39RS0002-01-2021-002465-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стефанской Н.В.
при секретаре Моздыган М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рагимовой
Тамары Викторовны к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ,
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) о признании права собственности на
жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Рагимова Т.В. обратилась в суд, указывая, что в 1997 работала гражданским персоналом в военном учреждении МО РФ в г. Калининград - Отдел капитального строительства Балтийского флота. 29 августа 1997 года Рагимова Т.В. и ее дочь Рагимова А.А. были вселены данным учреждением в жилое помещение, расположенное по адресу: < адрес >. Ордер для заселения не выдавался и в дальнейшем договор социального найма с нанимателем не заключался. 21 сентября 2009 года Рагимова А.А. была снята с регистрационного учета по указанному адресу. В настоящее время Рагимова Т.В. проживает в указанном жилом помещении и оплачивает содержание общедомового имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги. На ее имя открыт финансовый лицевой счет. Рагимова Т.В. обратилась в Росреестр по Калининградской области за выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных на объект недвижимости квартиры в которой она проживает. 01 сентября 2020 года Рагимова Т.В. получила выписку, где информация о том, кому принадлежит жилое помещения, в котором она проживает, отсутствует. 05 ноября 2020 года после повторного обращения в Росреестр по Калининградской области за выпиской из ЕГРН получила аналогичную выписку без необходимой информации о собственнике квартиры. 28 декабря 2020 года на её обращение в ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» МО РФ о приватизации Регимовой Т.В. жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >, г. Калининград, ей было сообщено, что указанное жилое помещение на праве оперативного управления за Учреждением не закреплено и на его балансе не состоит. 18 марта 2021 года на обращение истца о приватизации Врио начальника 1 отдела Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ в своем ответе № 194/1/УГ-08709/1849 сообщил, что сведения о предоставлении Рагимовой Т.В. вышеуказанного жилого помещения и о закреплении его на праве оперативного управления Минобороны России в Департаменте отсутствуют. По вопросу получения указанной информации предложено обратиться в ФГАУ «Росжилкомплекс». В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 744 вопрос передачи жилых помещений в собственность бесплатно в порядке приватизации находится в компетенции Департамента. Вместе с тем механизм реализации этих полномочий в настоящее время нормативно не урегулирован, в связи с чем заключение указанных договоров не производится. Рекомендовано вопрос о признании права собственности в порядке приватизации разрешить в судебном порядке лично либо через представителя. Просила, с учетом последующих уточнений, признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: < адрес >.
В судебное заседание истец Рагимова Т.В. и её представитель Золотарёв М.Ю. не явились, извещены надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Представителем ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ представлены возражения на иск, в удовлетворении которого просит отказать.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Рагимова Т.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. < адрес >, с 29 августа 1997 года. В жилом помещении совместно с истицей, с указанного времени, зарегистрирована её дочь Рагимова А.А.
В силу требований ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Указанное жилое помещение было предоставлено истцу как лицу гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, т.е. в связи с трудовыми отношениями.
На обращение Рагимовой Т.В. 28 декабря 2020 года ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» МО РФ о приватизации вышеуказанного жилого помещения ей было сообщено, что указанное жилое помещение на праве оперативного управления за Учреждением не закреплено и на его балансе не состоит.
18 марта 2021 года на аналогичное обращение истца Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ было указано, что сведения о предоставлении Рагимовой Т.В. спорного жилого помещения и о закреплении его на праве оперативного управления Минобороны России в Департаменте отсутствуют. По вопросу получения указанной информации предложено обратиться в ФГАУ «Росжилкомплекс». В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 744 вопрос передачи жилых помещений в собственность бесплатно в порядке приватизации находится в компетенции Департамента. Вместе с тем механизм реализации этих полномочий в настоящее время нормативно не урегулирован, в связи с чем заключение указанных договоров не производится.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации), оно появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде; таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 6-П).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Как установлено требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вместе с тем, как установлено судом, здание, расположенное по адресу: г. < адрес >, является общежитием и в соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 19.02.2021 № 476 на праве оперативного управления закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.
Согласно ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества.
Таким образом, поскольку спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, было предоставлено истцу как лицу из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в качестве служебного на период работы; специальный статус жилья как служебного до настоящего времени не утрачен, так как собственник (Министерство обороны РФ) решение об исключении данного жилого помещения из числа служебных и о предоставлении его истцу по договору социального найма не принимал.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, устанавливалось, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
По нормам ЖК РСФСР (ст.ст. 28-31, 33,42, 43) основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Согласно п. 43 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. №80 предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 101 ЖК РФ РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работу или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Суд, считает, что несмотря на то, что ордера на занятие спорного жилого помещения не выдавалось, отметок о том, что спорное жилое помещение является служебным не имеется, также не указано основание для предоставления жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, указанное свидетельствует о невозможности применения к спорному жилому помещению правового режима, установленного для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и об отсутствии у истицы права на приватизацию в соответствии со ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решение о его передаче в муниципальную собственность МО РФ не принималось.
Признаком служебного жилого помещения (до 01.03.2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве введения или оперативного управления.
Согласно подп. «м» п.2 названного постановления МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось.
Доказательств того, что Рагимова Т.В. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в отношении неё принималось решение об изменении статуса занимаемого жилого помещения, предоставление ей этого жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющем право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не представлено.
С учетом приведенных выше норм права и установленных судом обстоятельств, а также учитывая, что спорное помещение не отнесено в установленном законом порядке к категории жилых помещений, является служебным, суд находит, что оснований для признания права собственности на него в порядке приватизации за истцом не имеется и исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рагимовой Тамары Викторовны к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) о признании права собственности на жилое помещение -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2021 года.
Судья Н.В. Стефанская