ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-7280/2018
г. Уфа 11 апреля 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Фроловой Т.Е.,
судей Васильевой Г.Ф.,
Родионовой С.Р.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мукимов В.А. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 17 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мукимов В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что является собственником недвижимого имущества – дома, общей площадью 150,7 кв.м., этажей 2, запись регистрации №... от дата, на земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, в районе озера адрес». Земельный участок предоставлен истцу на праве аренды. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в чем истцу было отказано.
Просит суд обязать ответчика подготовить и направить Мукимову В.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, в районе озера «адрес», общей площадью 1393 кв.м.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 17 октября 2017 г. постановлено:
исковые требования Мукимова В.А. удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан подготовить и направить Мукимову В.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: РБ, адрес, в районе озера «адрес», площадью 1 393+/-13 кв.м.
Не согласившись с данным решением, Управление земельных и имущественных отношений администрация ГО адрес Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
На основании ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции вышеуказанным критериям не отвечает.
Из материалов дел следует, что Мукимову В.А. на праве собственности принадлежит: дом, общей площадью 150,7 кв.м., запись регистрации №...1 от дата, с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, в районе озера «адрес». Право собственности истца на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано в ЕГРН.
Дом истца находится на земельном участке, предоставленном Мукимову В.А. на основании договора аренды земельного участка от дата № №..., соглашения о переуступке права аренды к договору аренды земельного участка от дата № №... от дата № б/н.
Земельный участок относится к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения дачных домов и садовых домов.
дата истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участков в собственность.
Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан № №... от дата, истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в дата г., утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан №... от дата, испрашиваемые земельные участки находятся во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в соответствии с п.п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте. В связи с чем, согласно ч. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть предоставлены в собственность бесплатно.
Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, в том числе, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. №..., боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
На основании ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
При этом вышеназванный Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 59-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 г. №..., СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2 Правил).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил).
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №..., границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Следовательно, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Кроме того, согласно ст. 94 ЗК РФ, земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Границы второго пояса зоны санитарной охраны, установленные распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан №...-р от дата, до настоящего времени не изменены.
Из сообщения МУП «Уфаводоканал» от дата следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером №..., расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения адрес и в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
На основании изложенного судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы Управления земельных и имущественных отношений администрация ГО адрес Республики Башкортостан обоснованными, поскольку спорный земельный участок в силу п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреационной зоне, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель, ограниченных в обороте, имеющих особый правовой режим, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования Мукимова В.А.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а иск Мукимова В.А. – оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 198-199, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от 17 октября 2017 г. отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Мукимов В.А. к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка отказать.
Председательствующий Т.Е. Фролова
Судьи Г.Ф. Васильева
С.Р. Родионова
Справка: судья Графенкова Е.Н.