К делу № 2-4791/2023
УИД: 61RS0022-01-2023-005271-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Демьянюк И.Г.,
с участием помощника прокурора г. Таганрога Бороденко В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога, в интересах неопределённого круга лиц, к МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность детей, третье лицо – Управление образования г. Таганрога, Министерство культуры Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОБУ СОШ № 9, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность несовершеннолетних, в том числе, в сфере физической культуры и спорта, а также о собственности. В обоснование иска указано на то, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере физической культуры и спорта несовершеннолетних в МОБУ СОШ№9 с углубленным изучением английского языка, в ходе которой установлено, что безопасные условия занятия обучающихся физической культурой и спортом, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье, в образовательной организации не созданы. Физкультурно-оздоровительная и спортивная площадки в МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка не пригодны для спортивных и оздоровительных мероприятий, покрытия турникетов гимнастического городка имеют множественные повреждения, в том числе, сколы лакокрасочного покрытия, то есть нуждаются в ремонте и отсутствует покрытие. Таким образом, в МОБУ СОШ№9 с углубленным изучением английского языка не в полной мере соблюдаются требования законодательства об образовании, физической культуре и спорте, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий для занятия детей спортом в рамках образовательного процесса, что может создавать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки установлено, что за МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение по адресу: г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22. Осмотром объекта установлено, что по указанному адресу расположено эксплуатируемое здание, которое находится в удовлетворительном состоянии, вместе с тем, фасад по периметру здания имеет дефекты в виде нарушения целостности покрытия, трещины, следы подтеков, сколов облицовочных материалов, мокнущую поверхность, что может привести к образованию внутри помещения мокнущих поверхностей, плесени, дефектам поверхностей и повлечет нарушения прав детей на безопасное получение образования.
Конструкция 2 окон в рекреациях 2-3 этажей не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений в полном объеме, из-за нарушения целостности отделки окон, а также проведения ежедневной влажной уборки дезинфицирующими средствами (п.2.7.2 и 2.8.3 СП 2.4.3648-20).
Указанное свидетельствует о необходимости проведения комплексных работ не только самого здания образовательного учреждения, но и прилегающей территории.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города в образовательное учреждение 16.05.2023 за исх.№07-27-2023 внесено представление об устранении нарушений. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии с Уставом МОБУ СОШ № 9 является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «Город Таганрог», функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования г. Таганрога, полномочия собственника осуществляет КУИ г. Таганрога. При этом Администрация г. Таганрога является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование образовательных учреждений. Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена законодателем, в том числе на органы местного самоуправления. Нарушение в МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка требований санитарного законодательства, а также законодательства о собственности негативно влияют на обеспечение безопасности воспитанников и персонала учреждения, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью как несовершеннолетним, так и сотрудникам учреждения. Устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка самостоятельных источников дохода не имеет, и, с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования. Учениками в МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка являются несовершеннолетние дети, круг которых определить невозможно по объективным причинам в силу постоянного изменения их состава.
Истец просит суд обязать администрацию г. Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка с целью восстановления целостности фасада, устранить дефекты в виде трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22; обязать МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога восстановить целостность фасада, устранить дефекты в виде трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22; обязать администрацию г.Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, с целью обустройства спортивной площадки МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный 20-22 полимерным или натуральным покрытием, или иным способом, обеспечивающим соблюдение требований п.2.2.2 СП 2.4.3648-20; обязать МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога обустроить спортивную площадку МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенную по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный 20-22 полимерным или натуральным покрытием, или иным способом, обеспечить соблюдение требований п.2.2.2 СП 2.4.3648-20; обязать администрацию г.Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка с целью замены 2 пластиковых оконных конструкций с возможностью проветривания помещений в рекреациях 2-3 этажей МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22; МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога заменить 2 пластиковые оконные конструкции с возможностью проветривания помещений в рекреациях 2-3 этажей МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22.
Определением судьи Таганрогского суда от 13.02.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено Управление образования г. Таганрога. Протокольным определением Таганрогского городского суда от 26.10.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство культуры Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Бороденко В.Б. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что до настоящего времени сведения об устранении нарушений ответчиками не представлены.
Представитель ответчика - директор МОБУ СОШ № 9 Мохова Н.В., действующая на основании приказа от 13.04.2021 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что надлежащее финансирование МОБУ СОШ № 9 для устранения допущенных нарушений отсутствует. В удовлетворении исковых требований прокурора Таганрога к МОБУ СОШ № 9 просила отказать.
Представитель ответчика – Администрации г.Таганрога Шипинов С.С., действующий на основании доверенности от 10.04.2023 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Таганрога к Администрации г.Таганрога просил отказать, ссылаясь на то, что Администрация г.Таганрога не является надлежащим ответчиком по делу, так как обязанности оборудования, выделения денежных средств МОБУ СОШ №9 относятся к компетенции Управления образования г.Таганрога. Поддержал доводы возражений Администрации г.Таганрога на исковые требования прокурора г.Таганрога.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление образования г.Таганрога и Министерство культуры Ростовской области в суд своих представителей не направили.
В отсутствие третьих лиц Управления образования г.Таганрога, Министерства культуры Ростовской области дело рассмотрено судом в порядке ст.168 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 2 и 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной, один из ее принципов - ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В силу п.16 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающиеся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обручающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; организацию, создание
условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, занятия ими физической культурой и спортом.
К компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с федеральными государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №3081-р (далее – Стратегия), миссия государства в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации заключается в создании необходимых условий для поступательного развития физической культуры и спорта. Реализация Стратегии осуществляется посредством доступности, то есть адаптации территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом, а также обеспечения безопасности спорта.
В соответствии с п.1,2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ; создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физическому развитию и физической подготовке обучающихся.
Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52- ФЗ) установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897, от 17.05.2012 №413, от 17.10.2013 №1155 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования, которыми установлены требования к условиям реализации образовательных программ.
В соответствии с п.24 Приказа от 17.12.2010№1897 материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований образования; соблюдение требований охраны здоровья обучающихся; требований организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать, в том числе, возможность физического развития, систематических занятий физической культутрой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
В соответствии с п. 2.2.2. СП 2.4.3648-20 Спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия. Спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся. Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ. Для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований допускается использование спортивных сооружений и площадок, расположенных за пределами собственной территории и оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
В силу п.3.4.1. СП 2.4.3648-20, на собственной территории организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации), выделяются зоны отдыха, физкультурно-спортивная зона и хозяйственная зона. Для выполнения рабочих программ учебного предмета "Физическая культура", мероприятий программы воспитательной работы и курсов по выбору соответствующей направленности допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой. Приобретаемое оборудование для детских игровых площадок должно иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Зона отдыха используется для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающих проведение занятий и мероприятий на свежем воздухе.
В соответствии с п.4.3.1.1 ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные требования безопасности потребителей», в случае неудовлетворительного состояния физкультурно-оздоровительных и спортивных площадок, возникает риск травмоопасности несовершеннолетних при приведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Согласно п.3.2 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций» (далее – ГОСТ Р 56199-2014) открытое спортивное сооружение- это плоскостной объект спорта открытого типа, имеющий соответствующие пространственно –территориальные характеристики, разметку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Пункт 4.1 ГОСТа Р 56199-2014 к покрытиям(поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игоревых площадок в объектах спорта при образовательных организациях устанавливает следующие требования: поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в том числе, разрывов, разломов, трещин и т.п.; поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Физкультурно-оздоровительное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся. Для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и пробоины, не проводят.
В ходе проведенной прокуратурой г. Таганрога проверки соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности образовательных учреждений города, а также о собственности в деятельности МОБУ СОШ № 9 выявлены следующие нарушения.
В нарушение требований указанного законодательства, физкультурно-оздоровительная и спортивная площадки в МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка не пригодны для спортивных и оздоровительных мероприятий, покрытия турникетов гимнастического городка имеют множественные повреждения, в том числе, сколы лакокрасочного покрытия, то есть нуждаются в ремонте и отсутствует покрытие. Таким образом, в МОБУ СОШ№9 с углубленным изучением английского языка не в полной мере соблюдаются требования законодательства об образовании, физической культуре и спорте, санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий для занятия детей спортом в рамках образовательного процесса, что может создавать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что за МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение по адресу: г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22. Осмотром объекта установлено, что по указанному адресу расположено эксплуатируемое здание, фасад которого по периметру здания имеет дефекты в виде нарушения целостности покрытия, трещины, следы подтеков, сколов облицовочных материалов, мокнущую поверхность, что может привести к образованию внутри помещения мокнущих поверхностей, плесени, дефектам поверхностей и повлечет нарушения прав детей на безопасное получение образования.
Конструкция 2 окон в рекреациях 2-3 этажей, в нарушение требований п.2.7.2 и 2.8.3 СП 2.4.3648-20, не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений в полном объеме, из-за нарушения целостности отделки окон, а также проведения ежедневной влажной уборки дезинфицирующими средствами.
Указанное свидетельствует о необходимости проведения комплексных работ как самого здания образовательного учреждения, так и прилегающей территории.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации,
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Таким образом, в нарушение ст. 210, 215 ГК РФ МОБУ СОШ № 9, обязанность по поддержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии не выполняется (ст. 3, 16 Решения Городской Думы г. Таганрога от 01.07.2013 № 567 имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Город Таганрог»).
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города в образовательное учреждение 16.05.2023 за исх.№07-27-2023 внесено представление об устранении нарушений.
До настоящего времени выявленные прокуратурой г.Таганрога нарушения образовательным учреждением – МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка не устранены.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, т.е. документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ч. 2, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях»). Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п. 1 и 3 ст. 9.2 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с Уставом, МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка является некоммерческой организаций и имеет организационно-правовую форму – муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «Город Таганрог» является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «Город Таганрог», функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования г. Таганрога, полномочия собственника осуществляет КУИ г. Таганрога.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Положения статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня. В силу п. 1.9 Устава МОБУ СОШ 9 с углубленным изучением английского языка, финансовое обеспечение муниципального задания осуществляется в виде субсидий, выделяемых из бюджета г. Таганрога.
Пунктом 5 части 1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания здания сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.13 ч.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ч.1 ст.38 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного Решением Городской Думы от 03.06.2011 №318, в ред. решений Городской Думы г. Таганрога от 17.07.2012 N 453, от 29.03.2013 N 534, от 29.11.2013 N 607, от 31.03.2014 N 645, от 05.11.2014 N 17, от 02.11.2015 N 135, от 29.09.2016 N 243, от 25.05.2017 N 355, от 30.03.2018 N 446, от 31.01.2019 N 537), Администрация города Таганрога является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Таганрог", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и областными законами.
В силу п.п.1,2,6,19,46,48 ч.1 ст.41 Устава муниципального образования «Город Таганрог», Администрация города Таганрога под руководством главы Администрации города Таганрога осуществляет следующие полномочия: обеспечивает составление проекта бюджета города Таганрога, исполнение бюджета города Таганрога, осуществляет контроль за исполнением бюджета города Таганрога в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета города Таганрога; ведет реестр расходных обязательств города Таганрога; осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Таганрога; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Ростовской области), организует создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах полномочий органов местного самоуправления мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Таганрога.
При этом, Администрация г.Таганрога является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование образовательных учреждений.
Более того, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена законодателем, в том числе на органы местного самоуправления.
Нарушение в МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка требований санитарного законодательства, а также законодательства о собственности негативно влияют на обеспечение безопасности воспитанников и персонала учреждения, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью как несовершеннолетним, так и сотрудникам учреждения.
Устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; понуждение выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права.
Учениками в МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка являются несовершеннолетние дети, круг которых определить невозможно по объективным причинам в силу постоянного изменения их состава.
Принимая во внимание изложенное, требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таганрога, в интересах неопределённого круга лиц, к МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность детей, третье лицо – Управление образования г. Таганрога, Министерство культуры Ростовской области, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка с целью восстановления целостности фасада, устранить дефекты в виде трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22.
Обязать МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка, после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога восстановить целостность фасада, устранить дефекты в виде трещин, следов подтеков, сколов облицовочных материалов по всему периметру здания МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22.
Обязать администрацию г.Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, с целью обустройства спортивной площадки МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный 20-22 полимерным или натуральным покрытием, или иным способом, обеспечивающим соблюдение требований п.2.2.2 СП 2.4.3648-20.
Обязать МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога обустроить спортивную площадку МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенную по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный 20-22 полимерным или натуральным покрытием, или иным способом, обеспечить соблюдение требований п.2.2.2 СП 2.4.3648-20.
Обязать администрацию г.Таганрога обеспечить финансирование МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка с целью замены 2 пластиковых оконных конструкций с возможностью проветривания помещений в рекреациях 2-3 этажей МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенной по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22.
Обязать МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка после доведения денежных средств администрацией г.Таганрога заменить 2 пластиковые оконные конструкции с возможностью проветривания помещений в рекреациях 2-3 этажей МОБУ СОШ №9 с углубленным изучением английского языка, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Красный, д.20-22.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2023 года.
Председательствующий Одинцова Л.Н.