Дело № 2-4503/2024
УИД 75RS0001-02-2024-005332-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2024 года г. Чита щ
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Крупенниковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 администрации городского округа «Город Чита», Комитету городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности произвести ремонт,
у с т а н о в и л:
Истец Рыжков А.В. обратился с вышеназванным иском в суд, мотивируя следующим. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Истец является нанимателем, проживает в квартире более 70 лет. Дом признан аварийным, расселение запланировано на 2040 год. Печь в квартире находится в неисправном состоянии, может произойти возгорание. Истец неоднократно обращался в различные органы, однако результатов это не принесло.
На основании изложенного Рыжков А.В. просил суд обязать Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» произвести ремонт печи в квартире по адресу: <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление экономики администрации городского округа «Город Чита», в качестве соответчика Администрация городского округа «Город Чита».
В судебном заседаним истец Рыжков А.В поддержал заявленные требования в части возложении обязанности произвсти ремонт печи, требования в части взыскания компенсации морального вреда в размере 1 руб. не поддержал. Ссылался на то, что печь находится в неисправном состоянии, топить ее опасно, отопительный сезон начнется в ближайшее время, однако ответичик никаких мер не предпринимает для ремонта.
Ответчик Администрация городского округа «Город Чита», третье лицо Управление экономики администрации городского округа «Город Чита», ответчик Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;стимулируют жилищное строительство;обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль;размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества
На основании п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к капитальному ремонту относится замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, предусмотрен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, а именно ремонт печи и очаги, работы по устранению неисправностей. Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
Согласно материалам дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности.
Рожков А.В. проживает в спорном жилом помещении в качестве нанимателя, был вселен матерью Рожковой В.В., которой в 1995 году квартира предоставлена на основании ордера №. Истец зарегистрирован в квартире с 1975 года.
01.04.2024 Рыжков А.В. обращался в Администрацию городского округа «город Чита» с заявлением о ремонте дровянной печи. 08.05.2024 обращался в Комитет городского хозяйства с заявлением о выдаче сметы на ремонт печи.
Из ответа Комитета городского хозяйства от 10.04.2024 следует, что по результатам проведения выездного обследования Комитетом составлен локально-сметный расчет, определена финансовая потребность. Расчет направлен в управление экономики администрации городского округа «Город Чита» на проверку.
Из ответа Комитета городского хозяйства от 19.06.2024 следует, что вопрос о проведении работ будет рассмотрен в течение 2024 года при условии достаточного финансирования.
Из ответа Комитета городского хозяйства от 24.04.2024 следует, что распоряжением администрации городского округа «город Чита» №421-р от 04.04.2022, жилой дом признан аварийном и подлежащим сносу. Ремонт муниципальной квартиры №3, расположенной в аварийном доме является нецелесообразным. Данный дом не включен в региональную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы
05.04.2024 Комитетом составлен акт осмотра квартиры №3, согласно которому установлено, что требуется ремонт печи, замена кирпича, замена плиты, дверей.
Администрацией городского округа «город Чита» истцу 25.07.2024 направлен ответ, согласно которому, ремонт муниципальной квартиры является нецелесообразным, распоряжением Администрации №188-р от 25.01.2023, срок расселения и сноса вышеуказанного дома определен на 2036-2041 годы.
Из ответа Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита» следует, что вопросы ремонта жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к полномочиям Комита городского хозяйства Администрации городского округа «город Чита»
Материалами дела подтверждается, что квартира, в которой проживает истец, находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья проживающих в ней граждан, и без проведения ремонта печи, ее дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения невозможна, может быть опасной для здоровья и жизни граждан.
Учитывая, что спорный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, однако срок расселения установлен 2036-2041 годы, из представленных документов следует, что печь находится в неисправном состоянии, в связи с чем, необходим ее ремонт, проживание истца в квартире с неисправной системой отопления может быть опасным, суд приходит к выводу об удовлетоврении требований о возложении обязанности на Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» произвести ремонт печи в квартире по адресу: <адрес>.
Поскольку вопросы ремонта жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к полномочиям Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «город Чита», следовательно Администрация городского округа «город Чита» является ненадлежащим ответчиком, в удовлетоврении требований к администрации следует отказать.
Требования в части взыскания компенсации морального вреда в размере 1 руб. судом не разрешались, поскольку истец их не поддержал.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание необходимость определенных финансовых и временных затрат, утверждение муниципального бюджета на 2024 год, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «город Чита» произвести ремонт печи в квартире, расположенной по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении к Администрации городского округа «город Чита» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Е.Н. Федорова
Решение изготовлено в окончательном виде 05.09.2024