Дело № 2а-847/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Кошевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шалыгина А.Д., Копыловой М.Н., Юхимук Е.Г., Юхимук Н.Н., Щирцовой Ю.О. к Администрации г.Орла о признании незаконными действий в отказе утверждения схем расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Шалыгин А.Д., Копылова М.Н., Юхимук Е.Г., Юхимук Н.Н., Щирцова Ю.О. обратились в суд с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному исковому заявлению Шалыгина А.Д., Копыловой М.Н., Юхимук Е.Г., Юхимук Н.Н., Щирцовой Ю.О. к Администрации г.Орла о признании незаконными действий в отказе утверждения схем расположения земельных участков.
В обоснование заявленных требований указали, что на праве собственности принадлежат домовладения, местоположением улица <...>. В соответствии с правоустанавливающими документами размер земельных участков, принадлежащих истцам, составляет 500 квадратных метров с небольшой погрешностью. По факту истцы пользуются земельными участками около 700 квадратных метров, заборы установлены у истцов по границе фактического пользования земельными участками на одном уровне.
При обращении в Администрацию города Орла за установлением правового режима на занимаемые истцами земельные участки собственниками были получены отказы в получении разрешения на пользование земельными участками. Причины отказа заключаются в сужении улицы менее 15 метров в границах красных линий.
Считают указанные отказы незаконными, необоснованными, ввиду чего просят суд признать отказы администрации города Орла в утверждении схем расположения земельных участков административных истцов по <...> незаконными, а именно от ДД.ММ.ГГ №№*** от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ№№***, от ДД.ММ.ГГ №№***. Возложить на Администрацию города Орла обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельных участков административных истцов, прилегающих к их домовладениям, предварительно согласовать административным истцам предоставление испрашиваемых земельных участков.
Определениями Советского районного суда г. Орла к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла, Жиляев Е.А.
Административные истцы Шалыгин А.Д., Копылова М.Н., Юхимук Е.Г., Юхимук Н.Н., Щирцова Ю.О. и их представитель Медникова С.А. административные исковые требования уточнили, просят суд признать отказы Администрации города Орла в утверждении схем расположения земельных участков административных участков истцов <...>, а именно от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№*** - незаконными. Возложить на Администрацию <...> обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схемы расположения земельных участков административных истцов, прилегающих к их домовладениям, предварительно согласовать административным истцам предоставление испрашиваемых земельных участков.
Представитель административного ответчика администрации г.Орла, заинтересованного лица Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла по доверенности в деле Ситников М.В. уточненные требования административных истцов не признал, полагал их необоснованными, также просил суд применить срок давности обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица МКУ «УКХ г.Орла» по доверенности в деле Дмитриев М.В. просил суд отказать в удовлетворении административного иска, полагал его основанном на ошибочном толковании норм права.
Заинтересованное лицо Жиляев Е.А., представители заинтересованных лиц ФГБУ ФКП Росреестра по Орловской области, ОГИБДД УМВД России по Орловской области, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного Кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу п. 8 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В силу п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании установлено, что Копылова М.Н. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №*** из земель населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Шалыгин А.Д. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №*** из земель населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, площадью 493 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Юхимук Е.Г. и Юхимук Н.Н. являются собственниками на праве общей совместной собственности земельного участка, с кадастровым номером №*** из земель населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, площадью 532 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Щирцова Ю.О. является собственником 1/2 доли земельного участка, с кадастровым номером №*** из земель населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общей площадью 499,14 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Фактически истцы используют земельные участки площадью 700 кв.м. в результате самовольного увеличения их площади за счет земельного участка неразграниченной собственности квартала №***.
В соответствии со статьями 39.28, 39.29 истцы обратились к ответчику с заявлением о перераспределении площади земельного участка.
На схеме отвода земельных участков по <...> (приложение 39) видно, что ширина <...> при отводе земельных участков составляла 25 м.
Письмами от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№*** администрации города Орла административным истцам было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков. В обоснование отказа, указано, что фактически используемые истцами земельные участки сужают <...> до недопустимых размеров, что противоречит требованиям СП 42.13330.2011.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса (пп. 11).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и таковыми является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В статье 11.9 ЗК РФ перечислены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которо! о пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Постановлением Правительства Орловской области от 01 августа 2011 г. №250 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области» ширина улиц и дорог местного значения в жилой застройке в красных линиях должна составлять не менее 15 м. до 25 м.
Из транспортной схемы Генерального плана городского округа «Город Орел», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2008 г. №29/425-ГС следует, что ул. <...> является улицей в жилой застройке.
Фактически используемые административными истцами земельные участки сужают <...> до недопустимых размеров – от 9,6 м. до 11,8 м., что противоречит требованиям СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Постановления Правительства Орловской области от 01 августа 2011 г. № 250 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области», согласно которым ширина улицы в жилой застройке в красных линиях должна составлять не менее 15 м.
Учитывая, что схема расположения перераспределяемого земельного участка подготовлена без учета утвержденного документа территориального планирования и влечет уменьшение территории общего пользования, у администрации г. Орла имелись основания для отказа в утверждении схем расположения земельных участков.
Кроме того, пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судм другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 13.11.2017 г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 17.01.2018 г. оставлен без удовлетворения иск Копыловой М.Н. к администрации г. Орла об обязании утвердить схему расположения земельного участка по <...> и предоставить указанный земельный участок в порядке перераспределения.
Оценивая в совокупности доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу, что у административных истцов не было оснований для самовольного занятия земельных участков (палисадников) прилегающих к принадлежащим им на праве собственности земельным участкам по <...>.
С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решения совершены в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворение административных исковых требований приведет к нарушению права муниципального образования, поскольку испрашиваемые земельные участки не могут выбыть из владения его собственника помимо его воли.
При таких обстоятельствах, довод административных истцов о том, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, судом не принимается как несостоятельный.
Доводы административных истцов о том, что <...> является тупиковой, на ней отсутствуют границы красных линий, а также то, что забор палисадника перед их домами расположен по одной линии с заборами соседних участков, не ставят под сомнение обоснованность отказа администрации г. Орла в утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы административных истцов о том, что иные участки, расположенные на одной улице с испрашиваемыми земельными участками, предоставлены ранее ответчиком гражданам, также не могут служить основанием для удовлетворения требований, поскольку предоставление иных земельных участков осуществлялось при других фактических обстоятельствах, которые аналогичными данному делу не являются.
Кроме того, суд полагает, что административными истцами пропущен срок давности с обращением в суд в части оспаривания ответов администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***, от ДД.ММ.ГГ №***, от ДД.ММ.ГГ №№***.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административными истцами не оспаривалось и подтверждено реестрами почтовых отправлений, что оспариваемые письма администрации г.Орла были ими получены своевременно и в установленные законом сроки. Административное исковое заявление поступило в суд 23 марта 2018 года.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Шалыгина А.Д., Копыловой М.Н., Юхимук Е.Г., Юхимук Н.Н., Щирцовой Ю.О. к Администрации г.Орла о признании незаконными действий в отказе утверждения схем расположения земельных участков - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 09.06.2018 г.
Судья Ю.С. Самойлова