№2-712/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шебекино 6 августа 2019 г.
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Иконникова А.А.,
при секретаре Хамской Ю.В.,
с участием истца Зилодзе Р.А., ответчиков Иванова В.И., Шевченко А.П., Кравцовой В.С., представителя администрации Шебекинского городского округа Истратова А.В. (по доверенности),
в отсутствие истца Читадзе С.К.к, ответчиков Коротких Е.А., Кравцова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зилодзе ФИО13, Читадзе ФИО14 к Коротких ФИО15, Иванову ФИО16, Шевченко ФИО17, Кравцовой ФИО18, Кравцову ФИО19, администрации Шебекинского городского округа о признании права собственности на часть жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородской области от 14 февраля 1995 г. приобрели у АО «Родина» в равных долях <адрес>, площадью 36,8 кв.м, в том числе жилой 22,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Дело инициировано иском Зилодзе Р.А., Читадзе С.К.к, которые просят признать за ними по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, площадью 54,5 кв.м, в том числе жилой 36 кв.м, состоящую из коридора площадью 3,8 кв.м, жилой комнаты площадью 16,2 кв.м; жилой комнаты площадью 19,8 кв.м; кухни площадью 9,4 кв.м; санузла площадью 5,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование требований ссылается на то, что фактически квартира является обособленным помещением с отдельным входом, отдельной системой коммуникаций, признание квартиры частью жилого дома необходимо для оформления земельного участка в собственность.
В судебном заседании истец Зилодзе Р.А требования поддержал.
Ответчики Иванов В.И., Шевченко А.П., Кравцова В.С., представитель администрации Шебекинского городского округа Истратов А.В. не возражали против удовлетворения требований.
Истец Читадзе С.К.к, ответчики Коротких Е.А., Кравцов А.Е. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах не явки не сообщили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан в Белгородской области от 14 февраля 1995 г. истцы приобрели в равных долях <адрес>, площадью 36,8 кв.м, в том числе жилой 22,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В настоящем иске истцы просят признать право собственности за ними на часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес>.
Однако документов подтверждающих изменение адреса, приобретенной ими квартиры или иных документов, подтверждающих принадлежность им имущества по последнему указанному адресу, суду не представлено.
Из сведений об основных характеристиках на объект недвижимости от 25 июня 2019 г. следует, что по <адрес> находится квартира, площадью 112 кв.м, ее собственник не указан.
У троих ответчиков по делу также в собственности находятся квартиры.
На основании ч.1 ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В соответствии с ч.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В свою очередь квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
В этой связи, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы, либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Согласно п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно сведениям об основанных характеристиках на <адрес> в <адрес>, данный дом является многоквартирным, общей площадью 232,6 кв.м.
Поскольку вышеуказанный дом является многоквартирным, то он содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, в связи с чем, данная квартира не может быть признана частью жилого дома.
Ссылка истцов на отсутствие у них возможности приобрести в собственность земельный участок, прилегающий к дому, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к общему имуществу дома, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
В силу статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на квартиру. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 44 ЖК РФ установлено, что правом принимать решение о пределах пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, принятие решения о передаче в пользование общего имущества отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Также следует отметить, что имущество, на которое истцы просят признать право собственности, имеет признаки самовольной постройки.
В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).
Данные положения гражданского законодательства предусматривают обязательное нахождение, на каком-либо законном основании, у лица земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.
В данном случае пристройка к квартире находится на земельном не принадлежащем истцам, ее строительство произведено без разрешительной документации.
Каких-либо действий по легализации и регистрации самовольной пристройки в административном порядке истцы не предпринимали.
Более того, из представленных истцом экспертных заключений следует, что <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям п.3.9. СанПиН 2.1.2.26.45-10.
На основании изложенного не могут служить основанием для удовлетворения требований приложенные к иску копии судебных актов.
Кроме того, признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.
В этой связи в ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 ГПК РФ закреплено, что обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Поскольку истица в рамках избранного способа защиты, не представила доказательств нарушения ее прав и законных интересов, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░20, ░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░░ ░░░22, ░░░░░░░ ░░░23, ░░░░░░░░ ░░░24, ░░░░░░░░░ ░░░25, ░░░░░░░░ ░░░26, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2019 ░.