Решение по делу № 33-3803/2020 от 05.08.2020

г. Сыктывкар Дело № 2-1370/2020 (33-3803/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н.. Сироткиной Е.М.,

при секретаре Тырышкиной Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании 13 августа 2020 года дело по апелляционным жалобам Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года, которым

на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Никитину С.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар»;

с администрации МО ГО «Сыктывкар» в пользу Никитина С.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения истца Никитина С.В., представителя ответчика – администрации МО ГО «Сыктывкар» Ануфриевой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никитин С.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма как лицу, имеющему статус оставшегося без попечения родителей.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация сельского поселения «Лойма», администрация муниципального района «Прилузский» и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили

Судом постановлено указанное выше решение, на которое представителями администрации МОГО «Сыктывкар» и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми поданы апелляционные жалобы с требованиями о его отмене.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика – администрации МОГО «Сыктывкар» поддержал доводы жалобы.

Истец с доводами апелляционных жалоб не согласен, просил оставить решение суда без изменения.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело имеющейся явке участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Никитин С.В., <Дата обезличена> года рождения, являлся лицом из числа детей-сирот (...

На основании путевки Министерства просвещения Коми АССР №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> истец направлен в ..., в дальнейшем – в ....

С <Дата обезличена> истец обучался в ..., с <Дата обезличена> – в ....

После обучения в <Дата обезличена> году истец избрал местом своего жительства г.Сыктывкар и был трудоустроен в ...

Как сотруднику указанного общества истцу предоставлено койко-место в жилом помещении общежития по адресу: <Адрес обезличен>

После передачи жилого помещения в доме <Адрес обезличен> в собственность МО ГО «Сыктывкар», <Дата обезличена> администрацией г.Сыктывкара истцу выдан ордер №<Номер обезличен> на право занятия жилой площади комнаты №<Номер обезличен> в общежитии по адресу: <Адрес обезличен> площадью ... кв.м., на состав семьи ... человека, включая супругу и сына. До настоящего времени истец сохраняет регистрацию в указанном жилом помещении.

<Дата обезличена> между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и истцом заключен договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <Адрес обезличен> на состав семьи ... человека, включая ФИО (супруга), ФИО1 (сын), ФИО2 (дочь).

С <Дата обезличена> на основании договора №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> передачи жилого помещения в долевую собственность граждан ФИО ФИО1., ФИО2 являются долевыми собственниками (по ...) комнаты <Адрес обезличен>. Истец от участия в приватизации отказался.

В <Дата обезличена> Никитин С.В. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, как постоянно проживающему на территории МО ГО «Сыктывкар».

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена><Номер обезличен> утвержден протокол заседания комиссии, которым Никитину С.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ Никитиным С.В. утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время истец жилого помещения на условиях социального найма или в собственности не имеет.

Из ответа руководителя администрации МР «Прилузский» от <Дата обезличена> следует, что сведения о постановке на учет и предоставлении Никитину С.В. жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации МР «Прилузский» отсутствуют.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пришел к выводу об обоснованности заявленных Никитиным С.В. требований о предоставлении ему жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Так, в силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012г. № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2013) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В настоящее время порядок предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не изменен.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ).

Законом Республики Коми от 25.12.2015г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа включаются в список органами местного самоуправления на основании запросов граждан или их законных представителей (ст. 3).

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Действительно, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.

Вместе с тем, как верно указал суд, отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, являются уважительными.

Как следует из материалов дела, директор ... в <Дата обезличена> году обращалась в Лоемский сельский совет с заявлением о вынесении решения о внеочередном предоставлении жилья согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, однако такая обязанность органом местного самоуправления исполнена не была.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших истцу, своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок.

Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика и третьего лица на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.

Довод жалобы администрации МОГО «Сыктывкар» о том, что истцу ранее предоставлялось жилое помещение на условиях социального найма по адресу: <Адрес обезличен> был предметом оценки суда первой инстанции, основания, по которым он отклонен, подробно приведены в мотивировочной части решения.

Администрация МОГО «Сыктывкар» в апелляционной жалобе также указывает на невозможность предоставления истцу в настоящее время жилья в связи с недостаточным объемом выделяемых бюджету муниципального образования средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на нарушение очередности предоставления жилых помещений.

Вместе с тем, данные доводы ответчика правильность выводов суда не опровергают, поскольку недостаточный объем финансирования и отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда не освобождают ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением.

Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.

Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, основаны на неправильном толковании закона, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Апелляционные жалобы не содержат каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3803/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Никитин Сергей Валерьевич
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Администрация МР Прилузский
администрация СП Лойма
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Агранович Ю.Н.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее