Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2022 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре Халааран Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО14 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
с участием истца ФИО11 и его представителя по ордеру ФИО12,
установил:
истец обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет, в записи акта о рождении в графе «отец» указан ФИО2 на основании заявления матери. Недвижимого имущества в собственности погибшая не имела. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва опекуном над истцом назначена ФИО3. Кроме этого, истец был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как круглая сирота. В настоящее время не имеет собственного жилья, снимает жилье в аренду, денег на приобретение или строительство жилья не имеет.
Просит обязать ответчика предоставить ФИО15 жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Тыва на территории <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ заменен ненадлежащий ответчик с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на Министерство образования Республики Тыва
В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск, просили удовлетворить.
Представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом.
Суд рассматривает дело без участия представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Министерство труда и социальной политики Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от 18 мая 2022 № 290 и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.
Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия - предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).
Согласно свидетельству №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чём сделана запись акта №. Отцом ребенка указан ФИО2, матерью указана ФИО1. Эта же информация указана в справке о рождении №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, и в анкете ребенка, заполненной ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта №.
Постановлением № Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, приемными родителями несовершеннолетнего ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. были назначены ФИО4 и ФИО5.
Согласно сообщению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, Отдел опеки и попечительства направляет несовершеннолетнего ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р. для поступления в Республиканскую кадетскую школу-интернат. Несовершеннолетний ФИО11 находится на учете в отделе опеки и попечительства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Отца у несовершеннолетнего нет, мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеется прав собственности на недвижимое имущество.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО13 ФИО6-оол ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеется прав собственности на недвижимое имущество.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 направил заявление с просьбой включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ответе на заявление Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, Агентство сообщило ФИО20 о решении Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому его включили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
Постановлением № Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеется прав собственности на недвижимое имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, разрешило раздельное проживание попечителя ФИО3 с подопечным ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на период обучения несовершеннолетнего в МАОУ СОШ № <адрес>.
Согласно свидетельству №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО26 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта №. Отцом ребенка указан ФИО13 ФИО6-оол ФИО8, матерью указана ФИО7.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Тыва на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ под порядковым №. Жилое помещение из специализированного жилищного фонда на территории Республики Тыва не выдавалось.
Согласно сведениям из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 получил среднее профессиональное образование <данные изъяты>
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлена на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.
Согласно постановлению Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения.
Норма, закрепленная в пункте 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан. В связи с этим оснований для распространения общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений с учетом членов семьи на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, урегулированных специальными нормами, не имеется.
Таким образом, поскольку федеральным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма на членов семей лиц, относящихся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат.
Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего подлежит освобождено от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, судебные расходы в виде государственной пошлины в доход бюджета городского округа «<адрес> Республики Тыва» взысканию с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление ФИО27 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Тыва <данные изъяты> предоставить ФИО28 <данные изъяты> на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, техническим нормам общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2022 года.
Судья В.О. Саая