажа.
Отказывая Изенгеевой Т.Н. во включении в специальный стаж периода работы в должности <данные изъяты> фельдшера <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик в своем решении сослался на то, что разделе «Наименование должности» Списка 2002 года должность «выездной фельдшер» не предусмотрена, а также в разделе «Наименование учреждений» Списка 2002 года филиал скорой медицинской помощи не поименован.
В трудовой книжке истца Изенгеевой Т.Н. (л.д. №) содержатся записи о том, что с ДД.ММ.ГГГГ она переведена выездным фельдшером <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с истечением срока найма как временно принятая, с ДД.ММ.ГГГГ принята выездным фельдшером <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>.
Факт работы истца Изенгеевой Т.Н. в должности выездного фельдшера Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается такжесправкой, уточняющей периоды работы, выданной работодателем <данные изъяты> (л.д. №).
Согласно справки, выданной <данные изъяты> (л.д. №), <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года является структурным подразделением отделения скорой медицинской помощи названного учреждения.
<данные изъяты>, где истец занимала указанную должность, относится к лечебно-профилактическим учреждениям, а <данные изъяты> филиал скорой медицинской помощи лишь указывает на месторасположение отделения скорой медицинской помощи, который являлся структурным подразделением данного учреждения здравоохранения.
Штатными расписаниями за ДД.ММ.ГГГГ годы подтверждается, что отделение скорой медицинской помощи является структурным подразделением <данные изъяты> и что в штате отделения скорой медицинской помощи состоял средний медицинский персонал: фельдшера по вызову - диспетчера, фельдшер дневной, выездные фельдшера (л.д. №).
Разрешая спор, суд исходит из того, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место до 01 ноября 1999 года, в связи с чем при разрешении возникшего спора подлежит применению вышеназванный Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым право на назначение пенсии за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Занимаемая истцом в спорный период должность выездного фельдшера относилась к среднему медицинскому персоналу, следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от наименования этой должности, в льготном исчислении 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца.
Как было указано выше, Список 1999 года и Список 2002 года содержит должность фельдшера, а среди учреждений указана станция скорой медицинской помощи и больницы всех наименований.
Судом установлено, что в функциональные обязанности фельдшера скорой медицинской помощи входило и входит по настоящее время: <данные изъяты> (л.д. №).
В тарификационных списках на ДД.ММ.ГГГГ годы должность истца указана как фельдшер выездной отделения скорой медицинской помощи <данные изъяты> (л.д.№).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер выездной», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер».
Таким образом, с учетом установления тождества в вышеуказанном правовом акте работа истца в вышеуказанной должности и учреждении также соответствует должности и учреждению, предусмотренному действующему в настоящее время Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, в стаж работы истца для назначения досрочной пенсии подлежит включению время работы в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Также из материалов дела видно (л.д. №), что в должности выездного фельдшера истец находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а как было указано выше, такие периоды в соответствии с действующим законодательством подлежат включению в специальный стаж. Поэтому отказ ответчика включить названный период в специальный стаж является незаконным.
Исковые требования Изенгеевой Т.Н. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего.
Факт нахождения истца Изенгеевой Т.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и в должности медицинской сестры <данные изъяты>, то есть в должности и учреждении, включенных в Список 2002 года (как было установлено судом), подтверждаетсясправкой, уточняющей периоды работы (л.д. №).
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный.
За время нахождения истца на курсах повышения квалификации в связи с занимаемой должностью трудовые отношения с ней не прерывались, ей начислялась заработная плата, в этот период она оставалась пребывать в должности, указанной в трудовой книжке, обучение на курсах повышения квалификации было непосредственно связано с ее работой.
В спорный период повышение квалификации являлось обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности в силу ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утратил силу).
Согласно ныне действующему Федеральному закону от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 79) медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности и приравниваться к основной работе, следовательно,подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Соответственно, в указанной части решение ответчика также подлежит отмене как незаконное.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Изенгеевой Т.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у истца Изенгеевой Т.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет № месяцев № днейисходя из следующего расчета:
№ лет № месяцев № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № лет № месяцев № дней (период работы в должности заведующей фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № лет № месяца № дней (период работы в должности выездного фельдшера филиала скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца) + № год № месяцев № дней (период работы в должности выездного фельдшера филиала скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + № месяцев № дня (суммарно периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Следовательно, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит назначению со дня обращенияв УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом наличия у нее на эту дату необходимого 25- летнего специального стажа.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным частично, обязав УПФР в г. К. и К. районе ЧР включить Изенгеевой Т.Н. периоды работы в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца);
периоды работы в должности выездного фельдшера <данные изъяты> филиала скорой медицинской помощи в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (из расчета один год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца);
периоды работы в должности выездного фельдшера <данные изъяты> филиала скорой медицинской помощи в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном исчислении и назначить Изенгеевой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.