50RS0005-01-2024-006308-61 Дело №2-4417/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 октября 2024 года
Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Якимовой О.В.,
при секретаре Бабановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии и обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области, заявив следующие требования:
1. признать частично незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении (выплате) пенсии;
2. обязать включить в специальный стаж в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В обоснование своих требований ФИО3 ссылалась на те обстоятельства, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях, т.е. в связи с осуществлением <данные изъяты>, по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, ответчик засчитал только ДД.ММ.ГГГГ дня при необходимом в ДД.ММ.ГГГГ лет.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> не приняты ответчиком в специальный стаж из-за отсутствия указанных должностей в Списке №, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ. вообще не рассматривался.
При условии включения данных периодов специальный стаж составит <данные изъяты> лет выработано на ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 полагает решение ответчика в части невключения указанных периодов в специальный стаж незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом решении; относительно периода работы истца в АО «Международный аэропорт Шереметьево» пояснила, что данный период не рассматривался из-за отсутствия кода льготы, который должен указывать работодатель.
Выслушав позиции сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон), установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона).
В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Закона).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», применяются:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень № 1397);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, с применением положений абз. четвертого и пятого п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее - Список № 464);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее - Список № 1066);
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.2002 по настоящее время (далее - Список № 781).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: истцу засчитано только <данные изъяты> дня при необходимом <данные изъяты> лет.
Ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>, т.к. указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Из трудовой книжки ФИО3 следует:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. действовал Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №, которым предусматривалась возможность включения в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, осуществляющим все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в качестве врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности, и ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В период действия Списка № приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 г. № введена в действие номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала. Согласно данной номенклатуре должности «фельдшер-диспетчер», «фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи» не относятся к среднему медицинскому персоналу.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. №100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
В соответствии с разделом «Наименования должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке № не названы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер". Тождество должности "фельдшер группы по приему и передачи вызовов", "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде", "фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой помощи" должности "фельдшер" не установлено.
В соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № (действовали до 01.12.2008г.) в должностные обязанности фельдшера входит: оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов; оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, принятие нормальных родов; осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы среди населения, включая гигиеническое обучение и воспитание, пропаганду здорового образа жизни.
Довод истца ФИО3 о том, что согласно должностным инструкциям ей вменялась такая обязанность как оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся на станцию и подстанции скорой медицинской помощи, судом отклоняется, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих выполнение истцом на постоянной основе лечебной деятельности.
Из представленных должностных инструкций следует, что основными функциями истца являлись:
- осуществление приема и обработки поступающих обращений;
- направление незамедлительно на место вызова бригады скорой медицинской помощи;
- осуществление управления работой выездных бригад Станции;
- осуществление контроля за оперативностью выполнения всех этапов вызова бригадами СМП;
- осуществление своевременного оформления медицинской документации в программах «103» и «112»;
- осуществление выдачи устных справок о выездах бригад и госпитализации пациентов заинтересованным лицам;
- незамедлительное внесение полученной от выездных бригад информации в базу данных «103».
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> не имеется, в связи с чем исковые требования ФИО3 в данной части удовлетворению не подлежат.
Относительно периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты> дней) в должности <данные изъяты>», суд приходит к выводу, что он подлежит включению в специальный стаж, поскольку как должность (<данные изъяты>), так и учреждение (<данные изъяты>) поименованы в Списке №, осуществление истцом лечебной деятельности подтверждается должностной инструкцией.
Отсутствие в сведениях персонифицированного учета кода льготы не влечет правовых оснований для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо является обязанностью работодателя.
При этом работодателем в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ. со ссылками на рекомендации Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, и на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №-П разъяснены причины отсутствия кода льготы «№» и указано, что сведения о трудовой деятельности ФИО3 скорректированы в установленном порядке и направлены в СФР.
Таким образом, специальный стаж ФИО3 составляет <данные изъяты> дня:
- <данные изъяты> дня – засчитаны ответчиком;
- <данные изъяты> дней – включены судом.
При указанных обстоятельствах у истца отсутствует продолжительность специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», в связи с чем решение СФР от 03.06.2024г. является законным.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии и обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО3 в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>».
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. № и обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2024 года.
Судья