10RS0011-01-2023-008696-62
2-6164/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2024 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мишеневой М.А.,
судей Ващенко Е.Н., Гудковой Г.В.,
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Федеральной таможенной службы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.10.2023 по иску Мисаилова А. Ю. к К. таможне, Федеральной таможенной службе о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мисаилов А.Ю. обратился в суд по тем основаниям, что в период прохождения службы в таможенных органах он обратился с заявлением о зачете периодов работы в Финансовом управлении Сортавальского муниципального района в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику таможенных органов. 30.09.2022 Мисаилов А.Ю. уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. 21.03.2023 К. таможней в адрес истца направлены возвращенные из Центральной комиссии документы по его заявлению о зачете периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии. Его повторное заявление в Центральную комиссию возвращено без рассмотрения, поскольку Центральная комиссия рассматривает заявления только действующих сотрудников таможенных органов, которым истец уже не является. Полагая такие действия таможенных органов незаконными, истец, изменив требования просил возложить на К. таможню обязанность направить в кадровую службу Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) ФТС России ходатайство о зачете в выслугу лет периодов работы с 12.09.2005 по 31.12.2006 и с 01.01.2007 по 26.10.2012, а также возложить на Центральную комиссию обязанность рассмотреть по существу данное ходатайство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Сортавальского муниципального района, Финансовое управление Сортавальского муниципального района.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На Центральную комиссию Федеральной таможенной службы возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Мисаилова А.Ю. от 16.08.2022 о включении в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации периодов предыдущей работы после поступления необходимых для рассмотрения заявления документов. В удовлетворении исковых требований в остальной части, а также к К. таможне отказано. С Федеральной таможенной службы в пользу Мисаилова А.Ю. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
С решением суда не согласен ответчик Федеральная таможенная служба, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. По мнению ответчика, действующим законодательством не установлены основания для рассмотрения вопросов по включению в выслугу лет в таможенных органах уволенным сотрудникам периодов трудовой деятельности, предшествовавших поступлению на службу в таможенные органы Российской Федерации.
В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Федеральной таможенной службы Ларичева Н.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Статьей 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103, руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Пунктом 2 Регламента работы Центральной комиссии ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 27.12.2010 № 2603, рассмотрение вопросов о зачете (незачете) должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России в выслугу лет периодов работы (службы) является основной задачей Центральной комиссии.
Согласно п. 9 Регламента решение о дате проведения заседания Центральной комиссии принимает Председатель на основании доклада Ответственного секретаря о количестве поступивших документов по должностным лицам таможенных органов и работникам структурных подразделений ФТС России для рассмотрения на заседании Центральной комиссии.
Судом установлено, что Мисаилов А.Ю. с 29.10.2012 по 30.09.2020 проходил службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МААП В. К. таможни, с 01.10.2020 по 30.09.2022 – в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № таможенного поста МААП В. К. таможни.
Согласно трудовой книжке истца, с 12.09.2005 по 31.12.2006 он осуществлял трудовую деятельность в финансовом органе местной администрации в (.....) (Финансовом управлении Сортавальского муниципального района) в должности специалиста 1 категории отдела бухгалтерского учета и отчетности, с 01.01.2007 по 26.09.2007 – в должности специалиста 1 категории бюджетного отдела, с 27.09.2007 по 31.12.2008 – в должности главного специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности, с 01.01.2009 по 26.10.2012 – в должности главного специалиста отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности.
16.08.2022 Мисаилов А.Ю. обратился с заявлением в Центральную комиссию о включении ему в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации на основании п. 3 Положения, вышеуказанных периодов предыдущей работы с 12.09.2005 по 26.10.2012.
В соответствии с расчетом выслуги лет для назначения пенсии общий трудовой стаж истца составляет 16 лет 11 месяцев 5 дней, выслуга для назначения пенсии – 16 лет 1 месяц 13 дней. Спорные периоды в данный расчет не включены.
22.08.2022 К. таможней в адрес Председателя Центральной комиссии направлено ходатайство с приложенными необходимыми документами, в котором содержится просьба зачесть Мисаилову А.Ю. спорные периоды в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации. Указанное ходатайство поступило в СЗТУ ФТС России 25.08.2022.
29.08.2022 документы были рассмотрены и направлены в адрес Центральной комиссии ФТС России, поступили в ФТС России 04.09.2022.
30.09.2022 Мисаилов А.Ю. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Согласно позиции ФТС России, вопрос о включении спорных периодов в выслугу лет по существу Центральной комиссией не рассматривался на основании п. 4 Регламента в связи с увольнением истца 30.09.2022 со службы в таможенных органах Российской Федерации, в то время как заседания Центральной комиссии проводились 22.08.2022 и 20.10.2022, то есть до поступления документов и после увольнения истца.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив нарушение прав истца действиями Центральной комиссии в части нерассмотрения его заявления о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, указав, что право истца не может быть поставлено в зависимость от расписания заседаний Центральной комиссии, которые проводятся по решению Председателя, а также, что принятие решения о включении либо не включении спорных периодов в выслугу лет находится в компетенции Центральной комиссии, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на Центральную комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление Мисаилова А.Ю. от 16.08.2022 о включении в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации периодов предыдущей работы.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на К. таможню обязанности направить в кадровую службу СЗТУ ФТС России ходатайство о зачете в выслугу лет Мисаилову А.Ю. спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что согласно письму ответчика от 21.03.2023 № документы, направленные ранее истцом в адрес К. таможни, возвращены истцу.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований для рассмотрения вопросов по включению в выслугу лет в таможенных органах уволенным сотрудникам периодов трудовой деятельности, предшествовавших поступлению на службу в таможенные органы Российской Федерации, поскольку на момент обращения 16.08.2022 с заявлением в Центральную комиссию о включении периодов в стаж истец являлся действующим сотрудником К. таможни, уволен со службы только 30.09.2022, в связи с чем, как правомерно указал суд первой инстанции, злоупотребления в действиях истца не усматривается.
Судебная коллегия отмечает, что поскольку вопрос о включении периодов в стаж Центральной комиссией не рассматривался, то фактически решение об отказе во включении периодов работы в стаж не выносилось, таким образом, нарушение прав истца выразилось именно в нерассмотрении заявления по существу, а не в отказе во включении периодов.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.10.2023 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи