КОПИЯ
Дело № 2-388/2019
УИД 29RS0021-01-2019-000401-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Плесецк. 30 мая 2019 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Заруба Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк гражданское дело по иску Мащалгина А.В. к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности выдать охотничий билет единого федерального образца и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Мащалгин А.В. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об оспаривании решения об отказе выдать охотничий билет единого федерального образца, возложении обязанности выдать охотничий билет единого федерального образца и взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои доводы тем, что 30 января 2019 года он обратился в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области через региональный портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о выдаче охотничьего билета единого федерального образца. В ходе рассмотрения обращения 04 февраля 2019 года должностным лицом Плесецкого обособленного подразделения территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО3 ему было отказано в выдаче охотничьего билета по тем основаниям, что отсутствует справка об отсутствии в отношении него судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. В тот же день он самостоятельно заказал через региональный портал государственных и муниципальных услуг указанную справку, которая была получена им 15 февраля 2019 года. 16 февраля 2019 года он повторно обратился в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области через региональный портал государственных и муниципальных услуг с заявлением о выдаче охотничьего билета единого федерального образца, предоставив справку. 21 февраля 2019 года ему вновь было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что документ, подписанный с помощью сертификата электронной подписи, не является действующим. Он обратился с жалобами на действия должностного лица в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Из ответа Министерства на жалобы от 01 марта 2019 года № 204-08/2122 следует, что в выдаче охотничьего билета ему отказано обоснованно, поскольку из Управления Министерства внутренних дел получен «положительный» ответ. Решение об отказе в выдаче охотничьего билета считает незаконным, поскольку ранее он имел судимость по приговору Мирнинского городского суда Архангельской области от 05 февраля 2013 года, которым был осужден по ч. 1 ст. 307 УК РФ к 180 часам обязательных работ, но в настоящее время судимость погашена. Просил признать незаконным решение Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, обязать ответчика выдать ему охотничий билет единого федерального образца и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истец Мащалгин А.В. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика в лице Плесецкого обособленного подразделения Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управления лесничествами выдать ему охотничий билет единого федерального образца и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что судимость по приговору Мирнинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым был осужден по № УК РФ к 180 часам обязательных работ, в настоящее время погашена, поэтому оснований для отказа ему в выдаче охотничьего билета у ответчика не имелось. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу того, что им был пропущен весенний сезон охоты, а также в связи с тем, что он вынужден тратить свое время при рассмотрении дела в суде. Компенсацию морального вреда оценивает в размере 5000 рублей.
Представитель ответчика Ермолин А.А. в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности выдать истцу охотничий билет единого федерального образца признал, с иском в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда не согласился, пояснив, что при обращении истца с заявлениями о выдаче ему охотничьего билета единого федерального образца через региональный портал государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет», автоматизированная система «ВУОБ» выдавала информацию об имеющейся у истца Мащалгина А.В. непогашенной судимости и автоматически отказывала в выдаче Мащалгину А.В. охотничьего билета. Мащалгину А.В. было предложено обратиться лично с письменным заявлением и предоставить справку о погашении судимости, но он это сделать отказался. Все иные необходимые документы были представлены Мащалгиным А.В. с заявлением. В настоящее время оснований для отказа Мащалгину А.В. в выдаче охотничьего билета не имеется, поскольку его судимость погашена. Между тем, полагает, что истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Мащалгину А.В. выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему серии РОХа №, действительное по ДД.ММ.ГГГГ.
30 января 2019 года и 16 февраля 2019 года Мащалгин А.В. через региональный портал государственных и муниципальных услуг в сети «Интернет» обращался в Плесецкое обособленное подразделение Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управление лесничествами с заявлениями о выдаче охотничьего билета единого федерального образца.
В предоставлении государственной услуги по выдаче охотничьего билета единого федерального образца Мащалгину А.В. было отказано со ссылкой на отсутствие сведений о погашении судимости, что подтверждается сообщением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 01 марта 2019 года № 204-08/2122.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее - охотник), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 21 указанного Федерального закона охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - охотминимум).
Охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, под роспись обязано ознакомиться с требованиями охотминимума, включающими в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты, требования безопасности при обращении с орудиями охоты, а также основы биологии диких животных.
Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета утвержден Приказом Минприроды России от 20 января 2011 года № 13 (далее – Порядок).
Согласно п. 1, п. 4 и п. 5 Порядка охотничий билет единого федерального образца (далее - охотничий билет) выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - заявитель).
Охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - заявление), которое может подаваться в уполномоченный орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов или в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 7 Порядка до момента подачи заявления заявитель должен ознакомиться с требованиями охотничьего минимума, о чем указать в заявлении.
На основании п. 8 и. 8.1 Порядка одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, в том числе в электронной форме, представляются: а) две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении размером 30 x 40 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора; б) копия основного документа, удостоверяющего личность (за исключением случаев подачи заявления в электронной форме).
В случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, личная фотография прикрепляется к нему в виде электронного файла с соблюдением следующих требований: формат кодирования/записи изображения в прикрепляемом файле - JPEG или JPEG 2000; минимальное разрешение прикрепляемой фотографии не должно быть меньше 450 dpi; фотография может быть выполнена в 24-битном цветовом пространстве или 8-битном монохромном (черно-белом) пространстве; максимальный размер прикрепляемого файла не должен превышать 300 Кб (килобайт).
Согласно п.п. 9, 10, 10.1 Порядка, охотничий билет выдается заявителю по месту его жительства, а в случае его отсутствия по месту пребывания заявителя.
Охотничий билет выдается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления и документов, указанных в пунктах 8, 8.1 настоящего Порядка.
Датой подачи заявления в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг считается день регистрации заявления в уполномоченном органе.
Согласно п. 13 Порядка охотничий билет выдается после ознакомления физического лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, под роспись с требованиями охотничьего минимума.
Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 30 мая 2016 года № 10п утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов в Архангельской области (далее – Административный регламент), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур предоставления государственной услуги по выдаче, замене и аннулированию охотничьих билетов в Архангельской области (далее - государственная услуга).
В соответствии с п. 4 Административного регламента, заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические лица, обладающие гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившиеся с требованиями охотничьего минимума, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 568.
Исходя из п. 25 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются следующие случаи: 1) лицо, подающее документы, не относится к числу заявителей в соответствии с пунктом 4 настоящего административного регламента; 2) заявитель представил неполный комплект документов, предусмотренный 14 - 16 настоящего административного регламента; 3) заявитель отказался ознакомиться под роспись с требованиями охотничьего минимума.
Согласно п. 25.1 Административного регламента, не допускается отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если запрос заявителя подан в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, размещенной на Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 36 Административного регламента, государственный служащий, ответственный за работу с документами, направляет межведомственный запрос в Управление Министерства внутренних дел по Архангельской области о предоставлении информации об отсутствии судимости в отношении заявителя.
В силу п. 24 Административного регламента не поступление из уполномоченного на обработку персональных данных государственного органа запрошенных сведений об отсутствии судимости заявителя не является основанием для продления срока оказания государственной услуги по выдаче либо замене охотничьего билета, а также основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Как следует из материалов дела, в частности из сообщений Плесецкого межмуниципального филиала ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Архангельской области» и Информационного центра УМВД России по Архангельской области, Мащалгин А.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ Мирнинским городским судом Архангельской области по ст. № УК РФ к наказанию в виде 180 часов обязательных работ. С учета уголовно-исполнительной инспекции Мащалгин А.В. снят ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием срока наказания.
В силу п. «б» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.
Таким образом, судимость Мащалгина А.В. по приговору Мирнинского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ погашена 24 января 2015 года.
Сведений о наличии иных судимостей Мащалгина А.В. не имеется.
Согласно скриншотам АС «ВУОБ» с охотминимумом Мащалгин А.В. ознакомлен.
С заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче охотничьего билета Мащалгиным А.В. были представлены все необходимые документы, что не отрицается представителем ответчика.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Мащалгину А.В. необоснованно отказано в выдаче охотничьего билета единого федерального образца, в связи с чем исковые требования в части возложения на ответчика в лице Плесецкого обособленного подразделения Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управления лесничествами обязанности выдать истцу охотничий билет единого федерального образца подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указывает на то, что по спорам, связанным с компенсацией морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) оно нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Законом в данном случае не предусмотрена компенсация морального вреда. При этом, истцом Мащалгиным А.В. не представлено суду доказательств того, что в результате действий ответчика ему были причинены какие-либо физические и нравственные страдания.
Таким образом, исковые требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 98 ГПК РФ расходы истца, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат возмещению ответчиком в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Мащалгина А. В. удовлетворить частично.
Возложить на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в лице Плесецкого обособленного подразделения Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управления лесничествами обязанность выдать Мащалгину А. В. охотничий билет единого федерального образца.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу Мащалгина А. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Мащалгина А. В. к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Плесецкий районный суд Архангельской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июня 2019 года.
Председательствующий Р.А. Куйкин
Копия верна. Судья. Р.А. Куйкин