Дело № 2а-242/2021
УИД 79RS0006-01-2021-000613-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2021 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Куликовой Е.А.
при секретаре Труновой А.Е.
с участием:
заместителя Биробиджанского
межрайонного природоохранного прокурора Лесковой О.А.
представителя административного ответчика Шашко Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович административное дело по административному исковому заявлению Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к выполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к выполнению определенных действий. Требования мотивированы тем, что Биробиджанской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Смидовичского городского поселения полномочий в области водоснабжения, водоотведения. Установлено, что на территории Смидовичского городского поселения существует централизованная система водоотведения. На основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 01.11.2020 администрацией Смидовичского городского поселения заключен договор аренды на муниципальное имущество с ООО «Сервис Строй» с 09.11.2020 по 08.05.2021. Выездной проверкой 18.02.2021 установлено, что по улице Кирова в п. Смидович, в районе канализационно-насосной станции № 4 имеется наледь замерших канализационных стоков. Администрацией поселения 09.11.2020 по договору аренды муниципальное имущество передано ООО «Сервис Строй» во временное пользование для оказания услуг по водоснабжению и водоотведнию. По информации администрации Смидовичского городского поселения систематический разлив канализации в п. Смидович происходит из-за ветхого состояния канализационных труб. С наступлением теплого периода времени планируется вывоз загрязненного грунта для утилизации и ремонт изношенной трубы водоотведения, проходящей под землей по улице Кирова у КНС №4. В адрес главы администрации Смидовичского городского поселения прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений, не приняты. Из ответа на акт реагирования следует, что в целях предотвращения разлива канализационных стоков по улице Кирова был отсыпан шлак по периметру замерзших канализационных стоков. В теплый период времени будут проведены работы по сбору загрязненного грунта и шлака с последующей его утилизацией. Также производятся работы по составлению смет для ремонта КНС №4 и прилегающему к ней трубопроводу. Прокурор просит признать бездействие администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по реконструкции КНС №4 и канализационной трубы, отводящей канализационные стоки от КНС №4 по ул. Кирова п. Смидович. Возложить на администрацию Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по реконструкции КНС №4 и канализационной трубы, отводящей канализационные стоки от КНС №4 по ул. Кирова п. Смидович.
В судебном заседании заместитель Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Лескова О.А. исковые требования уточнила, просила суд признать бездействие администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии мер по приведению оборудования КНС № 3, расположенной по ул. Кирова п. Смидович, в рабочее состояние (установка фекального глубинного насоса, оснащение КНС № 3 электропитанием), обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3, незаконным. Обязать администрацию МО «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО принять меры по приведению оборудования КНС № 3, расположенной по ул. Кирова п. Смидович, в рабочее состояние (установка фекального глубинного насоса, оснащение КНС № 3 электропитанием), обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подержала в полном объеме. Дополнительных пояснений суду не высказала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Шашко Н.О. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что согласна с требованиями и доводами прокурора, просила установить разумный срок для исполнения требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Сервис Строй» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 43.1 этого же закона, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
К вопросам местного значения поселения, согласно пункту 23 статьи 14 указанного Закона, относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.Пунктами 3.2.1, 3.2.41 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, предусмотрено, что канализационная сеть организации ВКХ должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования. Капитальный ремонт сети включает: устройство новых или реконструкцию действующих колодцев (камер); перекладку или реновацию участков трубопроводов с заменой труб или их санацию (чулок); ремонт или замену отдельных сооружений и устройств, задвижек, затворов, шиберов, вантузов, другой арматуры и оборудования.
Из материалов дела установлено, что имущество, связанное с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения жителям Смидовичского городского поседения, находится в собственности муниципального образования «Смидовичское городское поселение» ЕАО.
Муниципальное имущество водоснабжения и водоотведения, а именно канализационные насосные станции, водозаборы и сети водоснабжения и водоотведения администрацией Смидовичского городского поседения переданы в аренду ресурсоснабжающей организации ООО «Сервис Строй» для целей оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению Смидовичского городского поселения, что подтверждается договором аренды муниципального имущества от 09.11.2020 № 1/1/2020.
Выездной проверкой 18.02.2021 установлено, что по ул. Кирова в п. Смидович, в районе канализационно-насосной станции, имеется наледь замерзших канализационных стоков, что подтверждается актом осмотра от 18.02.2021.
25.02.2021 Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО было внесено представление об устранении нарушений закона, в котором прокурор требовал принять конкретные меры по устранению нарушений закона, а также причин и условий, способствовавших данным нарушениям, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение вышеуказанного законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору в месячный срок.
По информации администрации Смидовичского городского поселения от 17.05.2021 №, направленной в адрес Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора, канализационная труба в районе КНС № 3 расположена на глубине 3,5-6,0 метров. У канализационного колодца № 92 имеется выпуск данной трубы, который изношен на 100%. Причиной разлива канализационных стоков в районе КНС № 3 по ул. Кирова в п. Смидович явилось изношенность канализационной трубы и ветхое состояние КНС. На данный момент составлен локальный сметный расчет на ремонт КНС № 3. В связи с пролеганием канализационной трубы диаметром 200 мм на участке от КНС № 3 до КНС № 4 рассматривается вопрос о возможности полной замены данной трубы протяженностью 499,5 метров и модернизации КНС № 4.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В данном случае бездействие администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, выразившееся в непринятии мер по приведению оборудования КНС № 3, расположенной по ул. Кирова п. Смидович, в рабочее состояние, обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что необходимо приведение оборудования КНС № 3 по ул. Кирова в п. Смидович в рабочее состояние, обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3.
Согласно положений ст. 1 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
В соответствии со ст. 7 указанного закона, мероприятия направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд принимает во внимание мнение прокурора относительно срока исполнения решения суда, а также позицию представителя ответчика, полагает необходимым установить срок исполнения обязательств - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, обязании к выполнению определенных действий, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии мер по приведению оборудования КНС № 3, расположенной по улице Кирова в п. Смидович Смидовичского района Еврейской автономной области в рабочее состояние (установка фекального глубинного насоса, оснащение КНС № 3 электропитанием), обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению оборудования КНС № 3, расположенной по улице Кирова в п. Смидович Смидовичского района Еврейской автономной области в рабочее состояние (установить фекальный глубинный насос, оснастить КНС № 3 электропитанием), обеспечивающее безаварийную работу канализационных сетей водоотведения, присоединенных к КНС № 3.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Куликова
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2021.