Дело №2а-678/2021 (УИД: 48RS0008-01-2021-001019-57)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года п. Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Грищенко С.А.,
при секретаре Комаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Добринского района Липецкой области к Подольскому Павлу
о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Добринского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением к Подольсклиу Павлу о признании информации размещенной на сайте ... запрещенной к распространению на территории РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за исполнением Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации. Проведенным мониторингом установлено, что на Интернет –странице ...раскодированный URL адрес, или - ... — закодированный URL адрес) размещена информация, в которой содержатся предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания. Вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием Интернет-сайта может любой пользователь. Просит суд признать информацию, размещенную на сайте ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец и.о. прокурора Носонова Е.В. уточнила исковые требования. Просила признать информацию, размещенную на сайте ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и приведенные в установочной части решения, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Подольский П. в судебное заседание не явился. Извещен по установленным в ходе проверки данным.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда предоставил заявление, согласно которому возражает относительно исковых требований о признании информации на сайте с адресом ... поскольку в Едином реестре имеется содержащее указанный адрес решение Советского районного суда – Республики Марий Эл №2а-2-241/2021 от 23.09.2021, доступ к сайту ограничивается. Просил рассмотреть дело без участия представителя территориального органа Роскомнадзора.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п.1 и п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.
Частью 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Добринского района Липецкой области 03 сентября 2021 года осуществлен осмотр электронной страницы в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». По результатам осмотра установлено, что при помощи интернет браузера «Chrome» и введении в поисковую строку слов «купить снюс» открывается список веб-сайтов и веб-страниц, одной из которых является веб-сайт с адресом/доменным именем ...раскодированный URL адрес, или - ... — закодированный URL адрес), в котором содержатся предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания.
На указанном сайте и страницах сайта информация размещена в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами.
Данная страница сайта сети «Интернет» не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет», вследствие чего информация становится доступной для неограниченного круга лиц.
Таким образом, в ходе проверки Интернет – сайта выявлен сайт с адресом: ..., размещающий запрещенную информацию, а именно предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания, что подтверждается страницами Интернет-сайта.
Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о способах ухода от административной ответственности за совершение правонарушений против безопасности дорожного движения, равно как и дистанционная торговля через сеть «Интернет» предметами, предназначенными исключительно для их использований в указанных целях, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Учитывая, что в нарушение требований федерального законодательства на сайте с адресом: ... распространяется информация для неопределенного круга лиц, указанную информацию необходимо признать запрещенной к распространению на территории РФ.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).
С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.
На момент проверки соответствующие сетевые адреса по поисковой системе «http://eais.rkn.gov.ru/» Роскомнадзора в сети «Интернет, отсутствуют.
В ходе проверочных мероприятий установлен правообладатель указанного сайта. Так, согласно сведениям, предоставленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени snus-up24.ru является Подольский Павел.
В соответствии с ч. 3 п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ», если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»»), презюмируется, что владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства администратор доменного имени snus-up24.ru Подольский Павел презюмируется в качестве владельца сайта.
Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На момент проверки и в ходе рассмотрения дела в суде вышеназванный указатель страницы сайта, на котором размещена запрещенная информация, в едином реестре отсутствует.
В целях ограничения доступа к указанному прокурором сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указатель страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на сайте ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Липецкой области для включения вышеуказанного доменного имени и (или) указателей страниц сайта «Интернет» и (или) сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Добринский районный суд.
Председательствующий С.А. Грищенко