Дело № 12-174/2018
Р Е Ш Е Н И Е
25 июля 2018 года Санкт-Петербург
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника СПб ГУП «Петербургский метрополитен» Беляева А.А. на постановление заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу – заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Смирновой Е.И. № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу – заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Смирновой Е.И. № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года СПб ГУП «Петербургский метрополитен» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначение наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением защитником Беляевым А.А., действующим на основании доверенности, подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Защитник в жалобе указывает, что в действиях ГУП «Петербургский метрополитен» отсутствует событие вменяемого ему правонарушения. Во исполнении требований действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления ГУП «Петербургский метрополитен» для производственной площадки «Автово» в 2012 году разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Порядок и места временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп определены в ПНООЛР. Так в разделе 2 указано, что в электродепо «Автово» отработанные ртутные лампы собираются в картонные коробки и накапливаются на стеллажах в закрытом помещении с ограниченным доступом персонала (МВНО № 20-1). Часть ртутных ламп накапливается в металлическом контейнере, расположенном на территории площадки (МВНО № 20-1). Характеристика мест временного накопления отходов представлена в разделе 7 ПНООЛР – МВНО № 20-1 в коробке завода-изготовителя на стеллажах в помещении с ограниченным доступом персонала; в коробке завода-изготовителя в герметичном контейнере, расположенном на территории предприятия. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в электродепо «Автово» организовано в соответствии с требованиями законодательства. В акте проверки от 08.12.2017 года в части электродепо «Автово» отражены следующие нарушения: «при осмотре МВНО № 20-1 установлено временное накопление люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп в производственной упаковке из картона, что не обеспечивает герметичность. Также установлено складирование гофр (защитный материал), новых люминесцентных ламп, картонных коробок в помещении, предусматривающем временное накопление только отходов 1 класса опасности согласно приложению к приказу от 20.11.2017 № 186/ТЧ-1 начальника электродепо «Автово». В оспариваемом постановлении нарушение указано следующим образом: «местом временного накопления отходов 1 класса опасности на территории площадки электродепо «Автово» определено МВНО № 20-1 (стеллажи в помещении №8 в подвале ПБК) обнаружено накопление отработанных ртутьлюминисцентных ламп навалом в картонной упаковке, не обеспечивающей герметичность тары, вместе с новыми ртутьлюминесцентными лампами, гофрами (защитный материал) и картонными коробками, что является нарушением п. 3.1, п. 3.5, п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Таким образом, указанные в оспариваемом постановлении сведения и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении противоречат исходным материалам проверки. По факту в электродепо «Автово» отработанные ртутьсодержащие лампы накапливаются в соответствии с ПНООЛР.
Из текста оспариваемого постановления и материалов проверки не усматривается нарушений п. 3.1, 3.5 СанПиН 2.1.7.1322-03. Требования п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 применимы при накоплении и временном хранении промотходов. Указанные требования не относятся к отходу 1 класса опасности «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», так как данный вид отходов относится к отходам потребления, а не к отходам производства (промотходам). Также в жалобе указано, что СанПиН 2.1.7.1322-03 не подлежит применению в данном случае, так как данными правилами установлены требования для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления и рекультивацией земель.
Кроме того, в жалобе указано на то, что законный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» не был надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела, в связи с чем, был лишен права предоставлять объяснения, доказательства и пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Защитник Беляев А.А., действующий на основании доверенности № 588 от 04.10.2017 года, сроком действия на три года в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить.
В судебное заседание явилась помощник прокурора Петербургского метрополитена Данилова С.В., которая полагала, что жалоба ГУП «Петербургский метрополитен» не подлежит удовлетворению, пояснила, что основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении явились результаты проверки, проведенной прокуратурой Петербургского метрополитена в декабре 2017 года в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» по соблюдению требований законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасного обращения с отходами 1 и 2 класса опасности. По результатам проведенной проверки Роспотребнадзора Санкт-Петербурга ею был составлен акт. Подлинник данного акта находится в надзорном производстве № 1229-2017 прокуратуры Петербургского метрополитена. По ее мнению вина ГУП «Петербургский метрополитен» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ установлена и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
В судебном заседании было обозрено надзорное производство № 1229-2017 прокуратуры Петербургского метрополитена в котором имеется подлинник акта проверки от 08.12.2017 года, копия данного акта приобщена к материалам жалобы.
В судебное заседание явился главный специалист-эксперт отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Бойченко Д.С., который пояснил, что он участвовал в проведении выездной проверки СПб ГУП «Петербургский метрополитен» 08.12.2017 года, в результате проверки было установлено, что согласно ПНООЛР ГУП «Петербургский метрополитен» и приказу № 186/ТЧ1 от 20.11.2017 года начальника электродепо «Автово», на территории депо образуются отходы I класса опасности (отработанные ртуть люминесцентные лампы), а также определены места временного накопления отходов для всех классов опасности, образующихся на данной территории. В 11.16 при осмотре МВНО № 20-1 (место временного накопления отходов 1 класса опасности), находящегося на территории депо «Автово», обнаружено накопление отработанных ртуть люминесцентных ламп навалом в картонной упаковке, что не обеспечивает герметичность тары, вместе с новыми ртутьлюминисцентными лампами, гофрами (защитный материал) и картонными коробками, что является нарушением п. 3.1, п. 3.5. п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Все это было им отражен в суждении специалиста, и это же указано в акте проверки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд считает, что постановление № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года подлежит отмене.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Постановлением № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года установлена вина СПб ГУП «Петербургский метрополитен» в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, и ином обращении с отходами потребления, а именно: ГУП «Петербургский метрополитен» допущено в МВНО № 20-1 (место временного накопления отходов 1 класса опасности), находящегося на территории депо «Автово», накопление отработанных ртуть люминесцентных ламп навалом в картонной упаковке, не обеспечивающей герметичность тары, вместе с новыми ртутьсодержащими лампами, гофрами (защитный материал) и картонными коробками, что является нарушением п. 3.1, п. 3.5. п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что законный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» извещался о рассмотрении дела путем направления письма по факсу, номер которого указан на сайте ГУП «Петербургский метрополитен» накануне рассмотрения дела и за день до рассмотрения дела, при этом в определении № 1229-2017 года от 25.01.2018 года не содержится сведений о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Телеграмма с вызовом по юридическому, фактическому адресу юридического лица не направлялись. Защитник Беляев А.А. указывает о не извещении юридического лица, его законного представителя о дате рассмотрения дела. Таким образом, суд признает, что законный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» не был извещен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Обжалуемое постановление не соответствует требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, должно, установив обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, оценить все представленные доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки указанным требованиям закона в обжалуемом заявителем постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует указания на доказательства вины ГУП «Петербургский метрополитен» оценка доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении с позиции относимости, допустимости и достаточности.
Таким образом, при разрешении дела об административном правонарушении в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности ГУП «Петербургский метрополитен» до настоящего времени не истек, так как в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, суд полагает, что постановление заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу – заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Смирновой Е.И. № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года, подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело возвращению на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Доводы защитника Беляева А.А. относительно отсутствия состава и события административного правонарушения, а также иные доводы, указанные в жалобе и в дополнении к жалобе, подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника СПб ГУП «Петербургский метрополитен» Беляева А.А. - удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу – заместителя главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Смирновой Е.И. № Ю78-00-04/0078-18 от 31.01.2018 года о привлечении СПб ГУП «Петербургский метрополитен» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, дело вернуть на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.В. Петрова