Судья Спицына О.А. Дело № 33-2210
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Веремьевой И.Ю.,
судей: Болонкиной И.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре: Пыльновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №44-RS00021-01-2021-001124-63 по апелляционной жалобе представителя управления имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы Левиковой А.А. на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 10 июня 2021 года, которым иск Савинова Анатолия Германовича, Барышева Георгия Анатольевича удовлетворен.
За Савиновым Анатолием Германовичем, Барышевым Георгием Анатольевичем признано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 219 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом, адрес: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителя администрации г.Костромы и управления имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы Левикову А.А., Савинова А.Г. представителя Барышева Г.А. - адвоката Логутова А.В., которые согласны с решением суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Савинов А.Г. и Барышев Г.А. обратились в суд с иском к управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы о признании за ними права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером № площадью 1 219 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, на право общей долевой собственности пропорционально долям в праве собственности на жилой дом в порядке, установленном пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Требования мотивированы тем, что жилой дом с четырьмя пристройками общей площадью 109,7 кв.м по вышеуказанному адресу принадлежит им на праве общей долевой собственности по ? доли у каждого. Согласно архивным справкам ОГКУ «Государственный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, техническому паспорту данный жилой дом был построен на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ за № и принадлежал Горлову Г.Р. и Горловой Т.И., впоследствии право собственности перешло истцам на основании договоров купли-продажи. Учитывая, что к истцам в силу земельного законодательства, закрепляющего принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем построек, перешло от первоначального собственника право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, они имеют право на приобретение спорного земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> с соответствующим заявлением. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> сообщило о том, что часть земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> расположена за границами красных линий, которые установлены в составе проекта детальной планировки <адрес>, утвержденного решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года, в связи с чем нахождение его в частной собственности не допускается в соответствии с пунктом 2 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Зарегистрировать право собственности в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в административном порядке истцам не представляется возможным в виду наличия спора о праве между публичным собственником земельного участка и обладателем вещного права на него, возможности приобретения последним права собственности на этот земельный участок. Ссылаясь на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, указали, что, поскольку земельный участок находится в фактическом пользовании собственников жилого дома, на нем нет объектов общего пользования, по нему не проходит автомобильная дорога, Генеральный план города Костромы, утвержденный решением Думы города Костромы от 18.12.2008 года не предполагает использование части спорного участка для эксплуатации или реконструкции автомобильной дороги местного назначения и не содержит положений о перспективах такого использования, поэтому спорный участок не может относиться к территории общего пользования. Кроме того, данным земельным участком не может пользоваться неограниченный круг лиц, поэтому то обстоятельство, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий, установленных в 1991 году, то есть до принятия Генерального плана 2008 года и нереализованных в целях, для которых они были установлены, не является препятствием для оформления за истцами права собственности на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация г.Костромы и Управление Росреестра по Костромской области.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования, просили признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 219 кв.м, расположенный по адресу: г.Кострома, ул.Юных пионеров, д.84, по ? доли за каждым.
Судом постановление решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель управления имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы Левикова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Савиновым А.Г. и Барышевым Г.А. исковых требований. Указывает, что решение судом постановлено с нарушением норм, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета правовой позиции, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 16.01.2017 года (№1). В материалах дела имеется ситуационный план, утвержденный решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №534, в соответствии которым спорный земельный участок располагается за границами красных линий, установленных в составе проекта детальной планировки Ленинского района г.Костромы, который является действующим. Не согласна с выводами суда о том, что действующий проект детальной планировки Ленинского района г.Костромы, утвержденный решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №534, противоречит Генеральному плану г.Костромы, указывает, что отображение действующих красных линий в генеральном плане застройки нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Ответчик, решая вопрос о предоставлении спорного земельного участка в собственность истцов, руководствовался в том числе и Генеральным планом г.Костромы. Вывод суда о непредоставлении ответчиком доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, является необоснованным. поскольку резервирование земельного участка для муниципальных нужд является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с чем не было положено стороной ответчика в основу своей правовой позиции относительно заявленных исковых требований, следовательно, не являлось предметом доказывания в рамках рассмотрения настоящего иска. Для отказа в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, доказательств резервирования такого участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и(или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Однако правовой оценки этому доводу в решении суда не приведено.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, жилой дом с четырьмя пристройками, общей площадью: <данные изъяты>, в том числе жилая площадь: <данные изъяты> два сарая, гараж, ямник, ограждения, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Савинову А.Г. и Барышеву Г.А. по ? доли у каждого. Барышевым Г.А. ? доли дома приобретена на основании договора купли-продажи от 24 мая 2011 года, Савиновым А.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.6-9).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Барышев Г.А. (покупатель) приобрел право собственности на 1/2 долю жилого дома с пристройками по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, права на земельный участок продавцами не оформлялись, покупатель взял на себя обязательства после регистрации права на ? долю жилого дома с пристройками оформить земельный участок в соответствии с законодательством (л.д.7).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости площадь земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом, составляет 1 219 +/-24 кв.м (л.д.61).
ДД.ММ.ГГГГ Савинов А.Н. и Барышев Г.А. обратились с заявлением в управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> о предоставлении земельного участка площадью 1 219 кв.м по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> кадастровым номером № в собственность.
Распоряжением начальника управления имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р истцам отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> в собственность. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок располагается за границами красных линий, является ограниченным в обороте и не может предоставляться на заявленном виде права в соответствии с пунктом 2 статьи 27, пунктом 6 статьи 39.16, подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы г.Костромы от 18 декабря 2008 года №212, проектом детальной планировки Ленинского района г.Костромы, утвержденным решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1991 года №534 (л.д.18).
В этот же день Савинову А.Г. и Барышеву Г.А. управлением имущественных и земельных отношений администрации <адрес> письменно было сообщено об отказе в удовлетворении их заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Указано, что земельный участок по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> кадастровым номером № располагается за границей красной линии, которая установлена в составе проекта детальной планировки Ленинского района г.Костромы, утвержденного решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №534, в связи с чем принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку земельные участки общего пользования не предоставляются в частную собственность. Указано, что заявители вправе обратиться в управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду (л.д.17).
Не согласившись с отказом, истцы обратились в суд с настоящим иском. В обосновании исковых требований о признании права собственности на спорный земельный участок указали, что, учитывая, что к истцам в силу земельного законодательства, закрепляющего принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем построек, перешло от первоначального собственника право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, они имеют право на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Возражая против иска, представитель управления имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы Левикова А.А. указала, что спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы г.Костромы от 18.12.2008г. №212, частично расположен в пределах территории предназначенной для реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги местного значения - улицы Юных пионеров. Данная улица местного значения отображена на карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети, разработанной в составе Генерального плана города Костромы. Данная карта опубликована на официальном сайте администрации г.Костромы, является общедоступной. Улица Юных пионеров обозначена в качестве улицы местного значения, планируемая ширина которой составляет 20 метров. Кроме того, согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Костромы, утвержденному решением Думы г. Костромы от 27.08.2015г. № 174 (строка 483), улица Юных пионеров отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.Костромы (л.д.29).
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Савинова А.Г. и Барышева Г.А., суд исходил из того, что красная линия, в пределах которой расположена часть спорного земельного участка и все объекты, принадлежащие истцам, была определена проектом детальной планировки Ленинского района г.Костромы, утвержденным решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №534, который в этой части реализован не был, является недействующим. При этом суд исходил из того, что согласно Генеральному плану г.Костромы, утвержденному решением Думы г.Костромы от 18.12.2008г. №212, приложение 1, раздел 11, <адрес> <адрес> отсутствует в перечне планируемых объектов в области развития улично-дорожной сети города. Информация об утверждении границ автомобильной дороги отсутствует, доказательств тому, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено.
Однако с выводами суда о том, что проект детальной планировки Ленинского района г.Костромы, утвержденный решением исполнительного комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 25.07.1991 года №534, является недействующим и о том, что информация об утверждении границ автомобильной дороги отсутствует, судебная коллегия согласиться не может.
Согласно подп.3 пункта 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подп.7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу приведенных норм права земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог местного значения, ограничены в обороте, не могут предоставляться в частную собственность.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Спорный земельный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа город Кострома.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются:1) проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры (п.1); схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети (п.4).
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пункту 11 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Из положений статей 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Из материалов дела следует, что согласно проекту детальной планировки Ленинского района г.Костромы (ситуационный план территории) часть спорного земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> кадастровым номером № площадью 1219 кв.м располагается за границей красной линии. На ситуационном плане территории ширина улицы отображена пунктирными линиями (л.д.63).
Данное обстоятельство Савиновым А.Г. и его представителем в судебном заседании в суде апелляционной инстанции не отрицалось. Истец и его представитель пояснили, что на земельном участке, который выходит за красную линию, объектов недвижимости не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании в суде апелляционной инстанции Левикова А.А. дала пояснения, что красной линией обозначена граница дороги местного значения <адрес> <адрес> в связи с чем вывод суда, что не представлено доказательств, подтверждающих что земельный участок находится в составе земель общего пользования, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Костромы, утвержденному решением Думы г. Костромы от 27.08.2015г. № 174 (строка 483), улица Юных пионеров отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.Костромы, протяженность – 1 231, 5 погонных метров.
Данная улица отображена на карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа город Кострома в области развития улично-дорожной сети, разработанной в составе Генерального плана города Костромы. Данная карта опубликована на официальном сайте администрации г.Костромы, является общедоступной.
Как указывалось выше, в силу действующего законодательства земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог местного значения ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.
Поскольку истцы просят признать за ними право собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040316:54 площадью 1219 кв.м, который частично расположен за красной линией, на автомобильной дороге местного значения, то у суда не имелось правовых оснований для признания за истцами права собственности на этот земельный участок.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что не представлено доказательств, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность физических и юридических лиц, в частности то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (пункт 7).
В данном случае управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы отказало истцам в предоставлении земельного участка в собственность по иному основанию, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок располагается за границами красной линии, является ограниченным в обороте.
То обстоятельство, что улица Юных пионеров отсутствует в перечне объектов в области развития улично-дорожной сети города, который является приложением № 2 к Генеральному плану города Костромы, утвержденному решением Думы г.Костромы от 18.12.2008г. №212, на что сослался суд, принимая решение об удовлетворении иска, не означает, что проект детельной планировки Ленинского района г.Костромы является не действующим и не свидетельствует о том, что автомобильная дорога по улице Юных пионеров отсутствует.
Как указывалось выше, автомобильная дорога - улица Юных пионеров включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Костромы, утвержденный решением Думы г. Костромы от 27.08.2015г. № 174 (строка 483).
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка было проведено межевание в 2011 году, границы которого были согласованы со смежными собственниками земельных участков, в том числе и с управлением городских земель <данные изъяты>, на что сослались Савинов А.Г. и адвокат Логутов А.В. в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, в подтверждение чего ими был представлен межевой план по образованию спорного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером ООО «<данные изъяты> 13 апреля 2011 года, не свидетельствует о незаконности отказа ответчика в предоставлении земельного участка истцам в собственность с учетом положений статей 27 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и не может являться условием для передачи испрашиваемого земельного участка в собственность.
Из анализа приведенных выше норм права следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43).
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Истцы в целях реализации права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность, не лишены возможности защитить свои права посредством оспаривания документации по планировке территории в порядке части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо путем корректировки границ спорного земельного участка.
Таким образом, при наличии указанных документов территориального планирования у суда не имелось правовых оснований для признания права собственности за истцами на спорный земельный участок, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, как принятое с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Костромы от 10 июня 2021 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Савинова Анатолия Германовича, Барышева Георгия Анатольевича о признании права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 219 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом, адрес: <адрес> <адрес> доли за каждым – отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2021 года.