Дело № 2-441/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сальск 15.04.2019
Сальский городской суд Ростовской области
В составе:
председательствующего судьи Масловой Н.Г.,
Сальского городского прокурора,
при секретаре Димитровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дунайцева КВ к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ростовской области, третьему лицу Страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении вреда, причиненного здоровью, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дунайцев КВ обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ростовской области, третьему лицу Страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении вреда, причиненного здоровью, компенсации морального вреда, указывая, что 02.07.1998 г. он был призван на действительную военную службу солдатом срочной службы, направлен в <данные изъяты> гранатометчиком ручных противотанковых гранатометов. Службу проходил в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона.
04.10.1999 во время боевых действий в Дагестане получил огнестрельное ранение: слепое проникающее ранение тонкого кишечника, тела третьего поясничного позвонка с повреждением правого поясничного сплетения, проходил длительное лечение.
По заключению № 131 от 31.01.2000 ВВК 1602 Окружного Военного госпиталя и согласно Приказу № № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы по болезни. После проведенных курсов лечения 23.05.2000 установлена 2 группа инвалидности, с 06.06.2005 – бессрочно, с причиной – военная травма.
Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, Главу 59 ГК РФ, просит взыскать с ответчиков в возмещение вреда здоровью в период с 01.03.2016 по 01.03.2019 единовременно 1628640 руб., с 01.03.2019 по 45240 руб. ежемесячно с последующей индексацией согласно законодательству.
В судебном заседании Дунайцев К.В. на заявленных исковых требованиях настаивал, просил взыскать с ответчиков указанные им суммы в полном объеме, мотивируя тем, что длительное время, по настоящий день, он проходит лечение, ему, помимо вреда здоровью, причинен моральный вред, который должен быть компенсирован. Страховые выплаты от ВСК он действительно, получал, но его настоящий иск основан на положениях ст.ст. 1084,1086, 1099 гл. 59 ГК РФ, а не на законодательстве о страховании жизни и здоровья военнослужащих, которое было положено ему по закону.
В судебном заседании не принимали участия представители Министерства обороны РФ, третьего лица САО «ВСК», имеются отзывы, в иске просят отказать, суд полностью доводы их не приводит (л.д. 62-66, 74-78).
Представитель Военного комиссариата Ростовской области по доверенности Попова Е.В с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать, ранее поданные возражения поддержала в полном объеме (л.д. 46-50).
Выслушав объяснения сторон, заключение Сальского городского прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в иске отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании достоверно установлено, сторонами не оспаривается, что рядовой Дунайцев К.В. был призван на военную службу 02 июля 1998 года Ленинским РВК г. Ростова-на-Дону, категория годности к военной службе - «А»-годен без ограничений. Военную службу проходил в войсковой части 34605 в должности гранатометчик ручных противотанковых гранатометов, в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона с 17.08.1999 по 29.11.1999, 04.10.1999 в ходе боев был тяжело ранен.
31.01.2000 ВВК 1602 заключением Окружного военного госпиталя признан
«В» - ограниченно годным к военной службе. В п. 12 Свидетельства о болезни № 131 от 31.01.2000: диагноз и заключение ВВК о причинной связи увечья указано – Военная травма. Уволен с военной службы по болезни приказом командира названной части от ДД.ММ.ГГГГ №. Указом Президента РФ от 17.01.2000 года награжден Орденом Мужества. Имеет ранение: 04.10.1999 года получил огнестрельное пулевое слепое проникающее ранение тонкого кишечника и брыжейки тела третьего поясничного позвоночника с повреждением правого поясничного сплетения. 18.09.2004 года Дунайцеву К.В. выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» БК № 0341271 (л.д. 25-27, 51).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 26 декабря 2002 г. N 17-П и от 20 октября 2010 г. N 18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1, 3), 39 (части 1, 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции РФ влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, чтобы в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы, федеральный законодатель закрепил следующие особые публично-правовые способы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы:
специальное пенсионное обеспечение;
обязательное государственное страхование их жизни и здоровья;
систему мер социальной защиты.
Статьей 3 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) предусмотрено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Статьями 16 и 18 названного Федерального закона определен объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 18).
Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон N 76-ФЗ сохраняет за военнослужащими при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) ряд иных мер социальной защиты, в том числе оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно.
Федеральным законом от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) определены размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Указом Президента РФ от 01.08.2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" с 01.09.2005 года для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, введено дополнительно к пенсиям и другим выплатам ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.
Кроме того, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов боевых действий: они приобретают право на льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (пункты 1 и 3).
В судебном заседании достоверно установлено, истцом не отрицается, что в силу положений вышеуказанного Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, по поступившему в Страховое акционерное общество «ВСК», действовавшее на основании договора по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, заявлению Дунайцева К.В., последнему были произведены выплаты: в связи с полученной 04.10.1999 тяжелой травмой - страховая сумма в размере 10 окладов месячного денежного содержания военнослужащего, установленных на день выплаты страховой суммы – 6280 руб.; в связи с досрочным увольнением 18.02.2000 с военной службы признанному военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы ("Военная травма") - страховая сумма в размере 5 окладов, 3140 руб.; в связи с установлением 29.05.2000 инвалидности 2-й группы до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы - страховая сумма в размере 50 окладов, 31400 руб.
Данные денежные суммы были переведены платежными поручениями № 58666 от 21.09.2000, 16674 от 25.02.2000, 58666 от 20.09.2000 на лицевой счет "Новый" в отделение Сбербанка России № 625, г. Сальск на имя истца (л.д. 76,77,78,82,83,84).
Из материалов дела также следует, что на настоящий день Дунайцеву К.В. установлены следующие выплаты: государственная пенсия по инвалидности 12950,6 руб. (п. 2 ст. 8 Закона № 166-ФЗ, ст. 9 Закона № 400-ФЗ), ежемесячная денежная выплата 4281,80 руб. (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), дополнительное ЕМО как инвалиду вследствие военной травмы 1000 руб. (л.д. 60).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П, пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статья 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы. Федеральному законодателю предписано не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем, чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им, во всяком случае, гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Необходимые изменения, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П были внесены Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, пунктом 13 статьи 3 которого определены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.
Дополнительно к вышеуказанным публично-правовым способам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы используются меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, но в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.
Истец, обращаясь в суд, основывает свои требования на положениях гл. 59 ГК РФ. В этой связи суд обращает внимание на следующие нормативные положения.
Так, исходя из требований ст. ст. 1064, 1069 ГК РФ обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает только в том случае, если установлена вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда.
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (ст. ст. 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.10.2010 года N 18-П, в системной связи со ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Возможность возмещения вреда, причиненного военнослужащим, участвовавшим в выполнении служебно-боевых задач, исключается, если нельзя установить непосредственного причинителя вреда, например, конкретного воинского должностного лица, и его вину. Как указывалось выше, в аналогичных случаях производятся предусмотренные действующим законодательством страховые выплаты и выплачивается пенсия по инвалидности.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для принятия судом законного решения необходимо, чтобы в основу такого решения были положены соответствующие доказательства, которым дана надлежащая оценка, включающая в себя определение относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Относимостью доказательств является то положение, в соответствии с которым суд должен допускать и исследовать только те доказательства, которые относятся к данному делу, то есть могут подтвердить или опровергнуть те обстоятельства дела, на которые ссылаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Достоверность доказательств означает, что сведения, которые подтверждаются данными доказательствами, соответствуют действительности; достаточность доказательств свидетельствует о том, что на их основании можно сделать однозначный вывод о доказанности определенных обстоятельств.
При оценке доказательств судья должен объективно проанализировать все исследованные доказательства, сопоставив их, и на основании внутреннего убеждения сделать вывод.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что ответчики непосредственными причинителями вреда здоровью Дунайцева К.В. не являются, о чем и указывают в своих отзывах, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершали, доказательств вины ответчиков в причинении вреда здоровью истца, повлекшем невозможность дальнейшего продолжения службы, в суд также не представлено.
Всесторонне исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ в отношении истца отсутствуют, в иске о взыскании денежной суммы в возмещение вреда здоровью единовременно и ежемесячно следует отказать.
В силу ст. 151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку ответчики не являются нарушителями прав Дунайцева К.В., на них не может быть возложена обязанность компенсации ему морального вреда, в данной части иска также надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дунайцева КВ к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Ростовской области, третьему лицу Страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении вреда, причиненного здоровью, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Г. Маслова
В окончательной форме решение изготовлено 19.04.2019.