Дело № 5-424/2020
78RS0016-01-2020-004032-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Сергеева Е.М., в помещении Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, зал 21,
с участием ФИО1,
представителя Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу - главного специалиста-эксперта ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, занимающей должность <данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
В 14 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний в связи с продолжающимся ухудшением эпидемиологической обстановки и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Санкт-Петербурга установлено следующее.
В СПб ГБУЗ «Клиническая ревматологическая больница №» учет инфекционных заболеваний по установленной форме № ведется с нарушением сроков регистрации. Диагноз – <данные изъяты> установленный пациентам ФИО3, ФИО4, ФИО5 зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» несвоевременно, а именно:
- согласно медицинской карте стационарного больного № ДД.ММ.ГГГГ при рентгенографии у пациента ФИО3 были выявлены признаки <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> начато лечение антибиотиками. Постановка диагноза <данные изъяты>» по рентгенограмме от ДД.ММ.ГГГГ эпид. № зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ;
- согласно медицинской карте стационарного больного № у пациента ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ на рентгенограммах появились изменения по типу <данные изъяты> установлен диагноз - <данные изъяты>, эпид. № зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ;
- согласно медицинской карте стационарного больного № ДД.ММ.ГГГГ у пациента ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на рентгенограммах органов грудной клетки на фоне старых изменений (в анамнезе ТЭЛА) появились начальные изменения по типу пневмонии, установлен диагноз, эпид. №, зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, регистрация диагноза, установленного пациентам ФИО3, ФИО4, ФИО5 по установленной форме № проведена несвоевременно - более 12 часов от момента установления диагноза, в нарушение п. 12.1 СП № «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ст. 11, п.п. 1-3 ст. 29, п. 3 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Лабораторное обследование на COVID-19 пациентов с установленным диагнозом пневмония: ФИО3 эпид. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 эпид. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ не проведено, в нарушение п.п. 11.1, 11.3 СП № «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 8 Методических рекомендаций МР № «Лабораторная диагностика COVID-19», п. 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», ст. 11, п.п. 1-3 ст. 29, п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
ФИО1 в судебное заседание явилась, пояснила, что нарушение сроков передачи сообщений в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» не допущено, при этом в указанный период имели место сложности в передаче данных, в том числе из-за того, что сотрудникам было не дозвониться по телефону, при этом иного способа передачи информации нет.
Представитель Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу - главный специалист-эксперт ФИО2, сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, подтвердила. Полагает, что вина ФИО1 полностью подтверждается материалами дела, ею были допущены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Как следует из п.п. 1, 3 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, согласно положениям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» относится, в частности, коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Согласно положениям СП № «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»:
- п. 11.1 - диагностика инфекционных и паразитарных болезней включает комплекс медицинских вмешательств, осуществляемый посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, в том числе эпидемиологического осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях установления диагноза;
- п. 11.3 - для постановки диагноза инфекционного или паразитарного заболевания больной с подозрением на заболевание должен быть обследован лабораторно в целях определения возбудителя, вызвавшего заболевание, любым из доступных методов диагностики;
- п. 12.1 - о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Фактические обстоятельства по делу и вина ФИО1 подтверждаются представленными и исследованными в судебном заседании материалами дела административном правонарушении:
- данными протокола от ДД.ММ.ГГГГ № № об административном правонарушении, из которого следует, что в 14 ч. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении материалов санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний в связи с продолжающимся ухудшением эпидемиологической обстановки и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Санкт-Петербурга установлено следующее.
В СПб ГБУЗ «Клиническая ревматологическая больница №» учет инфекционных заболеваний по установленной форме № ведется с нарушением сроков регистрации. Диагноз – пневмония, установленный пациентам ФИО3, ФИО4, ФИО5 зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» несвоевременно, а именно: согласно медицинской карте стационарного больного № ДД.ММ.ГГГГ при рентгенографии у пациента ФИО3 были выявлены признаки пневмонии, с диагнозом «внутрибольничная пневмония», начато лечение антибиотиками. Постановка диагноза <данные изъяты> по рентгенограмме от ДД.ММ.ГГГГ эпид. № зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ; согласно медицинской карте стационарного больного № у пациента ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ на рентгенограммах появились изменения по типу <адрес>, эпид. № зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ; согласно медицинской карте стационарного больного № ДД.ММ.ГГГГ у пациента ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на рентгенограммах органов грудной клетки на фоне старых изменений (в анамнезе ТЭЛА) появились начальные изменения по типу <данные изъяты> эпид. №, зарегистрирован в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, регистрация диагноза, установленного пациентам ФИО3, ФИО4, ФИО5 по установленной форме № проведена несвоевременно - более 12 часов от момента установления диагноза, в нарушение п. 12.1 СП № «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ст. 11, п.п. 1-3 ст. 29, п. 3 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Лабораторное обследование на COVID-19 пациентов с установленным диагнозом пневмония: ФИО3 эпид. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 эпид. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ не проведено, в нарушение п.п. 11.1, 11.3 СП № «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 8 Методических рекомендаций МР № «Лабораторная диагностика COVID-19», п. 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», ст. 11, п.п. 1-3 ст. 29, п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- распоряжениями о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении СПб ГБУЗ «Клиническая ревматологическая больница №» по адресу: <адрес>
- актом о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от ДД.ММ.ГГГГ №;
- сведениями о регистрации диагноза, установленного пациентам ФИО3, ФИО4, ФИО5, в отделе эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»;
- выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о возложении на ФИО1 обязанностей по должности заведующей отделением-врача-ревматолога;
- должностной инструкцией заведующего ревматологическим отделением, врача-ревматолога;
- трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Городская больница № и ФИО1;
- медицинскими картами стационарных больных ФИО3, ФИО4, ФИО5;
- выпиской из ЕГРЮЛ, из которой следует, что юридическим адресом СПб ГБУЗ «Клиническая ревматологическая больница №» является: <адрес>
Все указанные исследованные доказательства суд оценивает как относимые, поскольку обстоятельства, которые они устанавливают, имеют значение для правильного разрешения дела; как допустимые, поскольку указанные доказательства получены с соблюдением требований законодательства, проверены судьей, соответствуют фактическим обстоятельствам дела; как достоверные, поскольку не имеется оснований не доверять данным доказательствам; а в своей совокупности как достаточные для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исследованными обстоятельствами по делу установлено, что у должностного лица ФИО1 имелась возможность выполнить установленные требования, однако доказательств, в подтверждение обстоятельств, которые не позволили бы это сделать, суду не представлено.
Существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, должностными лицами не допущено. Действия ФИО1 квалифицированы верно.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Совершение данного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, при назначении административного наказания суд учитывает степень общественной опасности и характер совершенного административного правонарушения, а также существо допущенных нарушений, посягающих на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Вместе с тем суд принимает во внимание то обстоятельство, что ранее ФИО1 не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Согласно ч.ч. 2-3 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности ФИО1, а также принимая во внимание отсутствие причинения вреда, суд полагает возможным заменить ФИО1 административное наказание в виде штрафа на предупреждение, в соответствии с положениями ч. ч. 1, 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ, полагая, что такое наказание будет отвечать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░