Дело № 12-907/2018 (мировой судья Внук А.В.)
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2018 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Хуторцева И.В.,
с участием представителя административного органа - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области Литвинюк Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, жалобу Ронжиной М.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Ронжина М.В. привлечена к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Ронжина М.В. обратилась в суд с жалобой, в обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было получено распоряжение Управления Росреестра по <адрес> о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № с предложением представить письменные объяснения по поводу использования земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> расположенного по <адрес>, <данные изъяты> №. данный документ не содержал разъяснения ее прав в части обжалования данного распоряжения и полагает носил уведомительный характер.
Получив данное распоряжение, она связалась с исполнителем с целью получения подробной информации о дальнейших ее действиях. После консультации со специалистом обратилась в Комитет имущественных отношений г.Мурманска с просьбой оказать содействие в регистрации договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. В Комитете специалист, принявший ее экземпляр договора аренды, уведомил, что в настоящее время регистрация договоров в Управлении Росреестра по <адрес> занимает более трех месяцев. В результате договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №
Указывает, что ни одного предписания Управления Росреестра по <адрес> она не получала, в ином случае она бы обжаловала его.
Кроме того, она не была уведомлена надлежащим образом о проведении судебного заседания по делу об административном правонарушении, иначе обязательно бы присутствовала.
Обращает внимание, что она зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>. распоряжение Управления Росреестра направлено по <адрес>. Даная квартира принадлежит ей на праве собственности, но в ней она не проживает и появляется в ней крайне редко.
Полагает, что предприняла все необходимые действия, связанные с регистрацией договора аренды земельного участка и в установленный срок выполнила распоряжение Управления Росреестра по <адрес>.
Просит постановление отменить, жалобу рассмотреть в свое отсутствие.
Ронжина М.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административного органа в судебном заседании полагала вину Ронжиной М.В. установленной и подтвержденной представленными в дело материалами, просила постановление оставить без изменения.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие Ронжиной М.В.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Согласно требованиям статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Объективная сторона предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом, осуществляющим государственный земельный надзор.
Состав указанных правонарушений - формальный, наступления вредных последствий не требуется.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено как в форме умысла, так и неосторожности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Ронжиной М.В. проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту по сведениям, содержащимся в федеральной государственной информационной системе Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), за Ронжиной М.В. с ДД.ММ.ГГГГ за номером № зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества – <данные изъяты> №, площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>м., отнесенном к категории земель «Земли населенных пунктов», с разрешенным использованием: «автостоянки для временного и постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытого типа наземные охраняемые и неохраняемые гостевые, отдельно стоящие многоэтажные (в том числе подземные), встроенные или встроенно-пристроенные к зданиям для обслуживания жителей и посетителей». Однако основания возникновения права на использование данного земельного участка Ронжиной М.В. не удостоверено.
Таким образом, в результате проверки в отношении Ронжиной М.В. при использовании ею земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу<адрес> выявлено нарушение требований статей 25,26 Земельного кодекса РФ.
Согласно частей 1,2 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки отнесены к недвижимым вещам.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (часть1).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации (часть 3).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (часть 6).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (статья 164 Гражданского кодекса РФ).
По результатам проверки государственным инспектором Управления Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Ронжиной М.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной в отношении Ронжиной М.В., на основании распоряжения руководителя Управления Росрестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внеплановой документарной проверки с целью контроля исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено что предписание не исполнено.
Результаты проверки зафиксированы актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту, в ходе проверки установлено, что между Комитетом имущественных отношений г.Мурманска и Ронжиной М.В. заключен договор аренды земли с множественностью лиц № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым №, сроком по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.Пунктом 10.1 договора аренды установлено, что он вступает в силу с момента государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Обязанность произвести государственную регистрацию договора возложена на арендатора (абзац «а» пункт 5.2)
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о государственной регистрации договора аренды земли с множественностью лиц № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым № в соответствии со статьями <данные изъяты> Земельного кодекса РФ и Федеральным законом № 218-ФЗ в ЕГРН отсутствуют.
По результатам проверки Ронжиной М.В. выдано повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ.
По данному факту государственным инспектором <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> в отношении Ронжиной М.В. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
О дате, времени и месте составления протокола Ронжина М.В. уведомлялась по правилам ст.25.15 КоАП РФ по месту жительства.
Копия протокола направлена по месту жительства Ронжиной М.В. сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении в отношении Ронжиной М.В. и административный материал представлены мировому судье.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г.Мурманска вынесено оспариваемое постановление.
Для квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного ч.25. ст.19.5 КоАП РФ необходимо установить:
- законность действий органов и должностных лиц по выдаче предписания (постановления, представления, решения), т.е. наличие у них установленных законом полномочий для совершения таких действий;
- факт выдачи предписания должностными лицами органа государственного контроля и надзора, проводившего данную проверку;
- наличие установленного срока (четко определенной даты) для исполнения выданного предписания;
- факт доведения до сведения поднадзорного или подконтрольного субъекта или уполномоченных лиц предписания (постановления, представления, решения), в котором установлен срок устранения нарушений законодательства;
- требования об устранении нарушения действующего законодательства, в том числе специальных норм и правил (обязательных требований), которые являются предметом контроля и надзора, наличие в предписании (постановлении, представлении, решении).
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1.
Данным постановлением осуществление государственного земельного надзора возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в пределах полномочий указанных в пункте 3 Постановления.
В рамках государственного земельного надзора осуществляется организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения, в том числе гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (пункт 6).
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11).
При осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (пункт 12).
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора.
Согласно пункту 4 статьи 71 Земельного кодекса РФ при осуществлении государственного земельного надзора в отношении граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 68 Административного регламента о проведении внеплановой проверки, гражданин уведомляется любым доступным способом.
Административным регламентом установлено, что юридическими фактами завершения проведения проверки являются: 1) составление акта проверки; 2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки); 3) принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие соответствующих мер) (пункт 16).
По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах (пункт 79).
В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания (пункт 81).
К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 82).
Должностное лицо вручает экземпляр акта проверки проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки). В случае отсутствия проверяемого лица (его представителя), а также в случае отказа проверяемого лица от подписи об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росреестра (территориального органа). При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного земельного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (пункт 84).
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов дела следует, что о предстоящей проверке, организованной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Ронжина М.В. уведомлялась по адресу<адрес>. По этому же адресу Управлением направлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 30, 56, 26-29).
Согласно представленной суду копии паспорта Ронжиной М.В., выданным ДД.ММ.ГГГГ, Ронжина М.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес>. Отметок о снятии с регистрационного учета по указанному адресу в паспорте не имеется.
Доказательств того, что <адрес> является местом постоянного жительства Ронжиной М.В. в материалах дела не имеется. Сама Ронжина М.В. указывает, что данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, однако не является местом ее проживания.
Направленные Ронжиной М.В. акт проверки и предписание от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> последней получены не были, что подтверждается данными сайта почта России об отслеживании почтовых отправлений (л.д. 26).
Направление акта проверки и предписания по адресу не являющемуся местом жительства гражданина, нельзя признать соблюдением пункта 84 Административного регламента в части вручения данных документов лицу, в отношении которого проводилась проверка.
С учетом изложенного, несмотря на установленные законность основания проверки и выдачи предписания, прихожу к выводу, что порядок проведения проверки, установленный Административным регламентом нарушен, в части направления результатов проверки с предписанием.
Таким образом, достоверно подтверждается, что до сведения поднадзорного лица предписание, в котором указаны требования и установлен срок устранения нарушений законодательства в области землепользования, не доведено.
Неполучение Ронжиной М.В. предписания исключало возможность его исполнения, в том числе в установленный срок, либо заявление ходатайств о его продлении, поскольку лицо не было надлежащим образом уведомлено о вынесении данного предписания.
Указанное обстоятельство не позволяет установить в действиях Ронжиной М.В. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
Мировой судья в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела не проверил соответствие процедуры и порядка проведения проверки в отношении Ронжиной М.В. Административному регламенту, тем самым неверно установил обстоятельства, имеющие значения для дела.
Неполучение Ронжиной М.В. предписания, вынесенного в ее отсутствие, направленного по адресу, не являющемуся местом ее жительства исключало возможность его исполнения Ронжиной М.В. в установленный срок, а, следовательно, и наличие вины в неисполнении предписания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку при рассмотрении жалобы установлено, что в действиях Ронжиной М.В. не содержится состава административного правонарушения, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1-30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 25 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░