Дело №2-71/2024
УИД 22RS0052-01-2024-000093-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2024 года с. Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фролова О.В.,
при секретаре Хорошковой Ю.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Тогульского района Плешивцевой Г.В.,
представителя ответчика администрации Тогульского района Алтайского края Богомоловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тогульского района Алтайского края о возложении обязанности совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогульского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Тогульского района Алтайского края, в котором, просит:
- обязать администрацию Тогульского района Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу провести обследование технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных по <адрес> с привлечением специализированных организаций.
В обоснование своих требований процессуальный истец указывает на то, что прокуратурой Тогульского района Алтайского края проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на получение образовательных услуг в безопасных условиях.
По результатам проверки установлено, что в зданиях по <адрес>, 1959 года постройки, по <адрес>, 1981 года постройки, по <адрес>, 2001 года постройки осуществляется образовательная деятельность Бурановской ООШ, Колонковской ООШ, Топтушинской ООШ, которые являются филиалами МКОУ «Тогульская ООШ». Данные здания являются муниципальной собственностью и находятся на праве оперативного управления у МКОУ «Тогульская ООШ».
В нарушение требований ГОСТ 31937-2011 с момента постройки зданий МКОУ «Тогульская ООШ» и введения их в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что нарушает права несовершеннолетних, пребывающих в учреждении, на благоприятные условия пребывания, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
В целях устранения нарушений главе Тогульского района Алтайского края вносилось представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Тогульского района Плешивцева Г.В. поддержала вышеуказанные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Тогульского района Алтайского края Богомолова Е.Б. исковые требования не признала и поддержала свои письменные возражения на исковое заявление, согласно которого МКОУ «Тогульская ООШ» в лице его директора обязано обеспечивать сохранность и рациональное использование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением и его филиалами. Требования ст. 36 Закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» МКОУ «Тогульская ООШ» соблюдает в полном объеме. Безопасность зданий учебного заведения обеспечивается периодическим осмотром. Ежегодно перед началом учебного года проводится комиссионное обследование с составлением актов приемки зданий.
Ответственность за ненадлежащее техническое состояние здания несет лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления). В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований прокурора Тогульского района, отказать. В случае удовлетворения иска просит увеличить срок исполнения решения суда.
Представитель третьего лица муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тогульская ООШ» Тогульского района Алтайского края Р в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
На основании статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем, инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ), объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Согласно ст. 5 Закона № 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии со ст. 7 Закона № 384-ФЗ, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст. 36 Закона № 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (ГОСТ 31937-2011). Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 4.3, п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Согласно Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тогульская основная общеобразовательная школа» Тогульского района Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Тогульского района Алтайского края 19 декабря 2009 года №437, названное учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего общего образования. Фактический адрес учреждения <адрес>. В настоящее время Учреждение находится по <адрес>. Учреждение имеет филиалы, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Полное наименование филиалов – Бурановская основная общеобразовательная школа, Колонковская основная общеобразовательная школа, Топтушинская основная общеобразовательная школа филиалы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Тогульская основная общеобразовательная школа» Тогульского района Алтайского края. Сокращённое наименование филиалов: Бурановская ООШ, Колонковская ООШ, Топтушинская ООШ филиалы МКОУ «Тогульская ООШ».
Как следует из материалов дела, прокуратурой Тогульского района Алтайского края 21 марта 2024 года была проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на получение образовательных услуг в безопасных условиях.
В результате проведенной проверки прокуратурой было установлено, что с момента строительства и введения в эксплуатацию зданий Бурановской ООШ, Колонковской ООШ, Топтушинской ООШ филиалов МКОУ «Тогульская ООШ» расположенные по адресу: по <адрес>, 1959 года постройки, по <адрес>, 1981 года постройки, по <адрес>, 2001 года постройки, в которых осуществляется образовательная деятельность, обследование их технического состояния в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
По результатам проверки был составлен акт от 21 марта 2024 года.
В целях устранения нарушений 09 августа 2023 года вносилось представление прокурора района главе Тогульского района Алтайского края, однако нарушения не устранены.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п.1.4 Устава МКОУ «Тогульская ООШ» учредителем Учреждения и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Тогульский район Алтайского края». Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования «Тогульский район Алтайского края» исполняет администрация Тогульского района Алтайского края. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости собственником зданий, расположенных по <адрес> является муниципальное образование «Тогульский район Алтайского края» (л.д. 23-32).
Согласно статьям 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1); от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3); имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 4).
Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Единственным нормативно-техническим документом, определяющим понятие категории технического состояния строительных конструкций, в том числе аварийное техническое состояние, и входящим в вышеупомянутые перечни, указанные в Техническом регламенте, является ГОСТ 31937-2011, введенный в действие с 1 января 2014 года.
Само по себе выполнение учреждением, учредителем ежегодных комиссионных обследований зданий при подготовке к новому учебному году, не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением, учредителем обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.
Необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года №312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (определение третьего кассационного суда общей юрисдикции №88-2453/2024 от 14 февраля 2024 года).
Согласно объяснениям представителя ответчика администрации Тогульского района Алтайского края до настоящего времени в Бурановской ООШ, Колонковской ООШ, Топтушинской ООШ филиалов МКОУ «Тогульская ООШ» выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ненадлежащего обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не устранены.
В связи с изложенным, требования процессуального истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2023 года №18-КГ23-195-К4).
В связи с изложенным, именно администрация муниципального образования «Тогульский район Алтайского края», осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Вышеуказанные нарушения законодательства об образовании, в части ненадлежащего обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также требований санитарно-эпидемиологического законодательства могут повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, др.).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком допущено нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022)"Об образовании в Российской Федерации", что свидетельствует о неисполнении надлежащим образом возложенной законом на ответчика обязанности по проведению должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения путем привлечения специализированной организации, которое может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Положениями ст.206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд устанавливает ответчику администрации Тогульского района Алтайского края трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение должно быть исполнено. Указанный срок является разумным, обеспечивающим баланс интересов сторон. При этом суд принимает во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципального контракта (договора) на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования Данных, свидетельствующих о неисполнимости требований о совершении определенных действий в предлагаемый прокурором срок, ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тогульского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Тогульского района Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу провести обследование технического состояния эксплуатируемых зданий, расположенных: по <адрес>, с привлечением специализированных организаций.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Тогульский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий судья: О.В. Фролов
<данные изъяты>