дело № 2 – 499 за 2021 год
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 октября 2021 года г. Мензелинск РТ
Мензелинский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Галиевой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарифуллиной Р.Р. к Военному комиссариату Мензелинского <адрес> РТ о признании права на компенсацию,
У С Т А Н О В И Л:
Шарифуллина В.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Мензелинского <адрес> РТ о признании права на компенсацию, указав в обоснование своих требований, что она является дочерью участника Великой Отечественной войны Ризатдинова Р.Р. . Ее отец награждался орденами и медалями: «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота», «20 лет победы ВОВ 1945-65г.г.», «50 лет ВС ССР». ДД.ММ.ГГГГ Ризатдинов Р.Р. умер.
Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы», лицам, умершим (погибшим) изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники из средств бюджета. Погребение участников ВОВ, в том числе инвалидов ВОВ, изготовление и установка им надгробных памятников производится за счет средств Министерства обороны РФ.
После смерти отца она обратилась в Военный комиссариат Мензелинского <адрес> Республики Татарстан с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку памятника Ризатдинову Р.Р. . Однако ей было отказано в связи с имеющимися расхождениями в фамилии и отчестве умершего, а именно: в военном билете фамилия, имя, отчество указаны как «Резатдинов Р.Р. », когда правильно было бы указать «Ризатдинов Р.Р. ».
Самостоятельно Военный комиссариат Мензелинского <адрес> Республики Татарстан устранить допущенную описку, то есть внести изменения в учетные документы умершего, не может, предложил обратиться в суд.
По всем другим документам, выданным органами записи актов гражданского состояния, а также другим документам, написание ФИО « Ризатдинов Р.Р. » является правильным.
Это подтверждается свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГС исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 29.0212020, свидетельством о рождении, Удостоверением Серия ВВ №, выданном отделом социальной защиты МСЗ РТ в Мензелинском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установить факт принадлежности Ризатдиновк Р.Р. военного билета, выданного на имя Резатдинова Р.Р. , в соответствии со ст. 264 ГПК РФ возможности не имеется, так как установление факта принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении возможно за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых. органами записи актов гражданского состояния свидетельств.
Не подлежат судебному рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу военного билета, удостоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами записи гражданского состояния, удостоверения к ордену или медали, поскольку данные документы носят личный, а не правоустанавливающий характер. Ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены выдавшими их органами и организациями.
Просит признать за ней право на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Ризатдинову Р.Р. , умершему ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец Шарифуллина В.Р. поддержала исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Мензелинского <адрес> РТ исковые требования в судебное заседание не явился, в заявлении просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования признают.
Представители третьих лиц отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Мензелинском муниципальном районе, военного комиссариата Республики Татарстан в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно п. 23, 25 Приказа ФСО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "Об утверждении Инструкции о погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы в федеральных органах государственной охраны, об оплате ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников") погребение погибших (умерших) лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, осуществляется за счет средств, выделяемых Федеральной службе охраны Российской Федерации из федерального бюджета на эти цели. Оплата ритуальных услуг производится родственникам погибшего (умершего) или законному представителю погибшего (умершего) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 "О нормах расхода денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, должностных лиц таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Оплата указанных расходов производится на основании: заявления, свидетельства о смерти, счетов (квитанции, квитанции к приходному кассовому ордеру) или других документов, подтверждающих оплату выполненных работ, копии удостоверения на могилу (справки о месте захоронения), удостоверения участника войны, ветерана боевых действий или военной службы (свидетельства о праве на льготы, других документов, подтверждающих право на льготы).
В соответствии с п. 5 ст. 11 ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и, установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Из п. 1 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников» следует, что погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В пункте 38 указанного Приказа перечислены документы, которые представляются родственниками, законными представителями и иными лицами, взявшими на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников, в частности удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти.
Нормы расходов денежных средств установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
В соответствии с п. 38 ст. 17 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1609 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" (далее Указ) основными задачами военных комиссариатов являются организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав округов (ст. 4 Указа).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе, на ветеранов военной службы, на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Из материалов дела следует, что Ризатдинов Р.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в д.<данные изъяты> <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7,9).
Из военного билета НП № следует, что он выдан на имя Резатдинова Р.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мензелинским военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-22).
Как следует из справки военного комиссариата Мензелинского <адрес> умерший Резатдинов Р.Р. являлся участником ВОВ, проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в воинской части: 183 стр.полк, относящийся к Министерству обороны РФ, с ноября 1943 года по октябрь 1945 года, входившей в состав действующей армии в период ВОВ; уволен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Как следует из удостоверения серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, оно выдано Отделом социальной защиты МСЗ РТ в Мензелинском <адрес> на имя Ризатдинова Р.Р. , который является ветераном - участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.10).
Согласно письму Отдела Военного комиссариата РТ по Мензелинскому <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во внесении изменений в учетные документы умершего участника Великой Отечественной войны Резатдинова Р.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца дер.П.Такермен Мензелинского <адрес>, по причине отсутствия правоустанавливающих документов (паспорта). Рекомендовано обратиться в суд (л.д.12).
Однако, судом установлено, что Ризатдинов Р.Р. при жизни признавался государственными органами ветераном - участником Великой Отечественной войны, в связи с чем, ему было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, данные обстоятельства предполагают наличие у истца права на получение меры социальной поддержки ветеранов, предусмотренную ст. 14 ФЗ "О ветеранах". Наличие статуса ветерана войны у Ризатдинова Р.Р. , никем не оспорено, поэтому, учитывая положения ст. 28 ФЗ "О ветеранах", в силу которой, реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для участников Великой Отечественной войны Правительством СССР или Правительством Российской Федерации, допущенная в написании фамилии и отчества последнего описка, не может являться достаточным основанием для лишения истца права на компенсацию расходов на погребение ветерана ВОВ.
Изучив представленные документы, суд считает установленным, что Ризатдинов Р.Р. и Резатдинов Р.Р. , указанные в учетных документах, это одно и то же лицо, поскольку совпадает их имя, год рождения, год и месяц призыва на военную службу, наименование РВК, которым осуществлялся призыв.
В подтверждение того, что истец является дочерью Ризатдинова Р.Р. , в материалы дела представлены: свидетельство о рождении истца Шарифуллиной В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее отцом указан Ризатдинов Р.Р. (л.д.8). После заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия Шарифуллина (л.д.11)
Установив, что умерший Ризатдинов Р.Р. являлся участником Великой Отечественной войны, однако в учетных документах его фамилия, имя и отчество указаны с ошибкой, суд, проанализировав вышеприведенные нормы права, оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая, что истцом при рассмотрении дела представлены документы, необходимые для возмещения расходов на погребение умершего ветерана Великой Отечественной войны, полагает исковые требования Шарифуллиной В.Р. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Шарифуллиной Р.Р. к Военному комиссариату Мензелинского <адрес> РТ о признании права на компенсацию удовлетворить.
Признать за Шарифуллиной Р.Р. право на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Ризатдинову Р.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Р. Диярова
Решение вступило в законную силу _________________2021 года
Судья Л.Р. Диярова