Решение по делу № 2а-53/2018 от 27.02.2018

Дело № 2а-53/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Комсомольский                                                           26 марта 2018 года

Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Даваева А.Ю.,

при секретаре Хараевой Л.И.,

с участием административного истца Отчиевой Л.Г.,

её представителя Манджиева Б.И.,

представителя административного ответчика Учуровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отчиевой Любови Григорьевны к администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Отчиева Л.Г. обратилась в суд с административным иском, мотивируя тем, что 19 октября 2016 года администрацией Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия принято постановление №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов», которым утвержден состав комиссии из 7 человек. Между тем, в нарушение ст.47 Устава муниципального образования, пунктов 2, 3 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов данное постановление №288 опубликовано в муниципальной газете «Муниципальный вестник» от 27 октября 2016 г. №7 (26), тогда как в силу положений ст.47 Устава муниципального образования оно подлежало опубликованию в газете «Ленинец». Указанное нарушение повлекло ущемление её права на законное рассмотрение комиссией материалов о непредставлении ею сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, поскольку занимала должность заведующей архивным отделом и являлась субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением. В связи с чем, просит признать постановление администрации Черноземельского районного муниципального образования РК от 19 октября 2016 года №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов» недействующим со дня его принятия.

В судебном заседании административный истец Отчиева Л.Г. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Её представитель Манджиев Б.И. также просил удовлетворить административный иск, считая, что органом местного самоуправления, опубликовавшим оспариваемое постановление в бюллетене «Муниципальный вестник», грубо нарушен действующий Порядок опубликования нормативного правового акта, принятый 09 ноября 2006 г. за №5.

Представитель административного ответчика – администрации Черноземельского районного муниципального образования РК Учурова Н.В. просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что обжалуемое постановление опубликовано в соответствии со ст.47 Устава в газете «Муниципальный вестник». Указывает, что оспариваемый акт не содержит норм, затрагивающих права и интересы Отчиевой Л.Г.; административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст.42 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно п.4 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года №25-ФЗ для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В силу п.6 ст.15 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, замещающими должности муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01 июля 2010 года №821, определен порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В силу п.8 данного Указа Президента РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов; при разработке названных положений также рекомендовано руководствоваться настоящим Указом.

Постановлением администрации Черноземельского РМО Республики Калмыкия от 19 октября 2016 года №288 образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов в составе председателя комиссии Маштыковой В.В., заместителя председателя комиссии Саряева Д.В., секретаря комиссии Манджиевой О.В., членов комиссии Учуровой Н.В., Эрдни-Горяевой Н.М., Джалцановой В.Г. (по согласованию), Малышевой Г.М. (по согласованию).

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Отчиева Л.Г., а также её представитель Манджиев Б.И. в судебном заседании указали, что единственным основанием для признания нормативного правового акта администрации Черноземельского РМО от 19 октября №288 является его ненадлежащее опубликование в издании, не предусмотренном Уставом Черноземельского РМО РК.

Между тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31 марта 2015 г. №6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть», нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).

Между тем, в оспариваемом постановлении администрации Черноземельского РМО Республики Калмыкия от 19 октября 2016 года №288 таких нормативных предписаний не содержится.

Согласно п.3 ч.2 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию.

В силу ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно п.3 ч.1, ч.4, ч.6 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ст.32 Устава Черноземельского РМО глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты, руководит деятельностью администрации муниципального образования, организует работу кадров.

В ходе судебного разбирательства административный истец Отчиева Л.Г. пояснила, что на момент вынесения спорного постановления она являлась заведующей архивным отделом администрации Черноземельского РМО РК и находилась на муниципальной службе. Данное постановление и работа созданной комиссии, состав которой утвержден её работодателем – главой администрации Черноземельского РМО, распространялись только на должности муниципальных служащих администрации Черноземельского РМО, перечень которых предусмотрен в отдельном акте.

Постановлением администрации Черноземельского РМО от 06 февраля 2014 г. №38 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в администрации Черноземельского РМО РК и её органах, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Согласно Приложению к названному постановлению указанный Перечень состоит из 44 наименований должностей муниципальной службы, в том числе, заведующего архивным отделом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Черноземельского районного муниципального образования РК от 19 октября 2016 года №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов» не является нормативным правовым актом, а носит организационно-распорядительный характер - издан уполномоченным руководителем органа местного самоуправления для разрешения вопросов деятельности администрации Черноземельского РМО, в нем персонально определен состав лиц, на которых данный правовой акт распространяется, по своему характеру он направлен на правовое регулирование условий и порядка прохождения муниципальной службы муниципальными служащими администрации муниципального образования. При этом оспариваемое постановление не содержит обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Более того, данное постановление во исполнение ст.47 Устава Черноземельского районного муниципального образования в период с 24 октября по 11 ноября 2016 года обнародовано на информационных стендах зданий администраций муниципальных образований Черноземельского района РК, что подтверждается соответствующим актом обнародования от 11 ноября 2016 года.

В силу перечисленных обстоятельств само по себе постановление администрации Черноземельского районного муниципального образования РК от 19 октября 2016 года №288 не нарушает каким-либо образом прав, свобод и законных интересов административного истца Отчиевой Л.Г.

Более того, вынесенное образованной комиссией решение в отношении муниципального служащего Отчиевой Л.Г. ранее являлось предметом судебного разбирательства и получило свое отражение во вступивших в законную силу решениях Черноземельского районного суда РК от 23 января 2017 года, 10 марта 2017 года.

Доводы представителя административного истца об опубликовании оспариваемого постановления в муниципальной газете «Муниципальный вестник» от 27 октября 2016 г. №7 (26), тогда как в силу положений ст.47 Устава муниципального образования оно подлежало опубликованию в газете «Ленинец», заявленные в рамках рассмотрения административного иска в порядке главы 21 КАС РФ, рассмотрению не подлежат и правового значения для разрешения дела не имеют, поскольку судом установлен ненормативный характер правового акта органа местного самоуправления.

Таким образом, предусмотренных статьей 213 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для удовлетворения административных исковых требований Отчиевой Л.Г. не имеется.

Отсутствуют также основания для удовлетворения административного иска Отчиевой Л.Г. в порядке оспаривания решения органа местного самоуправления. Возможность разрешения настоящего административного иска применительно к положениям главы 22 КАС РФ согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 г. №28-П, сообразно которой институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 22 января 2014 года №103-О, от 24 июня 2014 года №1537-О, от 17 июля 2014 года №1593-О, от 25 сентября 2014 года №2189-О).

Из решения Черноземельского районного суда РК от 10 марта 2017 года, которым Отчиевой Л.Г. отказано в иске о признании незаконными состава и решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов, видно, что административному истцу на момент рассмотрения гражданского дела было известно о вынесенном постановлении администрации Черноземельского районного муниципального образования РК от 19 октября 2016 года №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов».

Между тем, Отчиева Л.Г. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением лишь 27 февраля 2018 года, то есть спустя почти один год с момента, когда административный истец узнал, либо с безусловной очевидностью должен был узнать о нарушении своего права.

Таким образом, принимая во внимание сокращенные сроки для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд полагает, что административный истец без уважительных причин существенно пропустил установленный срок, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении соответствующего требования.

Каких-либо аргументов, свидетельствующих о наличии препятствий для своевременного обращения за судебной защитой, либо о наличии уважительных причин, дающих основание для восстановления указанного срока, административным истцом не приведено.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление Отчиевой Л.Г. о признании недействующим со дня его принятия постановления администрации Черноземельского районного муниципального образования РК от 19 октября 2016 года №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175, 177, 178, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Отчиевой Любови Григорьевны к администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании постановления администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 19 октября 2016 года №288 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и урегулированию конфликта интересов» недействующим со дня его принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Ю. Даваев

«КОПИЯ ВЕРНА» судья А.Ю. Даваев

2а-53/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Отчиева Любовь Григорьевна
Ответчики
Администрация Черноземельского РМО РК
Суд
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Даваев Алексей Юрьевич
Дело на сайте суда
chernozemelsky.kalm.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2020Дело оформлено
23.04.2020Дело передано в архив
26.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее