32RS0027-01-2018-005723-34
Дело № 2-215 (2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой Л.В.
при секретаре Аверкиной О.Н.
с участием истца Королева А.Н., действующего в интересах собственников помещений МКД по доверенности, представителя ответчика НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области по доверенности Макаренковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева А.Н. к Некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области об оспаривании проектно – сметной документации, проведении дополнительных работ по ремонту кровли,
УСТАНОВИЛ:
Королев А.Н. обратился в суд с указанным иском в интересах собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, в котором просил суд признать проектно – сметную документацию, принятую заказчиком Региональным фондом капитального ремонта Брянской области, не соответствующей видам работ при проведении капитального ремонта МКД по <адрес>. Выполнить дополнительную проектно-сметную документацию за счет ответчика согласно отчета ООО «БИЦ КРАН» от 03 мая 2018 г. лист 10 «Рекомендации по дальнейшей эксплуатации кровли: а) замена заполнения оконных проемов будок выходов на кровлю; б) на шестиэтажной части жилого дома по выполнению ремонта кирпичной кладки вентшахт и установки на вентшахтах защитных зонтов; в) выполнить капитальный ремонт железобетонных козырьков над балконами верхних этажей по специально разработанному проекту 78,5 кв.м. (л.5); г) переложить разрушенные участки парапетов в шестиэтажной части жилого дома и установить их защитные покрытия; д) замена существующих железобетонных парапетных плит (всех) 320 погонных метров с одновременной переустановкой защитных фартуков парапетов и заменой ограждения кровли (л. 6). Выполнить работы согласно дополнительной проектно-сметной документации по дому <адрес> за счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов по Брянской области.
В обоснование иска истец ссылается на выполнение работ по ремонту кровли в указанном МКД в 2017 году в объеме, не соответствующем видам необходимых работ по ремонту кровли в МКД, предусмотренных ВСН «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов нормы проектирования», СНиП II-26-76 «Кровли» и ГОСТ 25772-83 «Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные», ГОСТ Р53254-2009 «Ограждение кровли» и Правил обследования технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений. Между тем, объем финансирования капремонта собственниками, по мнению истца, соответствовал полному перечню работ. Кроме того, в результате технического обследования крыши после капитального ремонта, установлено, что техническое состояние отдельных элементов недопустимое, создающее угрозу жизни и здоровью граждан, имеются протечки кровли.
Определением суда от 07.09.2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «БИЦ «КРАН», ООО «Горстройсервис», Правительство Брянской области, Государственная жилищная инспекция в Брянской области.
Определением суда от 09.10.2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ООО «Центрснабкомплект», Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, ООО НТУ.
29.10.2018 г. истец уточнил исковые требования. По изложенным основаниям просил суд признать работы, выполненные ответчиком по капитальному ремонту кровли на МКД <адрес>, выполненными ненадлежащим образом. Обязать ответчика выполнить дополнительные работы по ремонту кровли, а также проектно – сметную документацию по МКД <адрес> за свой счет согласно отчета ООО «БИЦ «КРАН».
Определением суда от 10 декабря 2018 года по ходатайству истца по делу назначена судебная строительно - техническая экспертиза. Производство по делу приостановлено.
Определением суда от 07 июня 2019 года производство по делу возобновлено.
В судебном заседании истец Королев А.Н., действующий в интересах собственников помещений МКД уточнил исковые требования, просил суд признать проектно-сметную документацию и работы по ремонту кровли многоквартирного жилого дома <адрес>, выполненными ненадлежащим образом. Обязать Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области устранить выявленные недостатки проектно – сметной документации и работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома <адрес>, в соответствии с заключением судебной экспертизы ФГБОУ ВО «БГИТУ» от 24.05.2019 года.
Представитель ответчика НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области по доверенности Макаренкова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что возложенная на Фонд обязанность по организации проведения капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме Фондом выполнена, указанные истцами недостатки в содержании кровли допущены управляющей компанией. Работы по капитальному ремонту выполнены в полном объеме, обеспечивающем дальнейшую безопасную эксплуатацию здания. Кирпичная кладка парапетов и ограждающие конструкции находятся в рабочем состоянии, что подтверждают акты испытаний, проведенных после капитального ремонта. Объем работ при выполнении СМР был согласован, работа принята без замечаний, акты выполненных работ и акт приемки крыши в эксплуатацию были подписаны представителем собственников Королевым А.Н.
Представители третьих лиц ООО «БИЦ «КРАН», ООО «Горстройсервис», Правительства Брянской области, Государственной жилищной инспекции в Брянской области, ООО «Центрснабкомплект», ООО НТУ, Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав показания эксперта ООО «БИЦ «Кран» Е. в судебном заседании 29.10.2018 года, показания эксперта Б., данные в судебном заседании 21.06.2019 года, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Положениями главы 17 ЖК РФ урегулировано формирование фондов капитального ремонта региональным оператором, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество жилого дома, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ч. 1, 3 ст. 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, и устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, под капитальным ремонтом понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 - ч. 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Функции регионального оператора определены в ч. 1 ст. 180 ЖК РФ. Так в соответствии с п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Аналогичные требования содержатся в Законе Брянской области от 11.06.2013 № 40-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области».
Согласно ст. 15 указанного закона Брянской области проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 17 закона Брянской области перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Закона, включает в себя, в том числе, ремонт крыши; разработку проектной документации; проведение экспертизы проекта; осуществление строительного контроля; работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Статьей 22.1 указанного Закона Брянской области предусмотрено, что региональный оператор осуществляет функции технического заказчика услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
При осуществлении функций технического заказчика региональный оператор: обеспечивает подготовку технического задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждает проектную документацию; привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; заключает от своего имени договоры с подрядными организациями на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; обеспечивает контроль за качеством и сроками выполнения подрядными организациями услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; осуществляет приемку выполненных работ и (или) оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. При выполнении функций по финансированию расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местного бюджета, региональный оператор обеспечивает финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за счет средств, поступающих в виде взносов на капитальный ремонт, и средств, полученных из иных источников, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе из бюджета Брянской области и (или) местного бюджета.
Согласно п. 1 ст. 30 указанного закона убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 178 ЖК РФ, Законом Брянской области от 11.06.2013 № 40-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области» в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области создана Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области».
Жилой дом, расположенный <адрес>, является многоквартирным (132 квартиры), пяти- шестиэтажным, с техническим этажом, площадь кровли здания 1672,93 м2, кровля плоская, рулонная по цементно – песчанной стяжке и сборным железобетонным плитам покрытия, с внутренним водоотводом. Год постройки 1982. Включен в программу капитального ремонта на 2017 год.
Собственником квартиры <адрес> является Королев А.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии №....
Истец избран председателем Совета указанного МКД, и наделен полномочиями, в том числе на представление интересов собственников МКД в судах общей юрисдикции по доверенности от собственников МКД. Председатель Совета многоквартирного дома вправе, в том числе: от имени собственников помещений многоквартирного дома осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и/или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подписывать акты приемки оказанных услуг и/или выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и/или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, от имени собственников, что подтверждено решением общего собрания, оформленного протоколом №2-2017 от 29.12.2017 года.
20 октября 2016 года на основании предложения НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области собственниками помещений в МКД <адрес> было принято решение о проведении в 2017 г. капитального ремонта крыши, включая изготовление проектно-сметной документации и осуществление строительного контроля (т.1 л.д. 5, 7). Ремонт производился за счет средств собственников, сформированных на счете регионального оператора.
03 апреля 2017 года между региональным оператором и подрядной организацией ООО «ГорСтройСервис» был заключен договор №7.ПРС.2017.1 на выполнение работ по разработке проектной (проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, включенном в краткосрочный план 2017 года региональной программы проведения капитального ремонта 2014-2043 гг.
Во исполнение указанного договора была составлена ведомость объема работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> (демонтажные работы, ремонтные работы, устройство кровли, устройство примыканий к парапетам (узел 2), фартук из оцинкованной стали над парапетами, устройство примыкание к вентканалам (узел 2), устройство примыканий к вертикальной кирпичной стене и стене выходов на кровлю (узел 4), свес кровли помещения выхода на кровлю узел 6, устройство примыканий кровли узел 6 (свесы выходов на кровлю), помещение выхода на кровлю, молниезащита, (держатели, прочие работы), сводный сметный расчет стоимости строительства (капитальный ремонт плоской кровли), локальный сметный расчет №1. Сметная стоимость 3871820 рублей (т. 1 л.д. 8-31, 159-169).
В соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг) №7.ПСР.2017.1 от 21.06.2017 г. был осуществлен прием выполненной проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (капитальный ремонт плоской кровли), на основании договора №7.ПСР.2017.1 от 03.04.2017 г. От имени собственников помещений МКД акт подписан истцом без замечаний (т. 1 л.д. 97).
Как установлено судом, на основании разработанной проектно-сметной документации, между НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области и подрядной организацией ООО «Центрснабкомплект» был заключен договор №21.КР. 2017.1 на выполнение работ по капитальному ремонту плоской крыши от 28.08.2017 г., срок работ с 29.08.2017 года по 12.11.2017 года.
14.09.2017 г. НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области направил в адрес ООО «Центрснабкомплект» проектно-сметную документацию, согласованную в производство работ: 7.ПСР.2017.1 (ТО, ПЗ, АС, МЗ), 7.ПСР.2017.1 (СМ); 7.ПСР.2017.1 №1а- доп (СМ). Стоимость работ по договору №21.КР.2017.1 от 28.08.2017 г. – составила 2989040 рублей 50 копеек.
После проведения капитального ремонта кровли МКД <адрес> был осуществлен комиссионный прием выполненных работ с последующим составлением акта приемки от 22.12.2017 г., который подписан истцом, как представителем собственников, без замечаний.
Как следует из заключения №10СК организации, осуществлявшей строительный контроль в ходе капитального ремонта кровли ООО «Юнирост» от 22.12.2017 г. о соответствии завершенного капитальным ремонтом объекта проектно-сметной документации, требованиям технических регламентов, СНиП, иных действующих нормативно правовых актов, капитальный ремонт плоской кровли жилого дома, расположенного <адрес> завершен в полном объеме и готов к эксплуатации. Начало капитального ремонта: 29.08.2017 г. Окончание капитального ремонта: 22.12.2017 г. Капитальный ремонт соответствует требованиям проектной документации №7.ПСР.2017.1, разработанной ООО «ГорСтройСервис».
Основанием для выдачи заключения, является: итоговая проверка объекта капитального ремонта, соответствующая фактически выполненным работам, указанным в актах на оплату. Наличие полного комплекта исполнительной документации соответствующей фактически выполненным работам на оплату, проектно-сметной документации, техническому заданию и условиям договора подряда.
По сведениям программы капитального ремонта МКД в Брянской области по состоянию на 10.07.2019 года, стоимость выполненных работ по капремонту составила 2989040, 50 руб. Собрано средств на капремонт 2 042 169,62 руб., текущая задолженность 144791,57 рублей.
Заявляя настоящие требования, истец указал, что работы по капитальному ремонту спорного объекта (кровли МКД) произведены ненадлежащим образом, проектно-сметной документацией не был предусмотрен необходимый объем работ по ремонту кровли и ограждающих конструкций (парапетов), в соответствии с действующими СНиП, ГОСТами, чем нарушены права собственников и создается угроза их жизни и здоровью. Истец не обладает специальными познаниями в области строительства, в связи с чем, при приемке выполненных работ не мог должным образом оценить объем необходимых работ в проектно – сметной документации, и качество и объем фактически выполненных работ подрядной организацией.
Из ответа Государственной жилищной инспекции Брянской области от 18.04.2018 г. на жалобу собственника по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирном доме <адрес> следует, что в ходе выездной проверки установлено, что многоквартирный дом <адрес> 1982 года постройки кирпичный, 5-ти этажный, 9-ти подъездный, 132-х квартирный. На момент проверки, в квартире №... расположенной на 5–м этаже многоквартирного дома <адрес> на лоджии наблюдается коррозия бетонной плиты козырька с выпадением бетонной крошки местами до арматуры, на балконной плите так же наблюдается местами отслоение бетона.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Брянской области управляющей организации ООО «НТУ» выдано предписание по устранению нарушений, а именно: выполнить ремонт плит лоджии и плиты перекрытия (козырек) квартиры <адрес>.
Согласно отчета ООО «БИЦ «КРАН» от 03.05.2018 года по техническому обследованию кровли МКД <адрес> после проведения ее капитального ремонта установлено следующее:
Кровля жилого дома плоская, рулонная по цементно – песчаной стяжке и сборным железно-бетонным плитами покрытия, с внутренним водоотводом.
В 2017 году выполнен капитальный ремонт кровли по проектной документации, разработанной ООО «ГорСтройСервис» по заказу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области.
Техническое состояние рулонного ковра после выполнения ремонтных работ – работоспособное.
По согласованию с заказчиком, дополнительное утепление покрытия, необходимое, согласно выполненному теплотехническому расчету, не выполнялось.
Техническое состояние дверей будок выходов на кровлю и люков выходов на кровлю после выполнения ремонтных работ – работоспособное.
Ремонт заполнений оконных проемов будок выходов на кровлю проектом на капитальный ремонт не предусматривался и в натуре не выполнялся; их фактическое техническое состояние – недопустимое.
На пятиэтажной части жилого дома техническое состояние кирпичной кладки вентшахт и защитных зонтов после выполнения ремонтных работ – работоспособное. На шестиэтажной части жилого дома ремонт кирпичной кладки вентшахт не выполнен, защитные зонты не установлены.
Техническое состояние системы внутреннего водоотвода с кровли после выполнения ремонтных работ – работоспособное.
Техническое состояние молниезащиты кровли после выполнения ремонтных работ – работоспособное.
Ремонт существующих железобетонных козырьков над балконами верхних этажей проектом на капитальный ремонт не предусматривался и в натуре не выполнялся; их фактическое техническое состояние – недопустимое.
Ремонт кирпичной кладки парапетов в шестиэтажной части жилого дома проектом на капитальный ремонт не предусматривался и в натуре не выполнялся; их фактическое техническое состояние – недопустимое.
Ремонт существующих железобетонных парапетных плит проектом на капитальный ремонт не предусматривался и в натуре не выполнялся; их фактическое техническое состояние – недопустимое.
Фартуки из оцинкованной стали, выполненные в объеме капитального ремонта кровли, установлены поверх существующих бетонных парапетных плит, находящихся в недопустимом техническом состоянии. Надежность крепления фартуков дюбелями к бетону, потерявшему прочность, не обеспечена.
Техническое состояние ограждения кровли после его установки в объеме капитального ремонта кровли – недопустимое; безопасность человека при эксплуатации, ремонте или обслуживании кровли не обеспечена.
Рекомендации для дальнейшей надежной и безопасной эксплуатации конструктивных элементов кровли: заменить заполнения оконных проемов будок выходов на кровлю; на шестиэтажной части жилого дома выполнить ремонт кирпичной кладки вентшахт и установить на вентшахтах защитные зонты; выполнить капитальный ремонт железобетонных козырьков над балконами верхних этажей по специально разработанному проекту; переложить разрушенные участки парапетов в шестиэтажной части жилого дома и установить их защитное покрытие; заменить существующее железобетонные парапетные плиты с одновременной переустановкой защитных фартуков парапетов и заменой ограждения кровли; после замены ограждения кровли выполнить его испытания согласно требованиям п. 11 табл. 2 и п. 16 табл. 3 ГОСТ Р 53254-2009 (т. 1 л.д. 32-46).
Как пояснил в судебном заседании 29.10.2018 года эксперт Е., объем проведенных работ по капитальному ремонту кровли соответствовал проектно – сметной документации. Между тем, при составлении задания на проектирование перечень работ был определен не в полном объеме. Железобетонные парапеты являются частью кровли, работы с ними не производились, бетон потерял прочность, создается травмоопасное разрушение. Отсутствие рекомендаций по ремонту системы водоотвода привело к массовым протечкам кровли после её ремонта. Железобетонные козырьки над балконами верхних этажей являются продолжением кровли и подлежали включению в проект по капремонту, не отремонтированы, их техническое состояние недопустимое. Металлическое ограждение кровли не обеспечивает безопасность человека при его эксплуатации.
19.01.2018 года, 09.10.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении проектно – сметной документации, в связи с многочисленными недоделками кровли, дефектной ведомости, о необходимости выполнения претензионного объема работ на кровле МКД по отчету ООО «БИЦ «Кран». Претензия ответчиком не удовлетворена, в связи с отсутствием замечаний собственников по объему и качеству ремонтных работ при приемке объекта в декабре 2017 года (т. 1 л.д. 98).
Определением суда от 10 декабря 2018 года по ходатайству истца и с учетом предмета и оснований спора по делу назначена судебная строительно - техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ФГБОУ ВО БГИТУ от 21.05.2019 г., с учетом дополнений от 04.07.2019 года, по первому вопросу: ведомость объема работ по капитальному ремонту плоской кровли на МКД <адрес>, находящаяся в составе проектно-сметной документации ООО «ГорСтройСервис» 2017 г., не соответствует объему работ, который был необходим для ремонта кровли указанного МКД, с учетом ограждающих и несущих конструкций.
Перед экспертами не ставился вопрос определения стоимости неучтенных работ, поэтому точно определить хватит ли объема финансирования собственниками на эти работы без дополнительных изысканий нельзя.
К работам, которые необходимо было выполнить, относятся:
-усиление или замена парапетных плит;
-частичная перекладка парапетов 6-ти этажной части здания;
- более жесткое крепление между собой и к основанию элементов ограждения кровли;
- замена окна будки выхода на кровлю. Данная работа не предусматривалась проектно-сметной документацией (ПСД) и подрядная организация не должна была ее выполнять. Но с учетом фактического технического состояния замену окна необходимо было включить в ПСД и согласовать данный вид работ с собственниками жилого дома.
Фактическое техническое состояние парапетных плит предполагает их замену или усиление. Ни в проекте, ни по факту такие работы выполнены не были.
В результате осмотра установлено наличие строительного мусора на поверхности кровли. Частично данный мусор образовался из-за разрушения парапетов после проведенного капитального ремонта в процессе эксплуатации кровли, что свидетельствует о неполном устранении физического износа конструкции крыши.
Также отсутствие усиления или замены парапетных плит нарушает требования п. 4.6.1.4 Постановление Госстроя РФ №170 и п. 5.1 ВСН 58-88(р).
Выявлены недостатки конструктивного и технологического характера, допущенные как при проектировании, так и при производстве работ по капитальному ремонту крыши.
Помимо этого, в результате анализа проектной документации и результатов осмотра крыши установлено, что выполненные работы частично не соответствуют проектным решениям, а именно в части устройства примыканий кровли к парапетам и вентканалам (л.д. 162). Верхняя часть защитного фартука закреплена металлическим оцинкованным отливом на саморезах, выполнена в нише под карнизом из кирпича и не защищена герметиком. Отсутствие герметизации стыка в дальнейшем может привести к попаданию лишней влаги в конструкции и протечкам кровли.
По второму вопросу: Неправильно определенный объем работ является причиной возникновения недостатков после ремонта кровли. К таким недостаткам относится разрушение кирпичных парапетов и железобетонных парапетных плит, зыбкость ограждения, наличие строительного мусора на поверхности кровли.
С учетом того, что в отдельных местах кирпичная кладка парапетов и парапетные плиты находятся в аварийном состоянии, принятые проектные решения и их фактическое исполнение приведут к образованию и развитию дефектов в данных конструкциях, а именно ослаблению крепления ограждения кровли к основанию (что местами уже произошло) и возможному их падению с крыши. Наличие строительного мусора на поверхности кровли свидетельствует о неполном устранении физического износа конструкции крыши.
Как пояснил в судебном заседании 21.06.2019 года эксперт Б., неправильно определенный объем работ является причиной возникновения недостатков после ремонта кровли, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, нарушают безопасную эксплуатацию указанных конструкций кровли. Работы по капитальному ремонту ограждающих конструкций подлежали включению в общий объем работ.
В силу ст.86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Экспертное заключение ФГБОУ ВО БГИТУ от 21.05.2019 г., с учетом дополнения к экспертному заключению ФГБОУ ВО БГИТУ от 04.07.2019 г. соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробные описания проведенных исследований, анализ имеющихся данных, результаты исследований, ответы на поставленные судом вопросы, являются ясными, полными и последовательными, не допускают неоднозначного толкования и не вводят в заблуждение.
Эксперты до начала производства экспертизы были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальности, стаж работы.
При проведении экспертных исследований эксперты непосредственно произвели осмотр объекта экспертизы с участием представителей сторон спора, путем визуального осмотра объекта, снятия необходимых размеров, сопоставления результатов осмотра с представленными материалами.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд принимает в качестве допустимого доказательства экспертное заключение ФГБОУ ВО БГИТУ от 21.05.2019 г., с учетом дополнения к экспертному заключению ФГБОУ ВО БГИТУ от 04.07.2019 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении НО Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области обязанностей по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, поскольку ведомость объема работ по капитальному ремонту плоской кровли на МКД <адрес>, находящаяся в составе проектно-сметной документации ООО «ГорСтройСервис» 2017 г., не соответствует объему работ, который был необходим для ремонта кровли указанного МКД, неправильно определенный объем работ является причиной возникновения недостатков после ремонта кровли. В отдельных местах кирпичная кладка парапетов и парапетные плиты находятся в аварийном состоянии. Принятые проектные решения и их фактическое исполнение привели к образованию и развитию дефектов в ограждающих конструкциях, а именно ослаблению крепления ограждения кровли к основанию и возможному их падению с крыши, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
С учетом заключений экспертов, суд также полагает, что сохранение указанных дефектов в кровле приведет к ускоренному накоплению износа кровли, значительно снизит срок её эксплуатации. При отсутствии дополнительных работ, указанных в заключении судебной экспертизы, возможно обрушение парапетов и парапетных плит кровли, элементов ограждения кровли.
Доводы ответчика о том, что указанные конструкции не относятся к элементам кровли, включенным в капитальный ремонт, по мнению суда, противоречат требованиям ГОСТ 53254-2009. Кроме того, как указано экспертом ООО «БИЦ «Кран», испытания ограждения кровли на прочность на стадии приемки ремонтных работ, в нарушение требований ГОСТ не выполнялись.
Представленный стороной ответчика протокол от 21.12.2017 года №139/17 испытаний ограждения кровли, не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку составлен на основании п. 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. Как следует из протокола, дата следующего испытания не позднее декабря 2022 года. Таким образом, суд полагает, что испытания ограждения проводились не по результатам проведенного капремонта кровли.
Кроме того, как указал истец, испытание ограждений посредством лебёдки с редуктором фактически не проводилось. Доказательства обратного суду не представлены.
При рассмотрении дела ответчик указывал на отсутствие претензий истца по факту приемки выполненных работ, что подтверждается актами приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном <адрес>
Между тем, суд полагает, что данные акты не свидетельствуют об отсутствии вины ответчика в производстве ненадлежащего капитального ремонта кровли в результате неправильно определенного объема работ. Довод о том, что представитель собственников согласовал объем работ по капитальному ремонту в ПСД, в данном случае не является основанием для освобождения от ответственности за ненадлежащий ремонт кровли. Собственники помещений МКД, дав согласие на финансирование за счет собственных средств ремонта кровли по региональной программе, вправе были рассчитывать на определение исчерпывающего перечня работ по ремонту, которые будут достаточными для восстановления кровли и её дальнейшей безопасной эксплуатации. О том, что ограждающие конструкции не включены в ведомость объема работ по капитальному ремонту кровли, заказчик и подрядчик собственников не уведомляли. При этом, гарантийный срок для выявления недостатков работ по капитальному ремонту кровли, который составляет не менее пяти лет, не истек (ст. 182 ЖК РФ).
Достоверных и допустимых доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Ссылаясь на то, что подрядчиком все работы выполнены в соответствии со строительными правилами и нормами, ГОСТами, ответчик вместе с тем не представил в суд доказательства в подтверждение своих возражений. Доводы ответчика в указанной части являются голословными.
Суд также учитывает, что при рассмотрении дела, представитель ответчика ходатайств о назначении по делу строительно-технической экспертизы с целью установления качества выполненных работ и соответствия их установленным требованиям не заявлял.
Доводы ответчика о том, что капитальный ремонт производился за счет средств собственников, а не федерального бюджета, средств, собранных собственниками было недостаточно, в связи с чем, привлекались денежные средства из фонда капремонта области за счет средств от других МКД, включенных в региональную программу, судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении данного спора.
Ссылка ответчика в обоснование возражений, что ответственность за ненадлежащее состояние ограждающих конструкций кровли должна нести управляющая организация МКД, является несостоятельной. Как следует из материалов дела, управляющая корганизация ООО НТУ перечень и объем ремонтных работ по ПСД кровли не согласовывала, участия в приемке выполненных работ не принимала (ст. 190 ЖК РФ). Предписание, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Брянской области управляющей организации выдано по устранению нарушений по кв. №... указанного МКД, касалось ремонта плит лоджии и плиты перекрытия (козырек) квартиры. В связи с чем, оснований для выводов о ненадлежащем текущем содержании ограждающих конструкций кровли управляющей компанией после проведенного капремонта, у суда не имеется.
Таким образом, доводы ответчика о том, что он не несет ответственности перед собственниками, противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также требованиям законодательства.
Суд полагает, что истец в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, имеет законный интерес в рассмотрении данного спора и вправе заявить требования об устранении недостатков выполненного ремонта в местах общего пользования многоквартирного дома.
На основании изложенного, требования истца об обязании регионального оператора устранить выявленные недостатки проектно – сметной документации и работ по капитальному ремонту кровли МКД являются правомерными.
Доводы ответчика о том, что в обязанности и функции фонда не входит самостоятельное выполнение работ, устранение недостатков, не принимаются судом во внимание, поскольку на фонд, как заказчика по договору подряда, в соответствии с действующим законодательством и договором подряда, возложена обязанность принять меры по устранению выявленных недостатков.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что капитальный ремонт был выполнен с указанными недостатками, ответственность за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор – Некоммерческая организация Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца Королева А.Н. в интересах собственников помещений указанного МКД об оспаривании проектно-сметной документации, проведении дополнительных работ по ремонту кровли.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Королева А.Н. к Некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области об оспаривании проектно-сметной документации, проведении дополнительных работ по ремонту кровли, удовлетворить.
Признать проектно-сметную документацию и работы по ремонту кровли многоквартирного жилого дома <адрес> в 2017 году, выполненными ненадлежащим образом.
Обязать Некоммерческую организацию Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области в установленном законом порядке устранить выявленные недостатки проектно – сметной документации и работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома <адрес>: усилить или заменить парапетные плиты; произвести частичную перекладку парапетов 6-ти этажной части здания МКД; произвести работы по обеспечению более жесткого крепления между собой и к основанию элементов кровли, в соответствии с заключением судебной экспертизы ФГБОУ ВО «БГИТУ» от 24.05.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.07.2019 года.