Решение по делу № 2-6/2015 (2-866/2014;) от 30.09.2014

Дело № 2-6/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2015 года г.Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева В.Д. к Министерству Финансов Российской Федерации, ФГБУ "КП", У. о возмещении убытков,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев В.Д. первоначально обратился с иском к Администрации Х. муниципального района о возмещении материального ущерба, причиненного изменением категории земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047 и 10:10:08 15 02:049 с «земли поселений» на «земли сельскохозяйственного назначения».

18.11.2014 истец произвел замену ответчика на надлежащего ответчика Министерство Финансов РФ, заменив процессуальное положение Администрации Х. муниципального района на третье лицо.

В последующем в качества ответчиков были привлечены У. и в качестве надлежащего ответчика по делу привлек и ФГБУ "КП"

Свои требования истец основывал на ст. 57 ЗК РФ и п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 №262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, заявления об отложении судебного заседания не представил.

Представитель истца адвокат Казак Г.Л., действующий на основании ордера, в судебном заседании требования истца поддержал и пояснил, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047 и 10:10:08 15 02:049 на основании договора купли-продажи, заключенного с Мишагиным А.Ю.. При заключении договора купли-продажи Яковлев В.Д. ознакомился с документами на земельные участки, в частности кадастровыми планами земельных участков, из которых следует, что земельные участки относятся к землям поселений. Данный факт также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на земельные участки 16.06.2006, где указана категория земель - «земли поселений». В последующем в орган кадастрового учета поступила инвентаризационная опись от 24.08.2005, переданная Упр.Р., в которой содержались сведения о том, что категория земель, к которым отнесены земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047 и 10:10:08 15 02:049, указана как «земли сельскохозяйственного назначения». На основании инвентаризационной описи были внесены изменения в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем Государственный реестр недвижимости). Таким образом, в настоящее время земельные участки, принадлежащие истцу отнесены к категориям земель – земли сельскохозяйственного назначения. Истец считает, что перевод земель с категории «земли поселений» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» был совершен с нарушением порядка и правил, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном кадастре», действовавшим на тот момент. Полагает, что изначально Управлением Роснедвижимости по РК передана в кадастровую палату инвентаризационная опись от 24.08.2005, в которой содержались ошибочные сведения о категории земель с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047 и 10:10:08 15 02:49. В свою очередь кадастровая палата в нарушение порядка перевода земельных участков из одной категории в другую, установленного ФЗ от 21.12.2004 № 172, внесла изменения в государственный реестр земель кадастрового района. Кадастровая палата, согласно ее информационного письма от 27.10.2014, поступившего в Сортавальский городской суд, указала, что запись в категории земель является технической ошибкой и действуя на основании приказа Роскомзема от 15.06.2001 за № П/119, без уведомления и без согласия собственника, внесла изменения государственный реестр недвижимости относительно категории земель. Истец считает данные действия кадастровой палаты незаконными, так как ст. 21 действовавшего на тот момент ФЗ «О государственном земельном кадастре» исправление технической ошибки, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить интересы правообладателей земельных участков, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда. Учитывая, что в суд с требованиями об исправлении кадастровой ошибки Кадастровая палата не обращалась, истец считает, что ее действия являются незаконными.

Истец, ссылаясь на то, что в настоящее время его права как собственника ограничены тем, что на земельных участках фактически запрещено возводить здания и строения, просит взыскать в его пользу убытки на основании ст. 16 ГК РФ, ФЗ от 21.07.1997 №122, ст. 57 ЗК РФ, п. 8 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 №262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», просит взыскать в его пользу причиненные ему убытки в виде уменьшения цены рыночной стоимости земельных участков при их переводе из категории земель «населенных пунктов» в «земли сельскохозяйственного назначения» на земельный участок с кадастровым номером 10:10:08 15 02:047 в размере 1633 000 руб., на земельный участок с кадастровым 10:10:08 15 02:049 – 395000 руб., расходы на проведение изыскательных работ в размере 25200 руб., расходы по договору возмездного оказания услуг от 09.06.2014 в размере 15000 руб., расходы по оплате отчета об оценке в сумме 12000 руб..

В последующем представитель истца на неоднократные вопросы сторон и суда пояснил, что свои требования основывает на том, что был произведен незаконный перевод земель из одной категории в другую в соответствии с Инвентаризационной описью, указал, что не основывает свои требования на кадастровой или технической ошибке. В прениях и реплике представитель истца вновь указал на это и просил при вынесении решения суд учесть, что требования истца основаны на незаконном изменении категории земель в соответствии с Инвентаризационной описью, считая, что изначально земли отнесены правильно к категории земель поселений.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик заявленные требования не признает, указывает на то, что требования Яковлева основаны на ст.16 ГК РФ. Указанной статьей предусмотрено возмещение Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием только таких убытков, которые причинены гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено.

В данном случае истец просит взыскать расходы на проведение изыскательных работ для проектирования и строительства на земельных участках жилых зданий и сооружений. Указанные расходы по своей сути не имеют никакого отношения к расходам, направленным на восстановление нарушенного права, не являются реальными ущербом или упущенной выгодой и не могут быть взысканы на основании ст. 16 ГК РФ.

Не является убытками и величина уменьшения рыночной стоимости земельных участков, поскольку делать вывод о наличии или отсутствии упущенной выгоды можно было бы лишь в случае фактической продажи земельных участков истцом по цене ниже той, на которую он мог претендовать в случае принадлежности участков к другой категории земель.

Также указывает на то, что оснований для применения ст. 57 ЗК РФ в данном случае не имеется, поскольку на момент регистрации права собственности за Яковлевым В.Д. земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047, 10:10:08 15 02:049 на 16.06.2006 земельные участки были фактически отнесены к категории земель - земли «сельскохозяйственного назначения». Таким образом, перевод земель из категории «земли поселений» в «земли сельскохозяйственного назначения» в отношении земельных участков Яковлева В.Д. не осуществлялся. Также в отзыве указано на то, что Минфин России не является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии со ст. 1070 ГК РФ, п.3 ст. 125 ГК РФ, ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.19 Положения о ФГБУ "КП".

Представитель ответчика У. по доверенности Бурлакова И.Ю. иск не признала и пояснила, что У. (далее - Управление) возражает против удовлетворения исковых требований Яковлева В.Д., предъявленных к Управлению, в связи со следующим. 11.06.2006 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании Договора купли-продажи земельных участков от 09.06.2006 г. было зарегистрировано право собственности Яковлева В.Д. на земельный участок, земли поселений, общей площадью 17 000 кв.м, кадастровый номер 10:10:081502:047, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>. Также 16.06.2006 г. в ЕГРП на основании Договора купли-продажи земельных участков от 09.06.2006 г. было зарегистрировано право собственности Яковлева В.Д. на земельный участок, земли поселений, общей площадью 4000 кв.м, кадастровый номер 10:10:081502:049, расположенный по адресу<Адрес обезличен>. На государственную регистрацию права собственности Машигина Ю.А. на земельные участки были представлены Кадастровый план земельного участка № 20/03-602 от 21.08.2003 г., выданный ФГБУ "КП" (земельный участок с кадастровым номером 10:10:081502:047), и кадастровый план земельного участка № 20/03-603 от 21.08.2003 г., выданный ФГБУ "КП" (земельный участок с кадастровым номером 10:10:081502:049).

В вышеназванных кадастровых планах земельных участков было указано, что данные земельные участки относятся к категории земель «земли поселений».

Оснований ставить под сомнения сведения, содержащиеся в кадастровых планах, удостоверенных органом, осуществлявшим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (ФГБУ "КП") орган, осуществлявший государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имел.

В связи с этим в свидетельство о праве собственности были внесены сведения о категории земель как «земли поселений».

Впоследствии, при отчуждении указанных земельных участков, в том числе, и при покупке земельных участков Яковлевым В.Д., Управление не имело оснований повторно истребовать кадастровые планы земельных участков, поскольку таковые планы ранее были представлены и помещены в соответствующее дела правоустанавливающих документов.

В последующем, в орган кадастрового учета поступила инвентаризационная опись (перечень сведений о существующих земельных участков в границах кадастрового квартала 10:10:08 1502 по состоянию на 2005 г.), переданная У. в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 г. N2П/l19, действовавшего на тот момент, содержащая информацию о том, что категория земель, к которой отнесены земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:081502:047, 10:10:081502:049 - земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, сведения о земельных участках 10:10:081502:047, 10:10:081502:049 были внесены в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки" в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 содержит сведения о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами или находящиеся в собственности конкретных лиц. При этом в силу прямого указания законодателя, при внесении сведений о ранее учтенных земельных участках записи осуществляются только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.

Внесение сведений в Реестр объектов недвижимости является действием учетного характера, осуществляемым на основании представленных соответствующими органами документов. Само по себе внесение сведений в указанный реестр не порождает и не прекращает гражданских прав и обязанностей.

В настоящее время на территории Республики Карелия осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), правомочен филиал ФГБУ "КП" (далее - Филиал).

В рамках выполнения требований действующего законодательства о тождественности сведений о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащихся в подраздела I ЕГРП, сведениям о характеристиках объекта, содержащимся в ГКН, Управлением и Филиалом проводятся мероприятия по верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН, в результате которых сведения подраздела I ЕГРП приводятся в соответствие сведениям ГКН.

16.05.2014 г. в рамках проводимых мероприятий по верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 12 Закона о регистрации, на основании поступивших из Филиала кадастровых паспортов земельных участков в сведения подразделов I ЕГРП открытых в отношении вышеназванных земельных участков были внесены изменения.

Так, на основании кадастрового паспорта земельного участка от 15.05.2014 г. №1000/240/14-47708, выданного Филиалом, в сведения подраздела I ЕГРП, открытого в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:10:081502:047 и с кадастровым номером 10:10:081502:049 были внесены следующие изменения, в частности, в графе «назначение» - «сельскохозяйственное назначение». Каких-либо неправомерных действий со стороны Управление не имелось.

Представитель ответчика ФГБУ "КП" по доверенности Кондрашина С.А. иск не признала и пояснила, что и Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 10:10:0815 02:049, 10:10:0815 02:047 были внесены в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, ГКН) в соответствии с представленными в Филиал 20.08.2003 г. документами, а именно, заявками о постановке на кадастровый учет №220/03-193 и №220/03-194, копии постановления мэрии г. Сортавала «О предоставлении земельного участка гр-ну Машигину Ю.А. под личное подсобное хозяйство и сенокошение» от 17.12.1997 г. №2952, описаний земельных участков, копии землеотводного дела №22134.

В последующем, в орган кадастрового учета поступила инвентаризационная опись (перечень сведений о существующих земельных участков в границах кадастрового квартала 10:10:081502 по состоянию на 2005г.), переданная Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 г. N2П/l19, действовавшего на тот момент, содержащая информацию о том, что категория земель, к которой отнесены земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:0081502:047, 10:10:0081502:049 - земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, согласно представленным в 2003 г. в орган кадастрового учета документам, а именно, описаниям, планам границ земельных участков, входящим в состав землеотводного дела №22134, категория земель, к которой отнесены земельные участки, указана - земли сельскохозяйственного назначения.

В связи с чем, в целях приведения сведений, содержащихся в государственном реестре земель кадастрового района (в последующем, ГКН), в соответствие с документами, включенными в состав кадастрового дела, инвентаризационной описи (перечня сведений о существующих земельных участков в границах кадастрового квартала 10:10:081502 по состоянию на 2005 г.) органом кадастрового учета в сведения государственного реестра земель кадастрового района (в последующем, ГКН) о земельных участках с кадастровыми номерами 10:10:081502:049, 10:10:081502:047 были внесены сведения о категории земель земли сельскохозяйственного назначения.

Также отметила, что иных документов, подтверждающих принадлежность указанных земельных участков к иной категории земель, в адрес Филиала не поступало.

Филиал самостоятельно не изменял категорию земель спорных земельных участков, также при внесении в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, ГКН) не относил участки с кадастровыми номерами 10:10:081502:049, 10:10:081502:047 к определенной категории земель, в настоящее время в ГКН воспроизведены сведения об указанных земельных участках в соответ­ствии с документами, послужившими основанием для их внесения.

При этом пояснила, что в 2003 году при составлении кадастрового плана земельных участков была допущена техническая ошибка – сделана запись о принадлежности участков к землям населенных пунктов без соответствующих на то документов. В последующем категория земель, на которых расположены земельные участки истца, была приведена в соответствие, при этом права истца не были нарушены, так как изначально земельные участки имели категорию земель –«земли сельскохозяйственного назначения». Документов, подтверждающих, что спорные земельные участки отне­сены к категории земель - земли населенных пунктов, истцом не представлено. Также истец указывала на то, что его право нарушено в связи с изменением сведений о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:081502:049, 10:10:081502:047, вместе с тем, полагает, что его право может быть восстановлено путем возмещения убытков, а не внесением соответствующих изменений в сведения ГКН о категории земельных участков, таким образом, предмет иска противоречит основанию иска.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Х. муниципального района по доверенности Назарова Л.А. поддержала позицию изложенную представителем ФГБУ "КП", указала, что в рассматриваемом случае, как такового изменений категории земель не было, имело место приведение в соответствие сведений кадастрового учета с фактическими данными, так как земельные участки фактически расположены на землях сельскохозяйственного назначения. При этом также указала, что истцом неверно избран способ защиты нарушенного права исходя из существа заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации Х. муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, дела суд приходит к следующему.

С учетом характера спорных правоотношений одним из юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего дела является правильное определение категории земель, к которой относились земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:08 15 02:047 и 10:10:08 15 02:049, на момент издания постановления от 17.12.1997 № 952.

Судом установлено, что 11.06.2006 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании Договора купли-продажи земельных участков от 09.06.2006 г. было зарегистрировано право собственности Яковлева В.Д. на земельный участок, земли поселений, общей площадью 17 000 кв.м, кадастровый номер 10:10:081502:047, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.

Также 16.06.2006 г. в ЕГРП на основании Договора купли-продажи земельных участков от 09.06.2006 г. было зарегистрировано право собственности Яковлева В.Д. на земельный участок, земли поселений, общей площадью 4000 кв.м, кадастровый номер 10:10:081502:049, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.

Основанием для определения категории земель явились кадастровые планы земельных участков от 21.08.2003, из которых следует, что земельные участки отнесены к категории земель – «земли поселений».

Первоначальному собственнику, Мишагину Ю.А., земельный участок предоставлялся в собственность бесплатно на основании постановления мэрии г. Сортавала от 17.12.1997 за № 952 «О предоставлении земельного участка гр-ну Мишагину Ю.А. под личное подсобное хозяйство и сенокошение».

Данный земельный участок площадью 2,9 га (сенокос осушенный) был изъят из земель фермерского хозяйства «Т.» и передан в городской земельный запас для дальнейшего распределения (п.1 постановления).

Из п. 2 постановления следует, что земельный участок площадью 3 га- земли городского запаса предоставлен Мишагину Ю.А. из них: 2.1 га (сенокос осушенный) в собственность под личное подсобное хозяйство с правом строительства жилого дома и хозяйственных построек, 0,9 га (0,8 га –сенокос осушенный, 0,1 га –лес) в аренду на 10 лет (с правом продления) под сенокошение.

Указанное постановление является правоустанавливающим документом, в данном документе категория земель не указана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 2107.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), в редакции, действовавшей на момент проведения государственной регистрации права собственности Мишагина Ю.А., обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являлся кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Представления кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на 25.11.2003 г.) кадастровый план земельного участка должен был быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 10:10:081502:049, 10:10:081502:047, были внесены в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем, ГКН) в соответствии с представленными в Филиал 20.08.2003 г. документами, а именно, заявками о постановке на кадастровый учет №220/03-193 и №220/03-194, копии постановления мэрии г. Сортавала «О предоставлении земельного участка гр-ну Машигину Ю.А. под личное подсобное хозяйство и сенокошение» от 17.12.1997 г. №2952, описаний земельных участков, копии землеотводного дела №22134.

При этом, согласно представленным в 2003 г. в орган кадастрового учета документам, а именно, описаниям, планам границ земельных участков, входящим в состав землеотводного дела №22134, категория земель, к которой отнесены земельные участки, указана - земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на 25.11.2003 г.) в подразделе I ЕГРП содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

На государственную регистрацию права собственности Машигина Ю.А. на земельные участки были представлены Кадастровый план земельного участка № 20/03-602 от 21.08.2003 г., выданный ФГБУ "КП" (земельный участок с кадастровым номером 10:10:081502:047), и кадастровый план земельного участка № 20/03-603 от 21.08.2003 г., выданный ФГБУ "КП" (земельный участок с кадастровым номером 10:10:081502:049).

В вышеназванных кадастровых планах земельных участков было указано, что данные земельные участки относятся к категории земель - «земли поселений».

Оснований ставить под сомнения сведения, содержащиеся в кадастровых планах, удостоверенных органом, осуществлявшим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (ФГБУ "КП") орган, осуществлявший государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имел.

В связи с этим в свидетельство о праве собственности были внесены сведения о категории земель как «земли поселений».

Впоследствии, при отчуждении указанных земельных участков, в том числе, и при покупке земельных участков Яковлевым В.Д., Управление не имело оснований повторно истребовать кадастровые планы земельных участков, поскольку таковые планы ранее были представлены и помещены в соответствующее дела правоустанавливающих документов.

В последующем, в орган кадастрового учета поступила инвентаризационная опись (перечень сведений о существующих земельных участков в границах кадастрового квартала 10:10:081502 по состоянию на 2005), переданная Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 г. N2П/l19, действовавшего на тот момент, содержащая информацию о том, что категория земель, к которой отнесены земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:081502:047, 10:10:081502:049 - земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, сведения о земельных участках 10:10:081502:047, 10:10:081502:049 были внесены в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки" в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 содержит сведения о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами или находящиеся в собственности конкретных лиц. При этом в силу прямого указания законодателя, при внесении сведений о ранее учтенных земельных участках записи осуществляются только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.

Внесение сведений в Реестр объектов недвижимости является действием учетного характера, осуществляемым на основании представленных соответствующими органами документов. Само по себе внесение сведений в указанный реестр не порождает и не прекращает гражданских прав и обязанностей.

В силу п. 1.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков № ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. Пунктом 1.4 Указаний предусмотрено, что в перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.

Согласно п. 3.1 Указаний для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка.

Исходя из п. 2.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10 апреля 2001 г.) при составлении перечня ранее учтенных земельных участков используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра: во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах); во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков. Утвержденные материалы инвентаризации земель используются в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках. Указания содержат порядок составления перечня ранее учтенных земельных участков и составления инвентаризационного плана земельных участков, установлена последовательность приоритетности документов.

В Перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный кадастр недвижимости. При составлении Перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках содержащихся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных отделах управления Роснедвижимости.

Сведения по спорным земельным участкам занесены в ГКН в соответствии с Перечнем ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала 10:10:08 15 02, где в за №№4 и 5 значатся земельные участки с кадастровыми номерами 10:10:081502:047, 10:10:081502:049, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид права - собственность, собственник - Мишагин Ю.А., основной источник информации – Постановление мэрии г.Сортавала № 952 от 17.12.1997.

Основанием для внесения сведений в Перечень является названное выше Постановление мэрии г. Сортавала.

Таким образом, ошибка в Перечне ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 10:10:08 15 02 отсутствует. При этом истец не оспаривает данный документ.

Доводы истца о том, что в свидетельства о праве собственности на землю содержатся сведения о двух земельных участках отнесенных к категории земель - земли поселений, не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку свидетельство о праве собственности на землю является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом. Правоустанавливающим документом в данном случае является Постановление мэрии г.Сортавала №952 от 17.12.1997, в строгом соответствии с которым и были внесены сведения в Перечень ранее учтенных земельных участков, в том числе и определена категория земель с учетом разрешенного использования, в данном случае личное подсобное хозяйство и зонирования территорий, данных о том, что спорные земельные участки находятся в границе наследного пункта суду не представлены.

Так, п.п.8 п.1 ст.1 ЗК РФ предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

При этом в статье 79 Земельного кодекса РФ содержится прямое указание, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Земельные участки, находящийся в собственности у Яковлева В.Д. по своему разрешенному использованию правомерно отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Разрешенное использование спорных земельный участков не изменялось с издания правоустанавливающего документа - Постановлении мэрии г. Сортавала, до настоящего времени и определено как «личное подсобное хозяйство».

Каких-либо документов, свидетельствующих о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую с момента издания правоустанавливающего документа и до настоящего времени в соответствии с ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" суду не представлено, правопредшественниками требования об оспаривании постановления от 1997 года не заявлялись.

Соответственно требования истца не подлежат удовлетворению. Принимая данное решение, суд также исходит из то, что согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 172-ФЗ, определяющей порядок отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий является обязательным.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 3).

В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся (часть 4).

Суд также учитывает, что истец, указывая, что его право нарушено в связи с незаконным изменением сведений о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 10:10:081502:049, 10:10:081502:047 и полагая, что его право может быть восстановлено путем возмещения убытков, а не внесением соответствующих изменений в сведения ГКН о категории земельных участков, является неверным, поскольку предмет иска противоречит основанию иска, то есть, истцом неверно избран способ защиты нарушенного права.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлева В.Д. к Министерству Финансов Российской Федерации, ФГБУ "КП", У. о возмещении убытков оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.П.Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2015 года.

2-6/2015 (2-866/2014;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлев В.Д.
Ответчики
АСМР
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра по РК"
Министрество финансов по РК
УФСГРКи К по РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
30.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2014Передача материалов судье
01.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Судебное заседание
18.11.2014Судебное заседание
04.12.2014Судебное заседание
23.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
03.02.2015Судебное заседание
07.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2015Дело оформлено
03.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее