Решение по делу № 2а-237/2020 от 19.12.2019

Дело №2а-237/2020

УИД: 26RS0024-01-2019-004418-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 года г.Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хрипкова А.И.,

при секретаре Васильевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Шорчиковой Юлии Геннадьевны к администрации г.Невинномысска об оспаривании постановления об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, о возложении обязанности восстановить нарушенное право путем признания нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ,

УСТАНОВИЛ:

Шорчикова Ю.Г. обратилась в Невинномысский городской суд СК с административным иском к администрации г.Невинномысска, заявив требования об оспаривании постановления №1765 от 24.09.2019г. об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, о возложении обязанности восстановить нарушенное право путем признания нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, указав в обоснование заявленных требований, что в июне 2019г. она обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением о включении в число участников указанного мероприятия, однако постановлением от 24.09.2019г. №1765 ей с составом семьи из трех человек: Шорчикова Ю.Г., супруг – Шорчиков И.М., и дочь ФИО1., отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников данного мероприятия по основанию п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как полагает административный истец, данный отказ администрации г.Невинномысска является незаконным и необоснованным, и нарушает конституционные права ее молодой семьи и лишает ее государственной поддержки.

Так, ссылаясь на положения ст.31 ЖК РФ, определяющей понятие члена семьи собственника жилого помещения, истица указывает, что на сегодняшний день членами ее молодой семьи являются три человека – она, супруг и дочь. Никто более членами ее семьи не является.

Истица указывает, что с семьей зарегистрированы по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей ее бабушке – ФИО2 и в указанной квартире зарегистрировано всего шестеро человек.

По мнению заявителя, ответчиком при подсчете нуждаемости в жилых помещениях ее молодой семьи в расчет приняты все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности родителям, бабушке. Но эти жилые помещения не принадлежат на праве собственности ей и членам ее семьи.

Указывая, что согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, а также ссылаясь на положения ч.1 и ч.2 ст.31 Жилищного Кодекса РФ, п.5-6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., истица полагает, что применительно к данным Правилам, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после указанной даты по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а основания отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы определены в п.18 Правил, истица указывает, что субъектами – участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

Также указывая, что п.15 названных Правил установлен перечень документов, которые молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства для участия в подпрограмме, а орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений, а основанием для отказа в выдаче свидетельства являются не предоставление или представление в неполном объеме документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документов, истица полагает, что лица, участвующие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также на 2015-2020 годы.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016г. №466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы» п.7 названных Правил дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Как указывает истица, исходя из п.6 и абз.2 п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в состав ее семьи для участия в подпрограмме входят: она, ее супруг и их несовершеннолетняя дочь, и уровень обеспеченности их молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающимися в жилых помещениях должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, и предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным правовым актом, и соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного акта, который, в отличие от ст.51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением, не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.

На основании указанных доводов, просила суд: признать незаконным постановление администрации г.Невинномысска СК от 24.09.2019г. №1765 «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях», которым Шорчиковой Ю.Г. с составом семьи из трех человек: она, супруг – Шорчиков И.М., а также дочь – ФИО1., отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ»; в порядке восстановления нарушенных прав возложить на администрацию г.Невинномысска признать Шорчикову Ю.Г. с составом семьи из трех человек: она, супруг – Шорчиков И.М., а также дочь – ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ.

В судебном заседании административный истец Шорчикова Ю.Г., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, участия не принимала, просив суд о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель административного ответчика – администрации г.Невинномысска, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, также просив о рассмотрении дела в ее отсутствие, с учетом представленных возражений на административное исковое заявление (л.д.33-35), согласно доводам которых согласно доводам которых состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Жилищного Кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

Ст.51 ЖК РФ предусмотрены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и п.2 ч.1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в силу ч.5 ст.50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. Такая учетная норма определена на основании решения Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. и составляет 13 кв.м. на одного человека.

В соответствии с требованиями ЖК РФ и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, были рассмотрены документы, представленные Шорчиковой Ю.,Г., и установлено, что согласно представленным документам Шорчикова Ю.Г. с семьей зарегистрированы по адресу: <адрес> в квартире площадью <данные изъяты> кв.м., которая принадлежит бабушке – ФИО2., в квартире зарегистрировано шесть человек.

Сама заявительница с 2005 по 2019 год была зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит бабушке, и по данному адресу зарегистрировано два человека.

Супруг заявительницы с 2003 по 2019 год был зарегистрирован по адресу: <адрес> в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м., в котором зарегистрировано два человека. Отцу заявителя с 2004 года принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., и право собственности прекращено 11.12.2014г.

Таким образом, ссылаясь на положения ч.1 и 2 ст.31 ЖК РФ, а также ч.2 ст.51 ЖК РФ, сторона ответчика указывает, что при подсчете нуждаемости семьи в жилом помещении учитывались указанные жилые помещения: 46,5+85+47,8+44,9/10=22,42 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Ссылаясь на положения ст.53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, представитель заинтересованного лица полагает, что все действия семьи Шорчиковых привели к ухудшению их жилищных условий, и непрпвильности их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, полагает, что в целях недопущения фактов нецелевого использования бюджетных средств Шорчиковой Ю.Г. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с целью участия в программе по предоставлению молодым семьям социальных выплат

Заинтересованное лицо на стороне административного истца – Шорчиков И.М., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г.Невинномысска, также привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 10.01.2020г., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица на стороне ответчика – Министерства строительства и архитектуры СК, привлеченного к участию в рассмотрении дела на основании определения суда от 29.01.2020г., также будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.49-53, 63-67), согласно доводам которого заявленные требования министерство не признает, считает их незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как указывает представитель заинтересованного лица, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, содержащей аналогичные нормы.

Социальные выплаты молодым семьям Программы предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, также утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050.

Ссылаясь на положения п.6 названных Правил, определяющей понятие молодая семья для целей и задач Программы, а также порядок учета указанных молодых семей, указывает, что у министерства отсутствуют полномочия не включать молодую семью в список участников программы, изъявивших желание получать социальную выплату в планируемом году, формируемого администрацией муниципального образования, или исключать семью из этого списка.

По мнению представителя заинтересованного лица, практика Конституционного Суда РФ указывает на то, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия выплаты определяются законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции. Принципиальный государственный подход к решению жилищных потребностей предполагает активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Содействие государства в реализации гражданами своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении жилищных условий. Для получения социальных выплат необходимо соблюдение определенной процедуры, а также соответствие участников требованиям, установленным законодательством.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности, условие о соответствии молодой семьи всем установленным Правилами требованиям.

Так, ссылаясь на положения ч.2 ст.51 ЖК РФ, представитель Министерства указывает, что по имеющейся информации, семья Шорчиковых зарегистрированы по адресу: <адрес> в квартире площадью <данные изъяты> кв.м., которая принадлежит бабушке – ФИО2., в квартире зарегистрировано шесть человек. Сама истица с 2005 по 2019 год была зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит бабушке, и по данному адресу зарегистрировано два человека. Супруг заявительницы с 2003 по 2019 год был зарегистрирован по адресу: <адрес> в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м., в котором зарегистрировано два человека. Отцу заявителя с 2004 года принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., и право собственности прекращено 11.12.2014г.

Таким образом, ссылаясь на положения ч.1 и 2 ст.31 ЖК РФ, а также ч.2 ст.51 ЖК РФ, сторона ответчика указывает, что при подсчете нуждаемости семьи в жилом помещении учитывались указанные жилые помещения: 46,5+85+47,8+44,9/10=22,42 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Помимо этого, ссылаясь на положения ст.53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, представитель заинтересованного лица полагает, что все действия семьи Шорчиковых привели к ухудшению их жилищных условий, и непрпвильности их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и учитывая изложенные доводы, полагает, что в целях недопущения фактов нецелевого использования бюджетных средств Шорчиковой Ю.Г. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с целью участия в программе по предоставлению молодым семьям социальных выплат, и данная семья не соответствует требованиям, предъявляемым к участника программы, а министерство не совершило никаких противоправных действий в отношении истца.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего административного дела по существу в отсутствие истца, представителя административного ответчика, а также заинтересованных лиц, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.

Огласив доводы административного искового заявления, возражений на него административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается указанной подпрограммой.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, содержащей аналогичные нормы.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат установлены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в Приложении №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п.п.«б» п.6 Правил, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п.7 Правил, в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (данный абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016г. №466).

Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Ч.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Ст.51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч.1 данной нормы – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ч.5 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, а также из материалов учетного дела семьи Шорчиковых, ДД.ММ.ГГГГ. между Гниденко Ю.Г. и Шорчиковой Ю.Г. заключен брак, при заключении брака ей присвоена фамилия «Шорчикова» (л.д.12), и ДД.ММ.ГГГГ. у них родилась дочь – ФИО1. (л.д.18).

Из материалов административного дела, а также учетного дела семьи также следует, что Шорчикова Ю.Г., Шорчиков И.М. и несовершеннолетняя ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.13, 19). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке Шорчиковой Ю.Г. – ФИО2 Данное фактическое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Площадь указанного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., из них жилая – <данные изъяты> кв.м., в квартире зарегистрировано шесть человек.

До 29.05.2019г. Шорчикова Ю.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, площадь жилого помещения – <данные изъяты> кв.м., из них жилая – <данные изъяты> кв.м., в доме зарегистрировано два человека, а Шорчиков И.М. – по адресу: <адрес> площадь жилого помещения – <данные изъяты> кв.м., из них жилая – <данные изъяты> кв.м., в доме зарегистрировано два человека.

Из материалов дела также следует, что отчиму Шорчиковой Ю.Г. – ФИО3 в период с 12.03.2004г. по 11.12.2014г. принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

При этом, согласно имеющейся в материалах учетного дела семьи Шорчиковых выписок из ЕГРН, ни Шорчикова Ю.Г., ни Шорчиков И.М., ни несовершеннолетняя ФИО1., в собственности жилых помещений или иных объектов недвижимого имущества не имеют, и никогда не имели.

20.06.2019г. Шорчикова Ю.Г. обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», молодую семью в составе трех человек: Шорчикова Ю.Г., Шорчиков И.М., ФИО1. В заявлении она указала, что в собственности жилых помещений она и члены ее семьи не имеют, а также указано, что гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние пять лет она и члены ее семьи не производили. К заявлению приложены следующие документы: копии паспортов Шорчикова И.М. и Шорчиковой Ю.Г., копии свидетельства о рождении ФИО1 копии домовых книг, технические паспорта, акт обследования жилищных условий, согласие на обработку персональных данных.

Постановлением администрации г.Невинномысска от 24.09.2019г. №1765 в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» Шорчиковой Ю.Г. с составом семьи из трех человек: она, муж Шорчиков И.М., дочь – ФИО1., зарегистрированных по адресу: <адрес>, отказано с указанием на п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – так как не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

А согласно п.4 данной нормы, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Ст.51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч.1 данной нормы – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ч.5 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

В силу ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Ч.1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

А в силу ч.2 ст.31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Для признания других лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, указанные в пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления администрации г.Невинномысска в качестве членов семьи Шорчиковой Ю.Г. лица – отчим Шорчиковой Ю.Г. и отец Шорчикова И.М., как собственники жилых помещений, находящихся в пользовании молодой семьи, фактически таковыми не являются, и указание на них как на членов семьи последней противоречит требованиям ст.2 СК РФ и ст.31 ЖК РФ, а потому является незаконным.

Кроме того, из содержания оспариваемого истцом постановления администрации г.Невинномысска, пояснительной записки к проекту данного постановления, а также из пояснений представителей административного ответчика – администрации г.Невинномысска и заинтересованного лица – Минстроя СК, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление, следует, что основанием к отказу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – так как совершены действия, в результате которых семья Шорчиковой Ю.Г. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.

Вместе с тем, согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

А согласно п.4 данной нормы, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В оспариваемом постановлении, а также согласно доводов административного ответчика, основанием к отказу в постановке на учет семьи Шорчиковой Ю.Г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

А согласно ст.53 ЖК РФ Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По мнению административного ответчика, в данном случае заявитель совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в п.2.5 Письма Минстроя России от 07.08.2017г. №28068-ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», согласно положениям ст.53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

- вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;

- переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;

- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

- неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

При этом, Шорчиковой Ю.Г. и членами ее семьи ни одного из перечисленных действий совершено не было.

Прекращение права собственности ФИО3 на жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, не свидетельствует о намеренном ухудшении Шорчиковой Ю.Г. или членами ее семьи своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Более того, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007г. №258-О-О указал, что по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст.53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Соответственно, такое основание для отказа в постановке на учет семьи заявителя, как указано в оспариваемом постановлении, с учетом содержания пояснительной записки к нему и доводов административного ответчика, невозможно признать обоснованным, и соответствующим требованиям ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Соответственно, оспариваемое истицей постановление администрации г.Невинномысска №1765 от 24.09.2019г. «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях» в отношении Шорчиковой Ю.Г. и членов ее семьи, является незаконным, а требования административного истца в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, оценивая заявленные требования в части возложения на администрацию г.Невинномысска обязанности принять решение о постановке Шорчиковой Ю.Г. и ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать, что принятие решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, и суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом. Восстановление нарушенного права Шорчиковой Ю.Г. в данном случае достигается путем признания оспариваемого решения незаконным и признания за нею оспариваемого права в соответствии с установленном порядком и процедурой.

Соответственно, в порядке восстановления нарушенных прав следует возложить на административного ответчика обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления Шорчиковой Ю.Г. о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», молодой семьи Шорчиковой Ю.Г., с составом семьи из трех человек: Шорчикова Юлия Геннадьевна, Шорчиков Иван Михайлович, ФИО1, и принять по нему решение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного иска Шорчиковой Юлии Геннадьевны к администрации г.Невинномысска об оспаривании постановления об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, о возложении обязанности восстановить нарушенное право путем признания нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ – удовлетворить частично.

Признать постановление администрации г.Невинномысска от 24.09.2019г. №1765 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в отношении молодой семьи Шорчиковой Ю.Г. с составом семьи из трех человек по основанию п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – незаконным.

В порядке восстановления нарушенных прав административного истца возложить на администрацию города Невинномысска обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления Шорчиковой Ю.Г. о признании нуждающейся в жилом помещении в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, молодой семьи Шорчиковой Ю.Г., с составом семьи из трех человек: Шорчикова Юлия Геннадьевна, Шорчиков Иван Михайлович, ФИО1.

В удовлетворении требований административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности поставить Шорчикову Ю.Г. и ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 марта 2020 года.

Судья А.И.Хрипков

2а-237/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шорчикова Юлия Геннадиевна
Ответчики
администрация г. Невинномысска
Другие
Мирошниченко Наталья Анатольевна
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Хрипков Алексей Игоревич
Дело на странице суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
21.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2019Подготовка дела (собеседование)
10.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
10.01.2020Подготовка дела (собеседование)
17.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Подготовка дела (собеседование)
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее